НАРОДНЫЕ ИСТОРИИ О ВОДЯНИХЕ

Jun 22, 2024 00:00

ВОДЯНИХА - ОДНО ДОБРО, ДВА ЛИХА
НАРОДНЫЕ ИСТОРИИ О ВОДЯНИХЕ

Из книги «Русалки и водяные. Водная стихия в русской традиции», Жанна Андриевская.

Никогда русский народ не разделял добро и зло. Это две стороны одной жизни, дарованной свыше. В любом зле всегда можно мудрость найти.

Водянихой [Водява, водяница, водяная баба - ещё и так зовут в народе водяниху.] обычно в народе называют жену водяного. Пропадёт вот так у воды девушка однажды, длинноволосая, красивая, не иначе, как водянихой стала.

На самом деле в народе очень много разнообразных быличек, легенд, историй, сказок о том, как у водяного появлялась жена водяниха. Например, каждая мать знала, что нельзя даже со зла своей дочери незамужней говорить: «Чтоб тебя водяной забрал!» - верили, что водяной непременно заберёт бедную девушку. Плохой приметой в некоторых краях считалось расчёсывание волос, сидя в лодке, - водяной залюбуется и утащит себе в жены. А где-то существовал запрет для женщин переодеваться в мужскую одежду и лезть в воду, чтобы, например, порыбачить, - водяной в наказание мог забрать себе такую женщину для «перевоспитания».

Об одежде какой-никакой водяниха не беспокоится. Зачем? Волосами своими прикроется и так ладно. А волос у неё много. Когда плывёт, они вокруг неё словно облако власяное.




Рассказывают, что примерно раз лет в десять волосы водянихи становятся золотыми и сидит она, тяжёлая, обессилевшая, на самом дне - ни поплавать, ни вверх подняться. Тогда на помощь ей приходит водяной состригает волосы, крошит в песок и раскидывает по самым заветным местечкам. Да и не беда это совсем. Всего день-два - и новое облако волос вокруг водянихи клубится.

От чего так происходит - неизвестно. Только тому из рыбаков, кто поймает рыбину с золотым волосом водянихи, вокруг плавника намотанным, рыбацкая удача до конца жизни будет. Одно лишь условие: нужно снять аккуратно волос и бросить его в воду. Поступит по-своему, пожадничает, кинется прятать волосину золотую или продавать - так и поминай как звали того рыбака. Не жилец.

Когда наступает время быть рядом с мужем своим, водяным, водяниха волосы аккуратно закручивает, чтобы не мешали. И тогда становится видна и большая грудь, и большое пузо, мягкое и почти белое. Ляжет так, бывало, водяниха возле мужа, а тот голову на живот жены своей положит - словно на пуховой перине лежит, - и радостно ему, сны хорошие снятся. А водянихе, как верной жёнушке, и пошевельнуться нельзя, ей положено покой мужа охранять.

Но так происходит, когда водяной и водяниха живут душа в душу. Когда они ссорятся - и такое бывает, что уж тут-то скрывать, - тогда бурлит река, на берег выкатывается пеной густой. А всё потому, что водяниха туда-сюда мечется, от злости ил мутит, рыбёшек, какие под руку попадаются, отшвыривает то налево, то направо. Народ говорит, что если пена по реке пошла, так к воде лучше вообще не подходить: водяниха доберется легко, шею скрутит и за ноги на дно утащит.

Кстати, такое редко бывает. Только когда водяной слишком с русалками расшалится, заиграется или забудет что-то по хозяйству сделать: коряги острые осенью на дне не уберёт или весной птиц, расшумевшихся от наступившего тепла, не угомонит.

Чтобы успокоить водяниху, старики советуют покормить её чем-то сладеньким: пирогами ягодными, медком янтарным, леденцами. Оставить требу [Треба (Устар.) жертвоприношение.] где-то на видном месте у берега и уйти быстро, не оборачиваясь. Успокоится вскоре река, пена уйдёт - значит, всё хорошо, и водяниха подобрела. Разрешит теперь и бельё в речке полоскать, и воды лишний раз зачерпнуть ведром, и искупаться в жару.

Водяниха любит сама иной раз подвынырнуть где-то под мостками и послушать, что в мире женском делается: что носят, чему радуются, о чём печалятся, над чем смеются. Мостки вдруг качаться начинают ни с того ни с сего - значит, точно там где-то толстая, неуклюжая водяниха затаиться пытается, а не получается посередь столбиков мостковых вместиться. Если вдруг такое случается, нельзя с мостков убегать - водяниха обидится. Лучше сделать вид, что не слышится, не видится ничего. В противном случае обиженная водяниха может начать мстить: будет за бельё хватать и тащить его по течению, ноги щекотать в воде. Или иногда так бывает: посмотрит бабонька в воду, как в зеркало, а там не она сама отражается, а водяниха синяя. Да ещё и кривляется так противненько - мол, смотри, что с тобой быть может, если сейчас тебя под воду утащу... Лучше уж с водянихой дружить или хотя бы не обижать её.

Редко водяниха из воды выходит. Может, если только водяному усы да бороду расчесать, когда тот на каком-нибудь прибрежном валуне сидит. Разгонит русалок и своим гребнем из рыбьих костей ублажает мужа своего разлюбезного. А русалкам только и остаётся, как прятаться среди травы прибрежной да ждать вдруг водянихе надоест без воды быть. Махнёт она тогда им рукой, чтобы выходили снова, а сама в воду нырк! - и по своим делам хозяйским уплывает. Какая-никакая, а все ж хозяюшка...




БОЛОТО НЕ ДРЕМОТА.
НАРОДНЫЕ ПОВЕРЬЯ О БОЛОТНОЙ ВОДЕ И БОЛОТНЫХ КИКИМОРАХ.

Человек не должен знать всё и обо всём. Не должен вмешиваться в естественный ход времени, событий. Пусть что-то останется только для самой природы.

ТАЙНЫ БОЛОТНОЙ ВОДЫ

Бывает, конечно, и у болотной воды красиво, но лучше мимо той красоты с большой опаской ходить.

А всё почему? Потому что вода там застоялая, не течёт, не движется. Вот и копится в ней всё, что попало. В народе верят, что именно там и живёт нечисть. Чем чернее вода в болоте, тем больше в ней гнили всякой, дурного, пропащего.

Черти? Кикиморы? Болотники?.. Да кто ж его знает... Наверное.

Ведь попавший в болотную воду оттуда не может вынырнуть да рассказать, что там было и как. Крепко держит его трясина. А может, и не трясина вовсе, а нечисть там так забавляется.

Много всякого в народе о болоте говорят. Вот, например, если оно вдруг застонало, закряхтело, завыло, значит, в этой момент кто-то тонет в болотной воде. Она-де голос у человека ворует и сама вместо него кричать пытается. А некоторые даже думают, что это те, которые утонули давно (год... десять... сто лет назад), зовут на помощь, отчаянно думая, что ещё спастись можно. Не понимают, мол, они, что бел-свет теперь не для них, времени не чувствуют... А всё потому как раз, что болотная вода на месте стоит, не течёт, не обновляется.

Иной раз со стороны болота даже будто песни слышатся. Но верить им нельзя. Заманит такая песня, заворожит так, что и назад не вернёшься...




Владимир Менк «Утро на болоте», 1871 г.

К тому же есть на болотных бродах такие места, которые называют молчунами или затишниками. Идёт человек по тропиночке, еле-еле угадывающейся, и вдруг у него речь пропадает - ни слова вымолвить не может. Говорят, что всё это проделки нечисти болотной: испугается человек, засуетится, с тропинки свернёт - и всё, поминай как звали: болото проглотит и не подавится. Что делать, когда голос вдруг пропадает? Старики советуют так и молчать. Идти вперёд, куда надо, и молчать. Голос вернётся в другом месте.

Кому приходилось вечером у болотной воды бывать (немного таких, конечно), рассказывают, что иной раз болотная вода горит огоньками. И красиво, и жутко. Ведуны говорят, что это души мечутся, которым нет места ни в мире живых, ни в мире мёртвых...

• Было бы болоте, а черти найдутся.

• Не ходи при болоте, черт уши обколотит.

• В своём болоте и лягушка поет.

• Всяк кулик на своём болоте велик.

• Лень да тяготы живут на болоте.

КАК ЖИВУТ БОЛОТНЫЕ КИКИМОРЫ?

Кикимора имеет и другие областные названия: кика, чучумора, шишимора, пустодонка, суседка, самопряха, маруха и др. О происхождении слова «кикимора» есть несколько версий. По одному из самых распространённых вариантов от значения корая «кік» «горбатость, скрюченность». Ещё один вариант от слова «кыкать» издавать резкие звуки, плакать». Не менее возможный вариант от слова «кика» «прядь, коса».

Интересный факт: в старину кикимора была не обязательно женского рода. В словаре В.И. Даля, например, зафиксирован один из обрядов: чтобы кикимора кур не воровал, вешают над насестью, на лыке, отбитое горло кувшина, где кикимора - существо мужского типа.




Кто-то считает, что кикиморам болотным из всей нечисти везёт больше всего.

Ведь она может по болотам скакать, прыгать до упаду. А может выбрать самую большую кочку и сидеть там себе спокойненько, болтая в болотной жиже своими ножками, лупая глазищами огромными по сторонам. А захочет попеть громко, повыть с хрипотцой, посвистеть тонко, похохотать гулко - так и это пожалуйста. Кикимора не любит тишины. И почему-то считает, что и весь остальной мир не должен тихим быть. В общем, кикимора болотная сама себе хозяйка: что хочет, то и творит, сама себя развлекает и другим скучать не даёт.

И, что самое интересное, совсем кикимора не боится дневного света (мало какая нечисть с солнечным светом дружит). Вывалится в самый полдень из болотной чёрной водицы на какую-нибудь кочку и нежится под солнышком: вся мохнатая, волосатая, тельце костлявенькое, ручки-ножки корявенькие.

Идёт иной раз путник или мимо болота, или даже по кочкам болотным, а сам про себя знает: спешить нельзя, смотреть под ноги надо внимательнее, так как в любой миг можно на кикимору болотную наступить. Ой, что тогда начнётся! Мало того, что сама кикимора обиженно закричит, завизжит. Так ещё и другие тут же повылазят на крик и начнут все хором несчастного путника с ума сводить. Неудивительно, что, когда кто-то с болота не возвращался, в народе говорили: «Знать, на кикимору наступил».

Обижены на весь свет кикиморы. Ведь говорят, что ими становятся девочки маленькие. которые в утробе матери умерли или сразу после рождения. Не успели они на белом свете счастливо пожить, материнской ласки вдоволь испытать, сладостями полакомиться, в чистой воде накупаться... - вот и злые такие.

Иногда какой-нибудь кикиморке надоедает жить в трясине вонючей да вечно холодной. Тогда она приглядывает себе ладленькую, уютную избушку где-нибудь в недалёкой от родного болота деревушке и смело перебирается в неё. Благо, что маленькая. А когда от трясины своей обсыхает, так ещё меньше становится. Кто-то из опытных говорит, что с ладошку, а кто-то - что с перст. [Перст (устар.) палец.]

В избе место выбирает себе скромное. Самый далёкий запечный уголок, или за сундуком большим, который редко когда от стены отодвигают, или в укромном уголочке на чердачке. Но обязательно мечтает, чтобы тепло было. Наверное, думает, что в этом настоящее счастье и есть. Ан нет. Поживёт так несколько дней, прогреется, и... становится ей скучно.




И тогда она начинает веселиться по-своему, по-кикимориному. Ночами вещи хозяюшкины тягает: горшки местами меняет (свои порядки наводит), ухватом подметать пытается, в соль или крупу, оставленные случайно на столе или шестке [Шесток место у устья печи для горшков.], непременно залезет своим длинным носом, в остывшей печной пыли поваляется, стуком самую скрипучую половицу найдёт, в помеле [Помело обычно так пазывали метёлочку для печи. Но иногда имелся в виду веник для всего дома.] все прутики пересчитает, в клубках все ниточки поперепутает, где не получится чего - так плюэётся и чихает... И возится, и возится, и возится... Шума от неё столько, что хозяева дома спать не могут, а всё это ночное время, пока кикимора тешится, лежат на полатях, печи и думают, как же им побыстрее от такой нечаянной соседушки избавиться.

Но просто так кикимору не изгонишь. Осторожней с ней надо - это все в доме понимали. Пока терпели её - она просто шалила. А только ругать начинали, так она сразу злилась: могла ребёночка новорождённого до икоты испугать, а то и вообще на полено берёзовое заменить; могла пауков болотных принести, да так много, что от них не избавиться, разве что избу новую построить: могла в муку и крупы плесени наплевать... В общем, подленькая кикимора, что уж тут говорить.

Но наступает день, когда кикиморе становится как будто тесно и душно в избушке. Всё ж таки она болотная. Ей бы и водички побольше. пусть и болотной, и волюшки вольной, пусть даже на кочке болотной. Надоедает кикиморе прятаться в уголочках да щёлочках деревянных, и уходит она в родное болото, к великой радости людей. Да и к своей тоже...

Как избавиться от кикиморы?

Если кикимора селилась в доме осенью, то терпели её до самой весны. А весной, в начале марта [В некоторых породных календарих даже названа конкретная дата - 4 (17) марта.], проводили обряд изгнания кикиморы. Всей семьёй дружно прометали всю избу (для этого хозяин готовил заранее метёлки). Каждый угол, щелочку окропляли или солёной водой, или щёлочью, веря в то, что кикиморы не любят солёное и кислое. В заговорных, обрядовых словах кикимору уговаривали уйти побыстрее и угрожали, что если она этого не сделает сама, то её высекут горячими прутьями или окатят раскалённой смолой.

В каждом доме делали обереги от кикимор: вешали над дверями чёрные камни с дырочкой (называли такой камень «куриным богом»); разбитый кувшин (но обязательно с целым горлышком); поношенный женский лапоть.

Важно было обработать утварь разными травами: по мнению опытных хозяюшек, хороша от кикимор была настойка папоротника, можжевельника или чертополоха.

Помогали от проделок кикиморы кукиш в кармане, бранное слово или, наоборот, крест (с молитвой). Причём не только в доме, но и рядом с любым болотом.

• От кикиморы рубахи не дождешься.

• Без кикиморы тихо, а с кикиморей лихо.

• Что черт, что кикимора - всё едино.




статьи, сказки, история, legends

Previous post Next post
Up