Вчерашняя новость про катастрофу Суперджета (
https://echo.msk.ru/blog/day_video/2420503-echo/). Не хотелось бы злорадствовать, но к этому шло с самого начала. Потому что это не самолет, а политическая афера.
В начале нулевых группа аферистов зашла к Путину, не имея даже первоначальной документации, а просто имея "идею" и, видимо, хорошо подвешенные языки. Поездила ему по ушам, наобещав с три короба, расписав, как в свое время Остап Бендер жителям Васюков, сияющие перспективы- "это будет лучший лайнер в своем классе, мы захватим мировой рынок региональных самолетов, который на порядок более емкий, чем магистральных, мы будем диктовать авиационную моду всему миру и прочее бла-бла-бла". Естественно, я только предполагаю, но, зная падкость Путина на всё "мировое", думаю, не сильно ошибся.
В итоге были свернуты и убиты уже действующие, существующие в металле и летающие проекты, например, Ту-334 и это ради самолета, к проектированию которого только начали приступать. Были выделены гигантские миллиарды еще тех, докризисных рублей, когда доллар стоил меньше 30 рублей. По разным оценкам, разработка "проекта" стоила до 7 миллиардов долларов. Деньги тогда никто не считал, поэтому вполне возможно.
Но даже когда была готова проектная документация, стало ясно, что он не дотягивает до заявленных характеристик- тяжелее, прожорливее, меньшая дальность полета (это еще только на бумаге!). Решили, что будут дорабатывать в процессе.
Далее буду пересказывать слухи, ходившие в авиационных кругах об этом "чуде".
Во время испытаний полноразмерного макета самолета в аэродинамичекой трубе, у него... отвалились крылья. Т.е. самолет был плохо просчитан и спроектирован.
Начали исправлять, переделывать. Во время первых испытательных полетов у него вырывало двери, опять из-за ошибок в проектировании. "Детские болезни" вылезали непрерывно. В принципе, проще было создать самолет заново, чем "лечить" этот.
Но, поскольку на него дал личное добро товарищ Путин, а он "не может ошибаться", то проект стал политическим, и его проламывали, несмотря ни на что. Ни катастрофа в Индонезии в 2012, ни многочисленные отзывы летчиков, о том, что самолет крайне сырой и ненадежный, ничто не могло его остановить. Вплоть до того, что из-за сроков "лётные испытания" проводились в "рейсовых условиях", т.е. с пассажирами на борту. Вы покупаете билет на самолет, летите, и не знаете, что вы на самом деле "пассажир-испытатель". Когда самолет получил сертификат типа и был допущен к эксплуатации (не закончив толком испытаний), первой авиакомпанией, радостно его взявшей стала армянская Армавиа, видимо из земляческих отношений с Погосяном, фронтменом проекта, главой "Сухого", "автора" этого "чуда". Довольно скоро армяне взмолились "Заберите его взад! Мы не можем его содержать! Он почти не летает из-за неисправностей, но лизинговые платежи никто не отменяет!". В итоге авиакомпания разорилась и развалилась. После этого Суперджет стали навязывать государственным авиакомпаниям (или связанным с государством)- Аэрофлоту, Якутии (якуты осенью 2018 написали слезное "открытое письмо" с мольбой забрать у них суперджеты по тем же причинам, что армяне). Когда первые суперджеты прибыли в Аэрофлот, летчики не хотели на них переучиваться, просто никто из опытных пилотов не хотел на них летать. Потому что зарплата зависит от налета, а самолет ненадежный, много отмен рейсов (пассажиры этого не видят, т.к. просто вместо сломанного суперджета подается исправный Эмбраер и вылет совершается вовремя), и летчики сильно теряли в зарплате. Тогда Аэрофлот ввел надбавки за "освоение новой техники", зарплаты пилота-инструктора на суперджете доходили до 400 тыс рублей, это в 2012-2013, 12-13 тысяч долларов. Второй пилот на суперджете, как правило,это мальчишки, вчерашние курсанты, получал как командир с Боинга 737. И все равно опытные пилоты неохотно шли на него.
Тем более, что детские болезни так толком и не вылечены. Например, систему СКВ (кондиционирования воздуха), отвечающую в т.ч. за поддержание нормального давления в салоне на высоте, так и не сумели довести до ума, видимо, это уже конструктивный недостаток. Да и сам самолет -это конструктор из 80% импортных компонентов и систем. Российского там только титан, место сборки, да "конструкторская документация".
По нынешней катастрофе очень много вопросов. Основной причиной отказа автоматики и возвращения на аэродром вылета Шереметьево называют удар молнии (
https://www.business-gazeta.ru/news/423331)
Не знаю, старый Ил-76 разработки 60-х годов спокойно выдерживает удары молний.
А в небе над Африкой или над Индией грозы бушуют такие, что в России даже трудно себе представить. И молнии бьют так, что локаторы взрывались. И ничего, самолет не теряет управление, не падает, не разваливается. Понятно, сейчас на самолетах сплошная электроника, более уязвимая для внешних воздействий. Но и технологии защиты продвинулись очень далеко. Те же боинги и эрбасы не боятся молний.
Скорее всего, был очередной отказ, неисправность, на этот раз очень существенная, которую хотят спрятать.
Интересно, сколько еще этот "политический проект" должен убить людей, прежде чем его остановят? Или из-за боязни, что воспримут как слабость, что "пацаны не поймут", так и будут гробить народ?
По действиям спасателей в Шереметьево. Это просто нет слов. Сплошной бардак на грани преступления. Судя по видео, самолет горит на полосе, люди уже разбегаются, кто-то уже отбежал на приличное расстояние, только тогда появляется какая-то непонятная желтая машина (даже не аварийно-спасательная!) и неторопливо подъезжает к самолету.
Хотя пилот с воздуха сообщил, что совершает аварийную посадку, по всем мировым правилам пожарки УЖЕ должны были стоять вдоль посадочной полосы, а спасатели готовить эвакуацию (когда у нас на взлете лопнула шина в глухом провинциальном эфиопском аэропорту и мы решили вернуться, то нас уже ждали в полной готовности спасатели и пожарники в лице единственной машины).
Но надо сказать- Шарик (Шереметьево)- самый плохо организованный аэропорт в Москве. Даже Внучка (Внуково) подтянулась, а в Шарике за спиной Аэрофлота на все забили, "и так сойдет". Не сошло...