Oct 18, 2011 20:20
Не собирался писать о нем, думал ничего особенного. Но, погуляв по нему, не могу удержаться. Первое впечатление- как и во всех белорусских городах : «Бедно, но чисто». Только тут еще и следы крайней ухоженности. Много новостроек. Видно, что городские власти за городом следят и, более того, любят его. Народ крайне отзывчивый- я вышел из гостиницы за продуктами, а где магазин, не знаю. Спрашиваю у проходящей мимо бабки с тележкой, где ближайший гастроном (в Белоруссии магазины так и называются ещё: «гастроном», «продтовары», да еще номера на некоторых сохранились: «Продтовары №23». Так было в советские времена). Бабка поставила свою тележку, и начала объяснять. Оказалось, в округе 3 магазина, и к каждому она подробно объяснила дорогу. Мне уже неудобно было её задерживать, и я с трудом смылся.
В недорогом кафе рядом с гостиницей бесконечно идут поминки, но нас, голодных авиаторов, всё же накормили, притулившись за столиком рядом с посудомойкой. А перед этим взяли с нас честное слово, что мы не будем тут водку пить.
В Бресте особенно остро (у меня лично) ощущение, что Советский Союз тут и не кончался. Люди как будто ещё те, советские, неозлобленные, неторопливые. Наивные рекламы (как в СССР конца 80-х). Типичный образец: «Почему люди выбирают нас? Не за красивые глаза!» .
Торговля тут- нечто! На рынке наблюдал: идет торговля с машины на улице- картошка-моркошка, лук и т.д. Торговля идёт бойко, народ клубится, набирает сетки овощей. И тут тётка-торговка заявляет: так, вот эту девушку обслужу, и всё! Домой пора! И люди начали её уговаривать «Нас тоже уж отпустите пожалуйста!» Вроде уговорили. Там же на рынке мужик спрашивает у торговки «Говяжья печенка есть?» Та «Нет, вот колбаски есть» Он «При чём тут колбаски?».
На всём рынке нет сгущёнки. Я сначала подумал, у меня что-то со зрением, потому что этого не может быть. Оказалось, может. «Всю сгущенку на Украину вывозят!» слова торговок. В супермаркетах есть какое-то «обезжиренное сгущенное молоко «Белорусское»», по 10 руб (в переводе на российские) за банку. Стандартная жирность сгущенки 8 %, и вроде бы не бывает «обезжиренной». Однако попробовал, оказалось, гораздо вкуснее «нашей» 8%, «изготовленной по госту». Феномен, однако.
Цены тут очень разные. На «простые» продукты - хлеб, молоко и молочка, цены в пределах- 4-7 руб за литр/буханку. Билет в автобусе- 3 руб (надо компостировать, как в стародавние времена). Продукты «посложнее»- сыр, колбаса, шоколад- почти по российским ценам. С одним нюансом- колбаса здесь съедобная вся- и дешевая и дорогая. Контроль качества работает. Ну а техника и промтовары- дороже. Притом, что зарплаты у белорусов меньше. На том же рынке видел большую толпу стариков у какого-то киоска, киоск был закрыт, а толпа быстро росла. Я в недоумении «За чем очередь?», мужик из очереди, явно стесняясь, «за мясным», потом, видя моё изумление (кругом этого мясного завались), пояснил «тут немножко дешевле». Чуть дальше такая же толпа за рыбой.
После того, как был отпущен курс белорусского рубля, в обменниках валюты- завались. Могут легко дать 90 долларов сдачи со 100 долларов, если хочешь обменять только 10 (а больше тут и не требуется). Даже не верится, что еще летом белорусы буквально охотились за каждым долларом, а в обменниках было шаром покати. Правда, и курс обмена упал почти вдвое (было около 4500 б.р. за долл, стало 8500).
Главная достопримечательность Бреста- крепость.
Еще в советские времена из неё сделали помпезный мемориал, для которого собственно крепость выглядит лишь антуражем. Белорусы- молодцы, поддерживают всё в порядке, насколько возможно. Правда, несколько коробят попытки «коммерциализации» мемориала. Перед главным входом расположилось кафе «Незабудка». Наверно, кому-то это кажется остроумным. На территории крепости, более того, в казематах, где шли бои - ресторан «Цитадель». Музей и разные коммерческие тематические выставки в помещениях крепости- ладно, но ресторан-то?
В музее множество фото реальных солдат и офицеров, служивших в июне 41 в Крепости, фотокопии их довоенных писем домой. Удивительно было читать адрес на открытке 41-го года «Брест, 125 с/п (стрелковый полк), рота связи, Такому-то». Или в письме солдат пишет «Меня перевели в полковую школу 125 полка, а после я вернусь в свой автобатальон. Всё это находится крепости, так что всё рядом».
Я служил в СА в гораздо более вегетарианские времена, и то нам запрещали указывать в письмах не то что номер части, но даже название и город, в котором часть стоит. Мы, конечно, писали, но можно было напороться на выборочную цензуру, и тогда попавшегося таскали в Особый отдел и всячески стращали. А тут в адресе на открытке все секреты напоказ.
Там же в музее есть копия немецкого отчета о потерях при взятии крепости. Отчет был составлен в начале июля, когда основные бои уже кончились. Немцы потеряли убитыми около 500 человек 32 офицера и 460 солдат и унтер-офицеров) и около 700 чел ранеными (соотношение примерно такое же). Причем потери офицеров были названы "неприемлемыми". Из числа погибших большая часть погибла в первый день нападения, когда было самое сильное сопротивление и они шли, не ожидая этого сопротивления. Наш гарнизон на 22 июня составлял около 8 тыс, из них половина успела уйти утром 22 июня до окружения крепости. Оставшиеся 4000 тыс человек были убиты и взяты в плен. Соотношение 500 против 4000.
Вечный огонь и стоит Почётный караул из школьников- 2 девушки и 2 юноши. Пацаны держат настоящие АК-74 (правда, учебные ). Случайно увидел смену караула.
Это было настоящим потрясением. Они идут от огня до караулки, а это метров 300, строевым шагом! Как на параде, задирая ножку и тяня носок. Дети есть дети, выглядят порой комично, но как стараются, как добросовестно печатают шаг. Менталитет, что ли, опять?
Рассматривал витрины местных турбюро. Обратил внимание, куда предлагается поехать: стандартные Турция, Египет, туры в Европу, курорты Украины (Крым, Трускавец). В Россию не предлагается ничего. Вообще.
Хотя как раз в Бресте почти нет языковой шизофрении, характерной для Белоруссии. Белорусский язык здесь практически отсутствует напрочь. Если не считать стандартных для всей страны указателей с названиями улиц, да стандартных же названий остановок.
Только русский язык повсеместно, даже вывески учреждений редко продублированы на белорусском - зачем? Прессы на белорусском языке нет. Специально поинтересовался у продавца, тот аж вздрогнул, странно на меня посмотрел.
Случайно проходил мимо польского генконсульства- множество людей толпится за визами. А ведь польский и белорусский языки- родные братья, зная белорусский, гораздо легче общаться с поляками. Видимо, те, кто ездит, те знают.
Хотя я не думаю, что это правильно- зажимать белорусский язык в Белоруссии,
Да, тут еще такая беда. Уже 18 октября, а батареи ледяные, хотя на улице не выше +5, а ночью уже и в минус. В душе вода- чуть выше комнатной температуры. Стиранные носки не сохнут сутками. Трудности белорусской экономики брестчане (и я с ними) переживают буквально на своей шкуре.
Еще такая белорусская особенность (привет из Совка)- проститутки названивают в номера гостиницы. Вечером голос с придыханием "Вам не скучно?" Посреди ночи могут позвонить "Развлечься не хотите?" Здесь еще советская система- в комнатах стоят городские телефоны (с городскими номерами). Сидит такая фифа на другом конце города, и названивает по списку. В Минске то же.
Коллеги ради интереса узнавали- 50 долларов в час. В Белоруссии всё измеряется только в долларах, даже барахло на рынке. Белорусы и свою зарплату исчисляют в долларах, хотя получают в белках (бел.руб)
А еще машины аварийных служб не больно пропускают. Летит газелька газовой службы, сирена воет, маячки проблесковые сверкают. Подлетает к перекрёстку, большинство машин останавливается, а часть прёт «Пофигу, мне же зелёный!». Газельке даже остановится пришлось. Так что быдла здесь тоже хватает.
Но хороших людей всё-таки больше.
Белоруссия