Русский офицер о природе большевизма и мерах борьбы с ним

Mar 19, 2013 00:02

В ГАРФе попался в руки любопытный документ (ссылок не даю во избежание "заимствований" до публикации) - доклад полковника Генерального штаба Ковалевского (инициалы в документе не указаны, только подпись), адресованный главноуправляющему делами Верховного правителя и Совета министров А.В. Колчака профессору Г.Г. Тельбергу (одному из столпов колчаковского правительства, видному кадету и члену "колчаковского политбюро" - Совета Верховного правителя) от 6 июля 1919 г. Сам автор - личность достаточно интересная: как следует из документа, в июльские дни 1917 г. он участвовал в подавлении первого большевицкого путча в Петрограде в качестве начальника штаба особого отряда 5-й армии генерала Миловича. В трагические дни Октября находился при Ставке, стал свидетелем убийства генерала Духонина. В мае 1918 г. был мобилизован в Красную армию начальником штаба дивизии, воевавшей с белыми в рядах 2-й армии на Восточном фронте. Весной 1919 г., в период генерального наступления Колчака на Волгу, преднамеренно содействовал сдаче белым Осы и Воткинска, а затем сумел перейти на сторону белых. Как знаток "Совдепии" был прикомандирован к Управлению делами Верховного правителя и Совета министров. Привожу обширный доклад в сокращении (через многоточия; подчёркнутые места выделены самим автором документа):
"Считаю своим гражданским долгом обратить Ваше внимание на то, что, полагаю, здесь - в Сибири, да и вообще вне Совдепии, нет ясного представления о "большевизме", его причинах, опасности его всему культурному человечеству и о лекарствах для лечения от него... Необходимо ясно и отчётливо знать, что из себя представляет противник и его свойства: силу и слабость... "Большевизм", выражающийся в массах: 1/ ничегонеделанием и 2/ поеданием остатков, вызван переутомлением народа, бесчисленными и бесплодными жертвами".

Далее автор, указывая на "недостатки не в идее, а в исполнении" со стороны белых, констатирует: "Большевики прорываются в Сибирь за хлебом, чтобы здесь дождаться мировой "пролетарской" большевицкой революции, пользуясь здесь хлебом и громадной территорией, "отсидеться", действуя на тёмные массы Восточной Азии /Китай, Индия - заинтересованы все мировые державы/... Учение большевиков грозит всему миру растлением, вследствие первоначальной заманчивости для тёмных людей: "всё твоё - моё, а моё - тоже моё"". По мнению автора, в борьбе с большевизмом необходима "власть единая, быстрая, решительная, как можно меньше коллегиальности; долой канцелярщину; введение в действие многого по телеграфу".

Освещая природу большевизма, Ковалевский указывает: "Причины нашего русского большевизма лежат глубже, чем обыкновенно думают. Это - не работа германского большого Генерального штаба, не биржевая спекуляция нашим рублём в Америке - это не есть причины, а лишь есть использование в своих целях русского большевизма. Причина же, по моему глубокому убеждению, в тех неисчислимых жертвах, принесённых нищей экономически Россией в мировую войну, не преследуя никаких своих эгоистических целей, а только борясь, чисто "по-русски", за высокие идеи: 1/ защиты слабых /Сербия/ и 2/ "мир для всего мира"... Экономически слабая страна, пожертвовав на пользу других всё, оставшись без хлеба, призвав 21.300.000 работников под знамёна, терпя ряд неудач от бездарности правителей в течение более чем 3-х-летней мировой борьбы, оставленная на произвол судьбы своими союзниками, которых не раз спасала, когда это было им необходимо, - сделалась большевицкой...

"Большевизм", как учение...проявляется в тёмных массах народных явлением как раз обратного порядка, чем проповедуется теорией: разнузданным разрушительным эгоизмом, заботой только о себе, так как стимул "выгодности", заставлявший ранее работать и на пользу других - отсутствует; товарообмен - замирает, купить-обменять свой продукт труда не на что, следовательно, вывод: работать нужно только для себя, а до остальных дела нет. Хищничество и спекуляция даёт больше, чем честный труд - вывод: ими и следует заниматься. Желание "урвать" и только лично для себя и возможно больше, поедание и уничтожение накопленного ранее /и другими/, так как работать и создавать - нет смысла: оно было бы неминуемо уничтожено другими... Народ-"богоносец" Достоевского превращается на наших глазах в народ-демоносец Ленина: все теории, все намерения и обещания большевиков при применении их к жизни вызывают явления обратного порядка, - так: обещают мир - получается бесконечная война, сулят хлеб - появляется ужасный голод, хотят дать богатство, а на поверку оказывается всеобщая нищета".

Далее автор поясняет тезис об опасности большевизма для всего цивилизованного мира: "Это - психическая болезнь страшной стихийной демонической разрушительной силы, которая может смести весь культурный мир... Ожидание Лениным мировой революции есть логически правильный вывод: учение большевизма имеет страшную заразительность для масс всех народов, вследствие первоначальной заманчивости... Оно прививается народам вследствие неисчислимых жертв мировой войны, порождаясь общим одичанием...и лёгкостью добыть, согласно учению большевизма, всё недостающее у данной личности... Главные наши богатства естественные: земля и леса - их не съешь и не разрушишь. Богатства других мировых держав в ином и поддаются полному уничтожению, и вместе с ними будет неминуемо уничтожена и вся современная мировая культура... В помощи нам заинтересован своим собственным существованием весь мир - нужно обратить на это всеобщее внимание...

[У большевиков] Назревает определённый план: пробиться в Сибирь, где также есть хлеб, территория и пространство которой бесконечны, откуда возможно влиять на целый миллиард тёмного, невежественного населения Китая, Индокитая, Индии, Афганистана и т.д. ... Находясь в Сибири, большевизм [будет] почти неуязвим и несокрушим мировыми державами, вследствие необъятного пространства, а пробиться сюда много легче, чем держаться на Украйне долгое время в ожидании мировой "пролетарской" революции.

К тому же, население Сибири испробовало (до её занятия белыми - В.Х.) только первоначальную заманчивость и сладость большевизма, а не вкусило горьких его плодов... Неудачные приказы "белых" о "красных" офицерах (имеются в виду суровые кары красным военспецам, не сумевшим или не успевшим перейти на сторону белых, подозрительность даже по отношению к тем, кто сумел перейти, бесконечные проверки и т.п., ошибочность чего позднее признавали сами Колчак и Деникин - В.Х.), безвыходность их положения, как и всего населения Совдепии, в главном хлебном вопросе, восстановление власти и дарование внешнего почёта "красным" офицерам большевиками - всё это было началом перелома "военного счастья", а за ним следуют успехи "красных" войск; эти успехи окрыляют последних даже независимо от их политических убеждений...

Сила большевиков, ничтожного % от 100-миллионного населения Совдепии, в их сплочённости, в железной партийной дисциплине, в их "дееспособности": проведение в жизнь решённого всегда по телеграфу (т.е. без канцелярской волокиты - В.Х.); решения их отвечают условиям данного момента; они не стесняются никакими средствами /"иезуитизм"/; вырабатываются эти решения и диктуются всем одним лицом: гениальным Лениным и переливаются в жизнь талантливым Троцким, "декорируются" /или, вернее, было так, теперь умер/ - председателем ЦИК Свердловым, так что никакой власти Советов - нет, есть только декорум её...а по существу единоличная деспотия...

Лекарства: "Чем ушибся - тем лечись": необходимо устранить все причины порождения большевизма русских: вознаградить Россию за её бесчисленные бескорыстные жертвы другим не ничтожной частью германской контрибуции, а залечить все её кровоточащие раны полным её восстановлением: 1/ восстановление государственности путём признания единого Всероссийского правительства (Колчака - В.Х.), 2/ восстановление сельского хозяйства и промышленности её, 3/ восстановление финансов: а/ аннулированием денежных бумажных знаков, изготовляемых большевиками - деньги эти находятся в нечистых руках... б/ всяческое облегчение по выполнению финансовых обязательств царского и первого Временного всероссийского правительства, в/ выпуск новых денежных знаков, недоступных для изготовления /подделки/ большевиками, 4/ восстановление средствами союзных держав транспорта и торговли России, 5/ снабжение бесплатно /или в долг/ съестными припасами на несколько первых месяцев всего населения Советской России... 6/ искоренение: а/ большевиков-фанатиков, психически заразно-больных бешеных людей и б/ преследование спекулянтов...

Если все эти меры не будут проведены в жизнь в самом непродолжительном времени, то наш народ, прежде "богоносец", а за ним и другие более культурные народы станут народами-демоносцами и разнесут по всему миру психическую большевицкую заразу, и придёт "антихрист наших дней", порождённый бесчисленными жертвами мировой войны, и культура всего мира погибнет вместе с великим русским народом, богатым когда-то не внешней культурой, а внутренней духовной красотой. "Народ-богоносец" станет без заслуженной им бесчисленными жертвами помощи "народом-демоносцем".

"Имеющие уши - да слышат".
Состоящий в Вашем распоряжении причисленный к Генеральному штабу полковник кавалерии Ковалевский".

Мой комментарий: доклад, конечно, грешит отдельными натяжками (например, относительно абсолютного "бескорыстия" целей России в мировой войне - свои цели были, хотя бы завоевание проливов в Средиземное море и Константинополя, и т.д.), - но в целом представляет интересную попытку анализа причин успехов противника.Замкнутый круг в другом: вся надежда в основном возлагалась на союзников. А они, как известно, не вняли предостережениям...

Белое движение, большевики

Previous post Next post
Up