Где-то в июле вылетал из Москвы, и мой GPS приемник показывал «текущее местоположение» за 4000 миль/почти 7000 км от реального местоположения. Якобы я находился в Гвинейском заливе, при том, что физически только-только взлетел из Шереметьево. Год нгазад «погрешность» составляла около 50 км. Видимо, так сильно боятся пресловутых хаймарсов и прочих томагавков с GPS наведением, что решили сбить сигнал на тысячи км. Тогда посмеялся и забыл.
А в августе вдруг сам физически оказался на побережье Гвинейского залива. В маленькой симпатичной стране Того. Узкая полоска к западу от Нигерии между Бенином и Ганой. Особо много чего не видел, могу лишь сравнивать с другими африканским странами, благо, опыт немалый.
Столица Ломе
- на удивление чистенький, аккуратный город. Хорошие дороги, немало современных красивых зданий. Светофоры светодиодные с табло-секундомерами, машины на дорогах вполне приличные современные, много моделей, о которых в России даже не знают. Тут же вспоминается столица Мали Бамако, где почти весь трафик состоит из жутких убитых трахом- древних и древнейших французов и тойот. Помню такую тойоту-такси с мутным непрозрачным лобовым стеклом, дырой в полу и постоянно вылетающими передачами.
Здесь так же присутствует феномен, который меня в Африке всегда вводил в ступор и недоумение. Как практически в любой африканской стране здесь вдоль улиц стоят «мебельные магазины», в которых продаются гигантские деревянные кровати. Предложение настолько массовое, что возникает ощущение, что имеется гигантский спрос. Но при этом бОльшая населения Африки (практически любой страны) живет в очень небольших жилищах, в которых эта кровать либо вообще не поместится, либо займет все пространство. А те, у которых большие дома, те явно не пойдут за кроватью в уличный магазин. И 2 терзающих вопроса- для кого и нафига?
Но самая фишка, радикально отличающая Ломе/Того от других африканских стран и городов, кроме Кигали в Руанде. это то, что все мотоциклисты носят шлемы. Мотоцикл в Африке- главное средство транспорта, в том числе как такси (называется бодо-бодо). Везде бодо-бодо ездят без шлема. Исключение- Руанда, но Руанда вообще резко выделяется из общего африканского ряда. Президент Руанды Пол Кагаме давно поставил задачу сделать из страны африканский Сингапур, и во многом ему удалось. Помимо ощутимого роста экономики, привлечения инвестиций и создания технологического кластера (Руанда успешно разработала и делает свой собственный смартфон), в Руанде невероятная чистота на улицах. Даже в Европе такая чистота и порядок нечасто встречаются. Плюс в Кигали все бодо-бодо ездят сами в шлемах и светоотражающих жилетах с номерами на жилете, так еще и пассажир должен надевать шлем перед поездкой.
В Ломе такой строгости не видел, пассажиры в основном без шлемов.
Еще интересная черта- полное отсутствие военных и полиции в городе. Что тоже не совсем типично для этого региона/этой части Африки. Все-таки рядом неспокойные Нигерия и Буркина Фасо.
Очень интересно устроена организация воздушного движения. Причем не только в Того, но и вообще в Африке. Но Того более яркий пример. Поскольку страна сама по себе маленькая, да еще и узкая, Самолет физически не успеет снизиться или набрать высоту над страной. Поэтому подходом/выходом управляет соседний Бенин, Котону-approach. Бенин тоже маленькая страна, поэтому снижает и заводит на посадку и туда и туда соседняя Нигерия. Которая может сразу передать управление Ломе, и Ломе будет управлять движением самолета над Бенином. А та же Нигерия передает диспетчерское управление соседнему Чаду/Нджамене чуть не с середины своей территории. Маршрут проходит над небольшим участком Камеруна, который вообще никто не спрашивает- над Камеруном здесь рулит Нджамена. Похоже на европейский принцип управления воздушным движением, когда немец-диспетчер может вести самолет над Голландией. Но и в Европе стараются совмещать границы секторов УВД с госграницами и не залезать на чужую территорию. Здесь как-то все проще.
А еще в Африке серьезный технический прогресс. Еще лет 10 назад при полетах в этих районах на радионавигационных картах была большая плашка- Air-to-Air communication. Из-за слабой оснащенности радарами ретрансляторами и большими расстояниями, африканские диспетчеры не видели самолетов и не могли ими управлять. Поэтому экипажи должны сами самоорганизовываться и периодически выходить в эфир на особой частоте т по специально разработанному шаблону сообщать о себе сведения- откуда куда, направление, эшелон полета, время пролета точек и т.д. Эти шаблоны обязательно печатались на картах. Потом регион оборудовали КВ-связью, которая была плохо слышной и ненадежной. Сейчас по всей Африке стоят мощные радары и мощные ретрансляторы. И уже не надо часами лететь без связи. Сейчас везде уверенное покрытие УКВ.
Все растут, все развиваются….