Начало ноября, плюс 18. Ощутимый ветерок. Берег небольшого лимана (залива Средиземного моря) на юге Франции, Западном Провансе, городке Фос-сюр-Мер. Группа школьников 8-9 лет грузится в лодки. Лодки, это громко сказано. Утлые полуигрушечные ялики с двумя скамейками. Дети все в спасжилетах, заходят в воду кто босиком, кто просто в кроссовках. Кроссовки полные воды, всем пофигу, все смеются. За процессом наблюдает училка и еще двое спасателей помогают детям грузиться. Наконец все погружены, лодки связаны друг за другом собой веревкой. Веревка привязана к моторной лодке одного из спасателей. Он заводит мотор и тащит всю кавалькаду в море. Вдоль берега, но на приличном удалении и на приличной скорости. На воде ощутимая рябь, лодки раскачиваются, дети счастливо визжат, у меня сердце в пятках. К тому же второй спасатель на второй лодке, вместо того, чтобы встать в кильватер и следить за детьми, начал обгонять кавалькаду, поднимая боковую волну. Я вырос на Волге, всё детство прошло на воде, и хорошо знаю, что вода не прощает легкомыслия и безответственности. В общем, я, наверно, переживал больше всех, глядя на это безобразие. У детей, видимо, был урок биологии или что-то вроде «Окружающего мира» (дети явно младшие школьники). Потому что остановились около буйков посреди воды, там, видимо, что-то рыборазводное или биостанция какая-то. Холодно, ноги мокрые, все счастливы… Французские родители позволяют это, видать. А у моей жены, если бы она увидела наших детей в подобной ситуации, немедленно случился бы инфаркт микарда.
В тех же краях встретились мне местные школьники, идущие классом на занятия по физкультуре, на оборудованную площадку на полуостровке, посреди природы. Человек 30 подростков лет 12-13. Из них 1 (один) негритенок (причем он там был самого интеллигентного вида- аккуратно одетый, в очечках), и одна девочка отдаленно похожая на арабку (светлокожая, но с очень черными волосами и характерными восточными очень красивыми черными глазами). К вопросу о «засилье» негров и «будущем Франции».
Пошел погулять, решил срезать, и ,как водится, заблудился. Чем больше искал дорогу, тем далее терялся. Спросить не у кого, потому что во Франции днем на улицах никто не шляется. И машин мало. Тут из каких-то ворот выезжает Рэйндж-Ровер. В нем 2 молодых парня лет 18-20 французской наружности. Один из них вполне сносно изъяснялся по-английски (лет 10 назад во Франции таких людей практически не было, а сейчас наоборот- особенно молодежь усиленно учит английский). Объяснил им, что потерялся, куда мне надо. Они начали объяснять. Потом спрашивают- «А где твоя машина?»- нет у меня машины, я погулять вышел. Они тут же кивнули мне «Садись в машину!». И довезли до места. И денег не попросили. Я, помимо традиционного «мерси», совершенно искренне сказал им «I love France!». У пацанов были такие довольные лица, что им это было дороже денег слышать.
В этом и разгадка, почему во Франции и города и природа и люди так благоустроены. Они очень любят свою страну. Националисты не «против» кого-то, а «за»- родину.
В Фос-сюр-Мере стоит замок на берегу. Заложен тысячу лет назад в 10 веке - первое упоминание о крепости датировано 970 годом. Понятно, что с тех пор от замка остались только стены да несколько башен. Но все это ухожено, укреплено, облагорожено. Внутри церковь 13 века действует, там же и кладбище. И «поселок» фамильных склепов. Идешь по «улочке» между склепов, смотришь. На кладбище никаких могильных оград. Почти каждая могила- произведение искусства. Скульптуры, барельефы, гравировки. Цветы живые. Никто не ворует, не ломает, хотя охраны нет.
О вкусах не спорят, но я не очень понимаю французов в некоторых вещах. В супермаркете из ящиков продаются в 2-3 раза дешевле вкусные сочные сладкие яблоки типа нашей Семеренко. Но их мало кто берет. Французы берут привычные им безвкусные травянистые Gala, пластмассовые Golden или кислющие Canada Grise.
Во французском аэропорту. Прилетел пассажирский аэробус ВВС Франции, привез солдат, отслуживших свой срок в Африке. Уже переоделись в гражданку, выглядят как туристы. Ничего особенного, но что-то не так. Потом понимаю- они все трезвые (это после 5-6 часов полета из армии), и выходят из самолета и идут по перрону не толпой, а строго по одному, гуськом. Дисциплина.
В строительном магазине фанера продается, вагонка, столешницы и прочие доски. Обратил внимание на цены. Вагонка во Франции, привезенная из Бразилии, стоит столько же, сколько стоит вагонка в России из российского леса. Фанера дороже, но и качество несопоставимое.
Обратил внимание, что у французов практически повсеместно стоит старый добрый ХР. В гостиницах, конторах. Семерки нет как будто и не было.
Самое интересное. Разговорился с французским коллегой. Оказывается, у французов стереотипов насчет нас тоже навалом. Ну ладно про Путина- он тут вызывает просто трепет. Могучий страшный диктатор, жестко, но эффективно управляющий Россией. Хотя и с непонятной логикой, но оттого еще более страшный. Когда я сказал, что это не так, что он не может справиться даже со своими опричниками, и вся его могучесть и эффективность- всего лишь плод телевизионной картинки и пропаганды, у француза произошел разрыв шаблона.
Когда я ему рассказал о методах российской полиции, о перекрытии всего и вся во время движения «нацлидера», об очередном повышении зарплат бюрократии и полиции, при общей бедности населения и т.д., мой француз, который 10 лет работал летчиком в Африке, воскликнул- «Так это же Африка!».
Самый смешной стереотип о нас у французских женщин. Они считают русских мужиков грубоватыми, диковатыми, не всегда хорошо одетыми и хорошо помытыми, но зато очень хорошими любовниками! Настоящими самцами. Кто бы мог подумать.