Хорошая рецензия на дешёвую киноклюкву

Mar 04, 2013 11:44

"Правда о Чапае пала на Русь без предупреждения, как журнал «Огонек»: вчера еще ни шороха, репродукции да кроссворды, а сегодня уже - правда. Про водружение креста, арбуз Троцкого и четыре аэроплана ( Read more... )

стереотипы, фальсификация

Leave a comment

(The comment has been removed)

64vlad March 4 2013, 08:20:21 UTC
Он и героем анекдотов-то стал только благодаря старому фильму - "качественному лубку", как его назвал А.Гаспарян. Таких начдивов в РККА было пруд пруди - Блюхер, Котовский, Щорс, Пархоменко, Гай и т.д., из них большинство смутно помнят Блюхера (и даже не потому что потом Дальневост.армией командовал, которую впоследствии разложил, провалил Хасанскую операцию и спился сам, а больше потому, что его Сталин расстрелял, а Хрущёв возвеличил - по контрасту) и Котовского (за одесскую блатную романтику). Чапаева, если бы не блестящий фильм по слабенькому роману Фурманова, вовсе не помнили бы.

Reply

vikarii March 4 2013, 08:45:41 UTC
Да, видимо так. Если еще учесть, что все названные Вами были либо обыкновенными бандюганами, особенно - Котовский, так картина станет еще более полной.

Reply

64vlad March 4 2013, 08:56:07 UTC
Котовский был в друзьях Мишки Япончика, о котором теперь тоже сняли сериал ("Робин Гуд", а как же).

Reply

vikarii March 4 2013, 09:15:28 UTC
Да уж. А чего Буденный стоил со своей Конармией! Ну, конник он был, конечно, храбрый - не отнять. Но и винные погреба Ростова доблестные буденновцы хорошо прочесали зимой 1920 г. кажется, даи погромами против соплеменников Наркомвоенмора тоже не брезговали. Впрочем, бандиты и у белых были - один Шкура чего стоит...

Reply

64vlad March 4 2013, 09:39:09 UTC
Верно. И погромы у будёновцев таки были (кстати, Бабеля за правдивое описание удалого ватажного быта конармейцев Будённый ещё в 20-е требовал посадить, но Горький тогда защитил - расстреляли его, как Вы знаете, много позже). Но Будённый по крайней мере фигура заметная, своего рода "красный Мюрат", его и белые ценили по достоинству (не менее талантлив, впрочем, был его соперник комкор Думенко, расстрелянный в 1920-м по навету Жлобы). А Чапай, Блюхер и Котовский - больше фольклорные персонажи, просто лихие рубаки, командиры среднего звена, раздутые агитпропом народные герои (легенда о полководческих талантах Блюхера развенчивается легко: 1. На Дальнем Востоке ему противостояло численно много слабейшее, 12-тысячное войско, горстка остатков бывших колчаковцев - да и то он не смог довести операцию по их разгрому до конца, на последнем этапе был заменёни Уборевичем. 2. Победа в 1929-м на КВЖД над одной из уже разбитых чанкайшистами китайских группок - вообще невелика заслуга, там побеждать было некого. 3. Хасанскую операцию в 1938-м он ( ... )

Reply

vikarii March 4 2013, 10:41:51 UTC
Да. Слушайте, но ведь тогда получается, что Коба был прав, что пострелял их - Тухачевского - за длинный и хвастливый язык (я еще удивляюсь как сталин так долго терпел это!), а Блюхера - за пьянство и бездарность. Как Вы думаете?

Reply

olegvm March 4 2013, 12:01:21 UTC
По крайней мере, не их расстрел явился причиной разгрома 41-го.

Reply

vikarii March 4 2013, 13:46:49 UTC
Да, видимо так. Ага, еще один суворовец-резунист, ага, попался, который кусался?! Да ладно, я сам такой же. Как "Очищение" Суворова прочитал, так потом долго в себя прийти не мог...

Reply

64vlad March 4 2013, 15:49:51 UTC
Суворов-Резун, конечно, непрофессионал, и верить ему на все сто нельзя (источники он использовал только открытые и не везде корректно ими пользовался), - но некоторые вопросы он поднял, во всяком случае, и в этом его заслуга.

Reply

vikarii March 4 2013, 16:01:28 UTC
Конечно! Уже за то что на уши поставил всю закоснелую историографию ВОВ - уже за это ему можно смело руку пожать - я так думаю, по крайней мере...

Reply

64vlad March 4 2013, 15:47:58 UTC
Я тоже так думаю.

Reply

64vlad March 4 2013, 15:43:16 UTC
Любопытную гипотезу на этот счёт высказал в своё время маршал Конев. Он считал, что из "зачищенных" на уровне высшего комсостава реально талантливыми военачальниками были только Тухачевский и Уборевич. Впрочем, их обоих и Жуков почитал, назвав Тухачевского в мемуарах даже "звездой первой величины" и "гигантом военной мысли". Не берусь судить, не будучи военным специалистом. Но вот о бездарности Блюхера как полководца (равно как и Ворошилова) мнение было практически единым т(да и результаты деятельности обоих наглядны).

Reply

vikarii March 4 2013, 15:52:08 UTC
Ну. Ворошилов, конечно не был спецоа, но он был не слабым администратором - до уровня Троцкого ему конечно было очень далеко, но тем не менее, какие-то организаторские способности он имел. Но... как пшет наверное самый крупный спец-т по террору в РККА 1937-38 гг. О. Сувениров, Ворошилов на каком-то этапе просто очень испугался Сталина и - все! Дальше уже пошло - поехало: тройки, двойки, трибуналы и пр. Хотя сложнейший это вопрос с репрессиями в РККА

Reply

64vlad March 4 2013, 16:31:09 UTC
На мой взгляд, Ворошилов и в гражданскую был на своём месте только в роли комиссара при Будённом. До этого, когда он во главе армии был разгромлен Деникиным под Харьковом, с трудом выйдя из окружения, его же отдали под трибунал. Так говорят, председатель ревтрибунала по рассмотрении дела выразился приблизительно так: "Все мы знаем, что Ворошилов опытный подпольщик и хороший парень, но армией он командовать не может - что ж судить его за это?". А в роли наркома, во-1-х, он был с самого начала креатурой Сталина, во-2-х, имел крайне консервативные взгляды, считая, что конница ещё будет играть большую роль в войнах будущего, и этим, видимо, тормозил техническое развитие.

Reply

vikarii March 4 2013, 17:09:09 UTC
Да, а Троцкий о нем высказывался еще круче: типа того. что "товарищ Ворошилов не может командовать даже полком, не то что армией". Ну, комиссар - он комиссар и есть...

Reply


Leave a comment

Up