На самом популярном казанском сайте вчера вышла заметка о состоянии оборонной отрасли в Татарстане (с советских времен Казань и Татарстан- один из ключевых центров военпрома так что можно говорить в целом о состоянии российского ОПК) с кричащим названием. Слов «катастрофа» и «коллапс» уже никто не стесняется. Я сделал выжимку, хотя получилось все равно длинновато.
«Нет выхода - мы как заложники»: 7 претензий татарстанских оборонщиков к Шойгу и Чемезову
Накипело: промышленные генералы о том, почему российский ОПК на грани катастрофы
Подробнее на «БИЗНЕС Online»:
https://www.business-gazeta.ru/article/448563 Предмет гордости России последнего десятилетия - оборонно-промышленный комплекс (ОПК) - вовсе не купается в деньгах, как можно было предположить, постоянно слыша о миллиардных контрактах на военную продукцию. Более того, условия хозяйствования, в которые он поставлен, грозят коллапсом отрасли. Такую мысль в частных беседах донесли до «БИЗНЕС Online» несколько руководителей оборонных предприятий Татарстана.
Насторожили, правда, недавние заявления гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова и оборонного вице-премьера Юрия Борисова: первый доложил президенту РФ Владимиру Путину о 300 млрд рублей долгов Объединенной авиастроительной корпорации; второй предложил списать оборонке 700 млрд из 2 трлн рублей задолженности по кредитам, но и эти отрезвляющие оценки померкли на общем победном фоне.
Между тем из бесед с генералами ОПК складывается впечатление, что победные реляции, мягко говоря, не вполне отражают реальное положение дел в отрасли. Собеседники «БИЗНЕС Online» из руководства военно-промышленных компаний РТ заверили, что никакие списания долгов с допвливаниями не помогут. При этом, как уверяют директора, на уровне руководства предприятий катастрофичность ситуации понятна всем, но сор из избы никто публично выносить не станет - топ-менеджеры опасаются и за свои места, и за будущее компаний, перекрыть кислород которым в условиях достаточно жесткой конкуренции ничего не стоит.
_____
Далее просто перечислю «претензии»
претензия №1. «ДЕНЕГ ХВАТАЕТ ТОЛЬКО НА ЗАДЕЛЫВАНИЕ ДЫР НА КРЫШЕ»
Главная проблема предприятий ОПК - предельно низкая цена на продукцию.
«Сегодня денег хватает только на заделывание дыр на крыше, - возмущается один из наших собеседников. - Вот отсюда и набиралось 2 триллиона кредитов, о которых говорит Борисов. Поскольку прибыли нет, все деньги уходят в зарплату, а ее ведь и повышать надо. Рядом нефтяники, нефтехимики, у которых рентабельность 30-40 процентов и средняя зарплата в 60-70 тысяч, а в оборонке - 30 тысяч рублей. Потом удивляются, почему люди уходят.
Претензия №2. ЛУКАВЫЙ ДЕФЛЯТОР
у значительной части продукции по ГОЗу рентабельность не просто близка к нулевой, она отрицательная. В среднем гособоронзаказ на 5-7 процентов убыточен».
К примеру, источники говорят, что для КВЗ (каз вертолетный завод )таким убыточным контрактом стал договор с военными от 2011 года, по которому он обязался поставить до 2020-го 140 Ми-8-МТВ5-1. К тому же, судя по документам арбитража, минобороны тогда удалось сбить заложенную заводом прибыль с 28,1 млн до 16,3 млн рублей за машину. Контракт на «восьмерки» КВЗ выполнил досрочно и, как утверждают, вздохнул с облегчением.
Претензия №3. ШТУЧНОСТЬ УБИВАЕТ ЭКОНОМИКУ
«Бедный Казанский авиазавод! - восклицает один из менеджеров. - В застойные времена он делал полсотни самолетов в год, а сейчас только пару новых. Да лучше б не брался! Это крайне невыгодно. Надо ежегодно хотя бы по 10 штук». По его словам, это вопрос не только накладных расходов, но и качества работы: «Специалист с каждым повторяющимся заказом набивает руку. А у нас что получается? Только человек к одному привык, его кидают на другое, он начинает заново, делает ошибки. Неслучайно КАЗ самолет выпустит, а потом постоянно его дорабатывает - именно потому, что это не серия».
Как известно, сегодня у КАЗа есть только один серийный заказ (2018 года) на новые самолеты - к 2027-му он должен построить 10 стратегических ракетоносцев Ту-160М. Получается, по одному в год. Плюс завод в год сдает по одному-два специальных Ту-214. И это все.
Претензия №4. «аванс ПРИХОДИТСЯ ВЫРЫВАТЬ ЗУБАМИ»
Характерный пример с „Гипронииавиапромом“. Он взял кредит на исполнение контракта, все сделал, а ему сейчас не подписывают акты об исполнении работ и не платят положенного. Результат - финансовый кризис и продажа компании»
Претензия №5. «СЕЙЧАС ЛЮБОГО ДИРЕКТОРА МОЖНО ВЗЯТЬ ЗА ЗАДНИЦУ»
не понимают наверху, где, видимо, сидят бухгалтеры, у которых в голове идеальная картина: вот тебе деньги, и ты их потрать на конкретные вещи. А как их выделить в деятельности огромного предприятия? Я что, буду 5 килограммов алюминия на один контракт покупать, 10 - на второй, 20 - на третий? Логично с одного счета закупить на весь завод. Так раньше и было. А теперь меня спрашивают: „Зачем ты сразу 100 килограммов купил?“ Отвечаешь: „Низкую цену предложили, да и не „нарезают“ меньше“. Но это никого не волнует, и у меня возникают проблемы. По сути, сейчас любого директора можно взять за задницу и предъявить, что он нецелевым образом расходует средства».
Претензия №6. НА НИОКР ДЕНЕГ НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ
….Да, при Сердюкове было много перегибов, но именно при нем началось активное финансирование НИОКР, а сегодня на них денег почти не выделяется. Новое вооружение, которое появилось в войсках, разрабатывалось с подачи Сердюкова. Именно тот научно-технический задел сейчас выстреливает в серийную продукцию. А нынешняя позиция государства: ты за свой счет спроектируй, сделай опытный образец, покажи, а мы посмотрим, если понравится - закажем, а если нет - извини».
Претензия №7. «РАНЬшЕ БЫЛА СОБСТВЕННАЯ ЛИЦЕНЗИЯ НА ЭКСПОРТ И ЖИЛИ ВЕЛИКОЛЕПНО»
«Раньше у компаний была собственная лицензия на экспортную деятельность и они жили великолепно, - говорит один из наших собеседников. - А когда в дело включился госпосредник («Рособоронэкспорт» (входит в «Ростех»), все затормозилось - во многом из-за того, что покупателям поставили заоблачные цены». Ярким примером наши собеседники называют ситуацию с вертолетами: цены на них они обозначают как сумасшедшие и заверяют, что заводы могли бы продавать товар вполовину дешевле и это было бы выгодно. Наши источники напоминают: если в 2007 году самый дорогой казанский Ми-17 продавали за границу за $6 млн, то сегодня - за $15 млн, при этом существенных изменений в его облике не произошло
Как говорят наши эксперты, налицо не захват мирового рынка российским экспортером, а элементарная эксплуатация советского наследия, а оно подошло к пределу.
Как это ни парадоксально, выправить ситуацию, по мнению одного из наших собеседников, мешает эхо сирийских событий: «Как было до них? Все пребывали в уверенности, что войны не будет. В заказывающих управлениях (минобороны - прим. ред.) сидели и ковыряли в носу: одно закажешь или другое - разницы никакой. А когда немного постреляли, увидели, что некоторые из заказанных вещей работают не так, как надо, а некоторые не особо-то и нужны. Думаю, такого было заказано полно и по заоблачным ценам. И сегодня по этим людям судят обо всех исполнителях ГОЗа - продолжают держать впроголодь, спецсчета вводят и все такое прочее, а надо просто разумно заказывать продукцию, которая нужна».
Резюме ««Понятно, что все это достаточно сложно, дорого, - говорит один из директоров предприятий ОПК, - но если государство хочет считать себя государством, без продуманного отношения к оборонке не обойтись. Сегодня же с предприятиями оборонно-промышленного комплекса происходит катастрофа».
Короче, НАТО и китайцы могут спать спокойно.