Навеяло

May 09, 2017 21:58

С Днём Победы!

После очередного показа фильма "Офицеры" захотелось пересмотреть первый крупный фильм с Георгием Юматовым, ныне давно забытый, одна из лучших лент времён "оттепели" (1959 г.) - "Жестокость" по одноимённой повести Павла Нилина
(режиссёр Владимир Скуйбин умер молодым). Кто не видел - рекомендую, сюжет вкратце: В сибирской тайге при НЭПе сотрудники уголовного розыска не могут изловить "банду" бывших колчаковцев, но одного из активных "бандитов" - крестьянина (его играет Борис Андреев) - им удаётся захватить. Он озлоблен на советскую власть, но молодому милиционеру (герою Юматова) удаётся его перевербовать и с его помощью захватить главаря "банды" (бывшего офицера), устроив ему западню. Но начальник милиции (его играет Николай Крючков) всё равно велит его арестовать, а дело изображает так (в прессе и перед высшим начальством), что главаря захватили милиционеры под его руководством. Герой Юматова, не выдержав лжи и подставы (получается, он обманул персонажа Андреева, гарантировав ему свободу), кончает жизнь самоубийством. Фильм редкий и по содержанию, и по концовке для советских времён. К чему это я? Пересмотрев (я видел его ещё в юности), почитал комментарии на сайте и ужаснулся. Казалось бы, фильм против лжи и подлости (независимо от привязки к идеологии). Но часть публики прямо поддерживает персонажа Крючкова ("он же авторитет власти укреплял! и нечего с бандитами цацкаться, какая с ними мораль! бандиты вне общества!") и осуждает совестливого главного героя ("слабак! не место таким в органах!"). До чего же дряни порой хватает среди так называемых "порядочных" людишек...

Кстати, концовка в повести ещё жёстче, чем в фильме. В фильме её были вынуждены слегка подсластить: товарищи погибшего в итоге отказываются работать с начальником. В повести финал абсолютно безысходный: всё кончается полным торжеством начальника и его подельника - продажного лживого журналиста, спрятавших концы в воду и получивших (в лице начальника) награду за поимку атамана. И друзья самоубийцы бессильны что-то возразить и изменить. Чётко показано, что такие наивные романтики-комсомольцы, как главный герой, не выживали в этой системе, а оставались те, кто либо лгал и угодничал, либо молчал (как там у Галича: "А молчальники вышли в начальники, потому что молчание - золото"). Таким промолчавшим оказывается и сам рассказчик - друг главного героя, исповедующийся 30 лет спустя, а по сути, похоже - сам автор повести, которая очень смахивает на автобиографическую (автор в 20-е годы служил в Иркутском угрозыске).

искусство, менталитет, советская интеллигенция

Previous post Next post
Up