Одной из самых трудных для понимания современным человеком особенностей мифа, является крайне специфическое его отношение со временем и причинно-следственными цепочками. Так фундаментальный принцип современной науки - принцип причинности (действие, совершаемое в будущем не может влиять на прошлое) - в мифе игнорируется сплошь и рядом. Да и само время ведёт себя более чем своеобразно. Вот о времени мы и поговорим.
Стало уже трюизмом утверждение, что в мифологическом мировоззрении время не линейно, а циклично. События, совершенные ранее, повторяются вновь и вновь, всё время, постоянно. Поэтому каждый человек - и мой дед, и мой прадед, и я сам, и мои праправнуки - являются современниками богов и героев, которые усмиряли хаос, боролись с потопом и вообще Космос, чтобы поютнее было, обустравали. Это положение весьма просто понять на словах, но крайне сложно принять, разделить, взглянуть на изменчивость нашего мира так, как видел её далекий предок. Вот, придумалось упражнение.
Все помнят знаменитый переход Моисея через море и потопление армий фараоновых.
Мы чётко понимаем - это было (если вообще было) очень давно. Постарайтесь представить, что Моисей раздвигает воды прямо сейчас. То есть, конечно, это было давно. Но, вместе с тем, это происходит и прямо сейчас, в этот момент. Вот иудеи идут по обнажившемуся морскому дну, хозяйственно подбирая бьющуюся рыбу и с испугом поглядывая на возвышающиеся водные стены. Вот фараон отдал команду и сотники грозно, командирским египетским матом, перестраивают армию из походного положения в боевое. Это всё - давным-давно и прямо сейчас, оновременно и неразделимо. Событие мифа как будто отбрасывает тень, которая обретает своё бытие в каждом мгновении будущего. Оно как будто соединяет времена незримой нитью, словно жемчужины на низке ожерелья. Время идёт и стоит на месте, движется и не движется, всё повторяется и не повторяется. Это - миф.