Jan 29, 2018 19:01
У знакомой пожилая мать живет в дальней деревне. Деревня татарская, в отдаленном (200 км от Казани) сельском районе с 90% татарским населением. Рассказывает удивительные вещи. Молодежи в деревне мало, это правда. Но как живут старики, точнее, старушки, поскольку стариков почти нет, вымерли… Все повально увлечены цветоводством. Разводят цветы, делятся друг с другом секретами мастерства, те, кто пошустрее, устраивают «зимние сады» и «оранжереи» в домах и на участках. Я слушал и и не верил: Как так?
Очень просто. В Татарстане 95% населенных пунктов газифицировано, соответственно, нет необходимость топить печь дровами, заготавливать эти дрова, колоть, протапливать дом и т.д. Т.е. образ жизни радикально изменился. Плюс газ дешевый, можно отапливать большие площади без ущерба для бюджета (отсюда оранжереи). Практически в каждую деревню в Татарстане проложен хороший асфальт, т.е. имеется нормальное снабжение. У многих взрослые дети живут и работают в городе или райцентре, все, что нужно, привезут, если нельзя купить на месте. Значит, уже отпадает необходимость держать огород, сажать поля картошки и держать скотину. Все проще и дешевле купить в вездесущих Магнитах и Пятерочках. Значит, необходимость в тяжелом физическом труде тоже отпала. Знакомая говорит, это самое серьезное изменение образа жизни в деревне со времен коллективизации.
Сельское хозяйство в Татарстане монополизировано и технологизировано, почти вся земля под агрохолдингами, которым много работников не нужно, поэтому и народу в деревнях остается все меньше. Пьянства практически нет, алкаши давно вымерли, а у молодежи (в данном случае татарской) другие приоритеты в жизни- хорошо зарабатывать и нормально жить. Судя по множеству новых, добротных, кирпичных домов-коттеджей в районе, многим это удается. Вот и развлекаются пенсионерки, выращивая цветы для собственного удовольствия. Еще и выставки в райцентре устраивают.
В райцентре есть еще несколько успешных действующих промышленных производств. При всем при этом этот район считается бедным, дотационным.
А буквально в нескольких километрах, через реку Вятка, находится Вятско-полянский район Кировской области. Там нет газа, нет дорог, нет сельского хозяйства. Нет работы. Градообразующий военный завод обанкрочен. Там вымирающие деревни, топят дровами, пьянство. 19 век.
Зато в Татарстане есть другая проблема, которой нет в Кировской области. Путин открыл ящик Пандоры. Национальный вопрос, столь глупо и бездумно возбужденный осенью-зимой 2017 фактическим запретом преподавания татарского языка в школе, предсказуемо начал обостряться и радикализироваться. Буквально в каждом обсуждении на любую тему всплывает тема взаимоотношений русских и татар. Даже, например, в теме о подростковых группировках, т.н. «Казанском феномене». Хотя уж кто-кто, а гопники и группировщики («мотальщики» по-казански), точно не делили людей по национальностям. Теперь эти группировки возрождаются прямо на глазах, при полной беспомощности полиции. Если еще и национальный фактор примешается, будет труба. А шанс такой есть. Русские раздраженно отмахиваются- «Хватит будоражить, вопрос решен, тема закрыта!», татары возражают «Вопрос не решен, а загнан в подполье. Это не решение, когда одним все, а другим ничего» («все» и «ничего» пишется капслоком). И «мы еще обязательно к этому вернемся».
казань,
злоба дня,
татары,
текущий момент