По ссылке здесь
http://belrussia.ru/page-id-9642.html приведено любопытное письмо математика А. Любищева, сравнивающего в конце 50-х школьное образование до революции и в СССР. В частности, там говорится: "Старая школа была характерна очень большим отсевом... В Третье реальное училище в С.-Петербурге, где я учился, поступило в 1899 г. в два параллельных первых класса около 104 человек (по 52 в каждом классе). Через 7 лет училище кончили 40 человек (уже в одном классе), причем из этих 40 только 7 закончили курс обучения, ни разу не оставаясь на второй год. Правда, около 70% окончивших поступили по конкурсу в высшие технические учебные заведения... В настоящее время наоборот: отсев считается совершенно ненормальным явлением и за это очень взыскивается с преподавателей. Мало того, стремясь к тому, чтобы в течение всего года не было «неуспевающих», т.е. имеющих хотя бы одну двойку, и за обилие неуспевающих педагога «прорабатывают» все наши многочисленные организации. В наше время преподаватель не отвечал за число неуспевающих, и разбор его деятельности мог быть только в том случае, если было серьёзное основание сомневаться в справедливости или квалификации преподавателя. Большое количество неуспевающих решительно не отражалось на репутации учителя, важен был только результат обучения... Современная тройка обозначает (для большинства предметов) нечто много меньшее, чем старая двойка, четвёрка примерно равна тройке, а пятёрки заключают в себе как настоящие пятёрки, так и нечто гораздо низшее...".
В связи с этим мне вспомнилось. В химико-технологическом институте, куда я поначалу сдуру поступил после школы (через год поступил на истфак МГПИ, ныне МПГУ), был старый доцент-еврей по высшей математике (это был 1981 год), который однажды решил доказать студентам-первокурсникам, что они не знают математики, и предложил решить простую задачу: "Человеку поручили перенести сто зеркал. За каждое ему платили по рублю, но за каждое разбитое вычитали 5 рублей. Из ста зеркал он разбил 6. Сколько ему в итоге заплатили?". Студенты задумались, начали было: "Если взять за икс...", но он сразу оборвал: "Никаких иксов. Это простая арифметическая задача". Потом (не сразу) всё-таки сообразили. что 6х5=30 плюс по одному недоплаченному рублю за каждое из 6, итого 36, 100-36=64. Старик торжественно сказал: "Вот видите: вы - студенты, и то решили эту задачу не сразу. А мне задали эту задачу, когда я держал вступительный экзамен в гимназию при царе, и если бы я её не решил, меня бы не приняли".
Сейчас всё ещё хуже. Выпускники царских гимназий нормально изъяснялись на 2 иностранных языках (помимо "мёртвой" латыни). Выпускники советских школ кое-как "со словарём" пользовались одним, но хотя бы знали более-менее основные события и персонажей отечественной истории (несмотря на идеологическую зашоренность). Нынешние не знают ничего (в своей массе, конечно). Из-за боязни отсева идёт ориентация на троечников, а не на лучших, как было в старых гимназиях и реальных училищах. Ну ладно ещё среднее "общеобязательное" образование, но даже в некоторых вузах запрещают преподавателям ставить двойки на экзаменах, требуя заменять их "неявками" (ведь двойки портят показатели!), а в итоге всё равно заставляют выводить тройку (отчисляют уж совсем "загулявших" и перестающих посещать занятия). /Кстати, наш ПСТГУ в этом плане представляет приятное исключение: помню, как студенты просили меня, чтобы я поставил двойку одному неявившемуся на экзамен студенту, потому что, если я поставлю ему неявку, ему влетит за нарушение дисциплины без уважительной причины...).