Юг и Север.

Jul 05, 2016 09:46

Ехал на днях на поезде до Ростова. Поезд идет в Адлер, середина лета, купейные вагоны полупустые. Я часть пути ехал вдвоем в купе, потом вообще один.  В Ростове вышли почти все пассажиры, а село пару  человек.
Справедливости ради, плацкарта  забита полностью. Потому что дешевые билеты.
Ездил по этой линии 25 лет назад, работая проводником в  СОП "Стрела" (студенческий отряд проводников).  Как тогда не было электрификации, поезд тянул тепловоз, чадящий черным дымом, так и до сих пор нет,   клубы того же черного дыма вдоль окон плывут. Причем дорога проходит не через дикие степи или тайгу, а через вполне  обустроенные и населенные территории- Мордовия, Пензенская, Саратовская, Воронежская, Ростовская области.
Вообще, ощущение такое, что там время если не остановилось, то сильно замедлилось. На одной станции в Мордовии вокзал ровно такой же, как он был лет 30-40 назад. Более того, на нем висит мемориальная доска "В этом здании ... апреля 1919 года выступал перед рабочими М.И. Калинин".  Самое яркое событие за 100 лет.  На привокзальной площади стоит старинная водонапорная башня. Она уже не водонапорная, конечно, наверху стеклопакеты какого-то офиса, но стоит. На юге страны такие башни стоят почти на всех станциях.
Разница по сравнению с началом 90-х все же  есть. Раньше поля вдоль ЖД были вспаханы и обработаны. Теперь огромные просторы заброшенной необработанной земли идут почти всю дорогу.  Часами вдоль дороги  тянутся "пыль да бурьян".
Зато в Ростовской области на небольших станциях пару раз из окна наблюдал огромные скопления военной техники. Буквально десятки танков, БМП, БТР, военные тентованные грузовики многими десятками. Целые военные лагеря вдоль ЖД.  Причем видно, что они временные, перевалочные. Солдатики у танков суетятся.

Соседом оказался "сотрудник Газпрома"- газовик из Надыма, "слесарь по механическим работам", как он сам с гордостью представился, а до этого бульдозерист. Едет обустраиваться в Пензенской области, готовится к переезду с северов.  Рассказывал много историй из жизни газовиков-нефтяников. Особенно ему нравилось рассказывать про "эксперименты", которые он делал в конце 80-х, на излете Соввласти.  Про "похороны тракторов". Оказывается, в те времена избавиться от ненужной техники проще всего было, зарыв её в землю, или утопив в болоте. Буквально.
Рассказал, как уже в "рыночные времена", в нулевые годы, во время транспортировки вертолетом на внешней подвеске какой-то вышки, и эта вышка то ли плохо закреплена была, то ли раскачиваться начала и болтать вертолет и её сбросили, но она упала в болото и стала торчать.  Так бы её списали- "утонула, и все", а она торчит. В итоге срезали сваркой торчащую часть, и радостно  списали.
Потом со смехом рассказывал, как однажды "похоронил" сразу 7 гусеничных тракторов  ДТ-75 одновременно. Выкопал большую яму, загнал трактора, бульдозером засыпал. Один трактор еще 3 часа после этого работал!  Спрашиваю -Зачем? А просто так! Интересно же! Эксперимент!   Рассказал, как закопал огромный Кировец только потому, что места крепления навесного оборудования, какого-то бура, из плохого качества часто ломались. Спрашиваю, а весь трактор-то зачем хоронить? Отвечает, что в те времена проще было новый трактор заказать и получить, чем ремонтировать.
С гордостью сказал, типа, с юмором, "Я принес гораздо больше вреда, чем пользы!". Но, правда, сразу оговорился, что все это делал по приказу начальства. Говорит, что по всему Северу сотни и тысячи единиц закопанной в землю и утопленной в болотах техники-  трактора, самосвалы, прочая техника.
Спрашиваю, а сейчас как? А сейчас, говорит, почти то же самое, только не хоронят, а в металлолом сдают. Причем опять же, сдавать могут не абы кто, а только "специально допущенные" люди.  За трактор дают 20-30 тыс руб. Но если сдашь ты, то тебя посадят за "хищение". Поэтому приезжают "те, кто надо", грузят на трейлер и увозят.  По документам списывают, проводят как утраченное, деньги делят.
Мужик работает на газоперекачивающих станциях, на тех самых газопроводах, что газ в Европу гонят. Очень много импортного западного оборудования, никакие санкции его не коснулись, исправно поступают и запчасти и расходники.  По сравнению с отечественными машинами небо и земля, во всех смыслах- и в плане надежности, и в ремонтопригодности и доступности зон обслуживания. Даже новые ангары специально для этих станций гораздо более удобные и комфортные.
Главная проблема- кадры. Специалисты почти сплошь предпенсионного возраста, молодежи стало много, но "ничем не интересуется, не стремится научиться, перенять опыт", думает только о деньгах.
Очень много бюрократии, огромная управленческая надстройка, "семеро с ложкой, один с сошкой". Элементарные вопросы решаются с большим трудом, чуть ли не через Москву.
Зарплатой доволен, со всеми надбавками выходит до 80-100. Возраст- 55, но выглядит на 60+. Здоровье посадил, оформляет инвалидность. Надеется на северную пенсию.
Почему-то настроен резко против женщин. "Бабы" такой дурной народ, все только портят и из-за них все беды. "Повезло", думаю, с пожилым педерастом в одно купе попал. Оказалось, что он женат, но жена неудачная- "тупая дура".
С заговорщицким видом и с гордостью "по секрету" рассказал, что "к нам Путин часто тайно приезжает!". На вопрос Зачем? -отвечает - Как зачем? У нас такая рыбалка!. Спрашиваю - Откуда знаешь, если он тайно приезжает? - Знакомый в аэропорту есть!
С удовольствием рассказывает, как рыбу ловит. Спрашиваю, спиннинг или удочка? Он мне снисходительно- Какая удочка? Сетями! Говорю- Браконьеришь? Он- Ну и что? Там рыбы столько, что на всех хватит!
Рассказал, что как-то он с друзьями пришел на место стойбища ханта (кочевника местной малой народности), того дома не было. А стойбище стояло у ручья. А в ручье рыбы видимо-невидимо ("знает, собака, куда юрту ставить!"). "Ну мы там половили!".
Внутренняя и экономическая политика в стране  ему не нравится. Высказывает совершенно здравые и разумные мысли.
Но!  Как обычно у таких людей, Путин молодец! Все делает правильно!  Правильно он америкосам нос утер в Сирии!  И на Украине во всем виноваты америкосы!
Я уже не удивляюсь этой шизофрении.

север, раша, злоба дня, интересно, текущий момент

Previous post Next post
Up