Такси уже не служба. Это человек!

Mar 13, 2012 20:32

21 апреля 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот документ существенно изменил порядок работы служб такси и стал, пожалуй, главным событием уходящего года в этой отрасли. Закон преследовал вполне благую цель - легализовать такси, проще говоря - заставить таксистов платить налоги. Ну и, естественно, навести элементарный порядок, сделать поездки более безопасными, комфортными. Но, как показала практика, порядка больше не стало, скорее наоборот - воцарился хаос.

Почти космонавты

Когда человек приезжает в незнакомый город, первым встречающим его на вокзале, в аэропорту, как правило, оказывается таксист. «Поехали!» - почти как первый космонавт Земли, машет он рукой с ключами. Чаще всего это так называемый «бомбила», нелегал. Как реагировать на его предложение - дело ваше. Можно и поехать. А можно вызвать или найти на стоянке такси настоящее - с лицензией, шашечками, опознавательным фонарем оранжевого цвета, таксометром и даже кассовым аппаратом. Стоить оно будет дороже, зато вы поступите как законопослушный гражданин. Или не поступите?

Момента введения нового закона законно действующие таксомоторные службы ждали, как никто другой. Им надоел беспредел, царящий в данном сегменте рынка. Кстати, в Сургуте остановить нашествие нелегалов за баранкой пытались еще до появления закона, летом 2010 года: в городе была создана ассоциация такси. Члены ассоциации объединились, чтобы создать современный и цивилизованный рынок таксомоторных услуг и развивать такси именно как безопасный и доступный для населения вид городского пассажирского транспорта с высокой культурой обслуживания.

- В июне 2011 года мы были официально зарегистрированы в Минюсте России. Мы - это три действующие на тот момент таксомоторные службы, две из которых уже не существуют, благодаря в том числе нововведениям и жесткой конкуренции - рассказывает президент ассоциации Максим Пулико. - В настоящее время у нас шесть служб такси: «Любимое», «Доброе», «Поехали», «Vip-премьер», «Ландо» и «Комфорт». Ассоциация была создана под эгидой и с подачи администрации города и Сургутской ТПП.

Некоторый порядок действительно появился, что не осталось незамеченным сургутянами: члены ассоциации стали придерживаться определенных правил выпуска автомобилей на линию, предъявлять высокие требования к авто и водителям такси. Но победить «бомбил» и конкурентов в виде нелегальных служб оказалось не под силу. И тут государство подкинуло «палочку-выручалочку» - издало закон. Однако…

Прочь с рынка услуг?

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин заявил изданию «Газета.RU», что закон принимался исключительно для того, чтобы вытеснить маленькие компании и индивидуальных предпринимателей с рынка.

Согласно закону, чтобы перевозить людей частникам или таксопаркам в первую очередь необходимо получить разрешение.

- Департаментом городского хозяйства администрации Сургута за январь-февраль 2012 года выдано только 44 таких разрешения, а за период с 1 сентября до 30 декабря 2011 года сургутянами в округе было получено более 260 разрешений, - говорит начальник отдела по организации транспортного обслуживания населения департамента городского хозяйства Любовь Усанова. - Если даже брать во внимание, что в 2011 году официально работали более 80 служб по заказу такси (неофициально - около 3000 таксистов), то легальные перевозчики составляют только десятую часть.

Все таксисты города разделились на два лагеря - в первом оказались те, кто оформил ИП и получил разрешение на работу, а в другом - те, кто работать по новым правилам не желает. Первые недоумевают, почему они тратили время на получение разрешений и старались соответствовать закону, если нелегальные таксисты до сих пор чувствуют себя свободно и продолжают работать по-старому? Вторые же утверждают, что нельзя работать с заказчиками по новой схеме - как им объяснить, почему цены на услуги такси стали выше?

Сам по себе, свой собственный

- Изначально закон разрабатывался без учета интересов таксопарков и служб такси, - считает Максим Пулико. - Вновь созданные драконовские условия работы в этом сегменте рынка развалили даже имеющиеся таксопарки. За примером далеко ходить не нужно - две службы такси - основатели Ассоциации - на сегодня приказали долго жить.

После получения разрешения извозчику необходимо за свой счет оснастить автомобиль (или автомобили) соответствующей атрибутикой (шашечки на бортах, шашечный фонарь оранжевого цвета и т.п.). Кроме того, в автомобиле в обязательном порядке должен присутствовать таксометр, а проходить техосмотр извозчик обязан не реже чем раз в полгода. Водитель машины в обязательном порядке должен обладать солидным водительским стажем (не менее пяти лет) и перед рейсом проходить медицинский осмотр.

Все это требует больших вложений. Но проблема даже не столько в дополнительных затратах, сколько в другом - каждый водитель такси по новому закону получает разрешение на себя лично. То есть, имея автомобиль в собственности и зарегистрировавшись, как частный предприниматель, он имеет право оказывать услуги, абсолютно никому не подчиняясь. Грубо говоря, он действует сам от себя и делает что хочет. Таксопарк, служба такси не имеют на него никаких рычагов влияния.

Что в результате? Пассажир, обращаясь в службу такси, заказывает машину, пребывая в полной уверенности, что ему окажут качественную услугу. До 2005 года так и было, когда лицензировались таксопарки, то есть организации, которые и несли ответственность за качество услуги.

Сейчас все выглядит иначе. Диспетчерские службы теснятся в маленькой комнатушке, арендованной за 10 тысяч рублей, и состоят из пары-тройки диспетчеров с зарплатами в 15 тысяч рублей. И только такая «служба» имеет шансы на выживание! Она нанимает от 100 до 300 авто и преспокойно получает прибыль, ловко избавившись от расходов, которые вынуждены нести таксопарки (содержание в аренде автомоек, австостоянок, боксов, офисных помещений - прочей коммерческой недвижимости, организация предрейсовых медицинских и технических осмотров и т.д.). Кстати, службы такси, имея в собственности от 2 до 20 машин, тоже вынуждены работать на наемных водителях с их авто, поскольку справиться парой машин с объемом заявок нереально, а приобрести сразу даже десяток машин - накладно, либо вообще невозможно.

- При нормально организованной работе таксопарка расходы составляют около 1 миллиона рублей в месяц. Помимо платы за аренду площадей, необходимо платить зарплату и рабочим - диспетчерам, слесарям, автоэлектрикам, - делится Максим Пулико.

Официально, например, в штате «Любимого» числятся менее 10 человек, неофициально работают около 300. Эта цифра - не тайна за семью печатями, поскольку под неофициально работающими понимаются те, кто трудится на сдельных договорах.

Что делают водители такси, никому не подчиняющиеся? Они регистрируются сразу в нескольких службах такси. И вот, выходит авто на линию, диспетчер принимает заявку и видит, что машина движется в тот или иной микрорайон, скоро высвободится и сможет забрать очередного пассажира. При этом диспетчер гарантирует пассажиру подачу машины в течение определенного времени. Машина освобождается, но тут оказывается, что водитель уже взял заявку в другой службе такси. В результате - несостоявшийся пассажир в гневе, репутация службы стремится к нулю, а в выигрыше - «бомбилы» и таксисты-нелегалы, которые оказываются в нужное время в нужном месте.

Для «бомбил» закон не писан?

Подсчитав, каких средств стоит легализация, руководители выживших служб такси тут же бросились искать, как и на чем можно сэкономить. В конце концов, законы создаются, как шутят таксисты, чтобы их обходить, причем законными же путями. Начали с таксометров. Любопытно, но до принятия закона, таксометр стоил 10 - 20 тысяч рублей (вкупе с контрольно-кассовым аппаратом). После принятия… «подешевел». Точнее - его удешевили до 4,5 тысяч рублей, начав использовать таксометры на базе сотовых телефонов, навигаторов, иных устройств с соответствующим программным обеспечением. От контрольно-кассовых аппаратов ушли, заменив их на бланки строгой отчетности.

Что касается налогов… Правильные таксисты платили их всегда, причем без лишних жалоб. Даже наоборот, изредка вспоминали добрым словом власть, скажем так, лояльно относящуюся к бизнесу. В частности, службы такси могут выбрать один из трех видов налогообложения. Можно платить государству денежки по упрощенной системе налогообложения (доход минус расход), можно остановиться на едином налоге на вмененный доход (1,5 тысячи рублей в квартал за посадочное место с каждого авто). И третий вариант - патент, приобретаемый, к примеру, на год. Большинство служб такси выбирают второй и третий варианты.

Нелегалы как не платили налогов, так и не платят. Зато они принялись рьяно клеить на свои авто «шашки» и ставить опознавательные фонари. Дело в том, что 31 декабря 2012 года сотрудники ГИБДД должны были начать отлов таксистов, вышедших на линии вне закона. Но на сегодняшний день полицейские Югры не наказали ни одного таксиста, ссылаясь на отсутствие соответствующего пункта в правилах дорожного движения.

Еще в конце прошлого года сотрудники Госавтоинспекции приняли решение не штрафовать таксистов, пока не будут приняты поправки в ПДД, об этом сообщал заместитель начальника главного управления по обеспечению правил дорожного движения МВД России Владимир Кузин.

«В нормах Федерального закона № 69 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», благодаря которому обстановка по контролю за деятельностью такси должна измениться, конкретно прописываются требования, предъявляемые к данному виду перевозок и ответственность за их нарушение. К примеру, за отсутствие на транспортном средстве цветографической схемы легкового такси и опознавательного фонаря на его крыше водитель такси обязан уплатить штраф в размере 3000 рублей, индивидуальный предприниматель - 10000 рублей, а организация 50000. Перевозка пассажиров легковым транспортным средством водителем, который не имеет при себе специального разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковым такси, грозит штрафом в размере 5000 рублей. Однако, надо иметь в виду, что в настоящее время данные нормы закона не применимы к участникам дорожного движения, так как еще не внесены необходимые изменения в Правила дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации, а также в обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. В связи с этим полицией проводится пока только разъяснительная работа в данном направлении», - поясняет начальник УМВД России по Сургуту Александр Ерохов.

Пока полиция занимается разъяснительной работой, таксисты-нелегалы не дремлют. И ездят они «без флага, без родины», не бритые и немытые, и даже живущие в своем авто, радуясь, что принятый закон остается лишь на бумаге. Добросовестные же службы такси, выполнившие все условия закона, понесшие значительные финансовые расходы, влезшие в кредиты, все больше страдают от конкуренции с их стороны.

Такси - невидимки

Еще одна проблема обрушилась на сургутских таксистов: осенью 2010 года на рынок вышли иногородние диспетчерские службы - «Нон-стоп» и «Визит». За 3 месяца они избаловали клиентов необоснованно низкими ценами, а водителей - низкими процентами, успев при этом захватить 80% рынка. По-сути это такси, служб которых в городе не существует. Как это происходит?

- Благодаря IP-телефонии заявки от клиента принимаются в диспетчерской службе, скажем, в Тюмени, - поделился один из таксистов, пожелавший остаться неизвестным. - Их получает человек в Сургуте, нанимающий нас - водителей-таксистов - на работу. Это никакой не таксопарк, нас невидимками называют. Обеспечивая водителей заявкой, с нас берут за это минимальный процент. (Если в Европе водитель-таксист платит службе 50%, то в такси-невидимке всего 5%, в легальном такси - 20% - авт.). И большинство пассажиров, купившись на дешевизну, пересаживаются в наше такси. Если честно, то работодателя своего мы не знаем, а он закрывает глаза на наши полуразбитые машины, на нас - у большинства нет ни гражданства, ни водительского стажа. Люди, регулярно пользующиеся услугами официально работающего такси, нас, конечно, не выбирают. А вот студенты, экономящие каждый рубль - наши клиенты.

Кстати, о тарифах. Тарификация в разных службах такси по Сургуту в принципе не очень отличается. Кто-то ездит по километражу, кто-то по микрорайонам, кто-то использует почасовой тариф. С последним был забавный случай. Такси «Любимое» появилось в Сургуте в 2005 году. Зайти на рынок с таким названием, когда на нем уже царили солидно звучавшие «Лидер», «Вояж», «Лада», «Извозчик», «Клаксон» было непросто. Да и шашечки в виде розовых сердечек воспринимались как-то легкомысленно. Короче, народ был удивлен, а потому и воспринял все в меру своей испорченности. А у «Любимого» еще и тарификация непривычная появилась - почасовая оплата за услугу. То есть можно взять машину на час и больше, чтобы, к примеру, поездить по магазинам. Девушка заказывает машину по почасовому тарифу. Ей присылают машинку. Проходит минут 30-40, пассажирка в панике, звонит с претензией диспетчеру: «Девушка, что происходит? Мы уже полчаса ездим по городу, а водитель не предпринимает никаких действий». Диспетчер сразу не поняла в чем дело и тоже запаниковала. Начала возмущенно созваниваться с водителем. И только позднее все поняли, в чем дело…

Лидером рынка такси в России является "Такси Online", которое обрабатывает 16 тысяч заказов в сутки. Предприниматель из Ижевска Андрей Гейко запустил свою компанию весной 2011 года и начал с родного города, а теперь работает в 26 городах с 7 тысяч таксистов. В отличие от остальных компаний Гейко сотрудничает как с легальными, так и с нелегальными таксистами. Существенная доля заказов "Такси Online" приходится на Киров, Смоленск, Ульяновск и Липецк.

Благодаря новому закону произошла странная мутация: таксопарки превратились в диспетчерскую службу, всего-навсего оказывающую информационно-диспетчерские услуги для водителей такси - всех, любых, которые в свою очередь и стали собственно такси в привычном понимании этого слова. Вот то, что натворило государство. Такси - уже не служба. Это человек. А перспективы…они станут более понятными, как только закон заработает. Пока же службы такси продолжают лопаться как мыльные пузыри, не выдерживая конкуренции с нелегалами и «бомбилами». Одним словом, хотели как лучше, а получили как всегда.

Шереметьево, такси из Шереметьево в Москву, заказать, Внуково, такси из Долгопрудного, аэропорт, вызвать, услуги такси, Ярославский вокзал, Лобня, такси в аэропорт, такси на вокзал, Савеловский вокзал, доехать, аквапарк, такси в Москву, Казанский вокзал, www.6698383.ru, Ашан, Киевский вокзал, Павельцево, поехать, Лианозово, Павелецкий вокзал, стрекоза, такси по Долгопрудному, рынок, интересно, такси, такси метро, о такси, Домодедово, Ленинградский вокзал, Алтуфьево, Долгопрудный, такси Подмосковье, Водники, Химки, Хлебниково, вызвать такси

Previous post Next post
Up