Перегонка нефти, активно развивавшаяся с середины 19 века, изначально была нацелена на получение керосина. Необходимость в дешёвом и доступном освещении определила высокий спрос на этот товар. По мере развития производства керосина, нефтезаводчики всё чаще стали задумываться о том, куда девать остатки от перегонки. Ведь после того, как пары нагретой нефти ушли в холодильник, в перегонном кубе осталось ещё немало чёрной вязкой жидкости. Сначала, казалось, это просто отход, не пригодный ни для чего. Так на Бакинских нефтепромыслах нефтяные остатки (в силу особенности нефти они, после перегонки, составляли 70-80% от добытой нефти -
ссылка) просто сливали в нефтяные амбары - выкопанные в земле ямы - а затем сжигали. Попытки приспособить эту жижу в качестве топлива наталкивались на проблему её высокой вязкости и тягучести. Поэтому оставалось только жечь нефтяные остатки в ямах. Русский инженер Шухов пресёк непотребное расточительство, придумав форсунку, которая позволяла разбрызгивать мазут в топке с помощью пара.
Братья Нобель тут же внедрили это полезное изобретение на своём нефетперегонном заводе. И остатки от перегонки прежних партий нефти, стали использовать для перегонки партий новых. Надо сказать, что форсунка Шухова используется в промышленности до сих пор.
Однако же несмотря на то, что теперь нефтяные остатки горели с пользой, пытливый ум русских учёных не мог смириться с тем, что ценное сырье - а изученный состав нефти не оставлял в этом сомнений - уходит в дым. Д.И. Мнеделеев по этому поводу писал писал, что "сжигать нефть - все равно что топить печь ассигнациями" (
ссылка). Учёных, что бывает нечасто, поддерживали промышленники. Дело было в составе бакинской нефти. Если работать на получение из нефти керосина, как это делали в США, то останешься на вторых ролях (следует ли упоминать, что лидер, а тем более монополист, получает несравненно большую прибыль). А керосина из бакинской нефти получали в 2.5 раза меньше, чем из американской (о чём сообщает
словарь Брокгауза-Ефрона, статья "Остатки нефтяные"). Поэтому были созданы системы дополнительное перегонки, благодаря которым из нефтяных остатков стали получать нефтяные смазочные масла. Со временем процесс перегонки стал единым. В 1882 году Людвиг Нобель (компании братьев Нобель принадлежал нефтеперегнный завод на бакинских нефтепромыслах и нефтеносные земли) получает привилегию (патент) на «непрерывно действующую многокубовую нефтеперегонную батарею». На бакинском заводе «Товарищества братьев Нобель» процесс последовательной переработки нефти осуществлялся в трех отделениях. В первое, состоявшее из одной 9-кубовой батареи, нефть из подогревателя поступала с температурой до 115оС, а затем происходило отделение легколетучих фракций. По выходе из 9-го куба сырье попадало в керосиновое отделение, состоявшее из трех батарей по 14 кубов в каждой. Как правило, разница температур в соседних кубах составляла 7оС. После отгонки керосина промежуточное сырье шло в третье отделение, состоящее из 26 кубов, где под перегретым паром происходило получение смазочных масел (
ссылка). Учитывая то, что бакинская нефть идеально подходила как раз для производства смазочных масел и тому подобных продуктов, фирма Нобилей стала активно торговать ими как на российском, так и на международном рынке.
После того, как мы разобрали, для чего могла использоваться нефть в Российской империи (автомобили, керосин для освещения и готовки, смазочные масла из мазута и мазут как топливо), можем начать разбираться с историей нефтедобычи, переработки и торговли нефтепродуктами в ней.