Идеи построить автомобиль с небольшим ядерным реактором, фактически «вечным» источником энергии , начали будоражить головы конструкторов еще в пятидесятых годов прошлого века - после того, как человечество познакомилось с «мирным атомом». В это время в США, а чуть позже и в СССР, заработали первые атомные реакторы. Ученым, не говоря уж о простых обывателях, грезилось, что они подарят человечеству безграничный, безопасный и абсолютно чистый источник энергии.
Мирный атом на службе человека
Использование ядерной энергии - звучит красиво, однако даже в этом случае для получения электричества до сих пор используют силу пара! Упрощенно: установленные в реакторах ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы), выступают в роли угля, нагревающего теплоноситель. В качестве теплоносителя может быть использована вода, или, например, жидкие соли или металлы. Последние применяли в советских реакторах БМ-40А (ОК-550).
Само собой было бы странно не попытаться приспособить новый источник безграничной энергии и для перемещения по планете. И вот уже оснащенные ядерными силовыми установками атомные ледоколы прокладывают путь сквозь льды Северного ледовитого океана, а подводные лодки могут не всплывать на поверхность месяцами! И те и другие по праву считаются одними из самых мощных транспортных средств, созданных человеком. Например, мощность современного ледокола «Арктика» (ЛК-60Я) - 81 500 л.с.
Но в случае с атомными силовыми установками мощность - не самое главное. В конце концов, существуют же ракетные двигатели, и даже дизеля на сто тысяч «лошадей». Важнее то, что они наделяют свой носитель практически безграничной автономностью. Разумеется, способность длительное время работать без дозаправки привлекала не только конструкторов кораблей и подлодок. Существовали проекты атомных самолетов, и даже автомобилей. Вот о последних мы сегодня и поговорим.
Машина будущего
Как вы, наверное помните из нашего
предыдущего материала, паровые турбины плохо поддаются масштабированию в сторону уменьшения из-за снижения КПД. Однако в случае использования атомного реактора, с его практически безграничной энергией, этим можно было бы пренебречь! Поэтому в конце пятидесятых, то есть в том же десятилетии, когда началось массовое внедрение атома в мирную жизнь, Ford представил масштабную модель машины будущего - Nucleon.
Предполагалось, что в движение этот аппарат будет приводиться реактором, питающим две паровые турбины: силовую, и энергетическую. Последняя нужна была для выработки электричества и привода вспомогательных систем и агрегатов. Силовая установка нового типа обещала поистине революционные показатели автономности: расчетная дальность хода без дозаправки должна была достигать 8000 километров!
В том, что касается самого автомобиля и его габаритных размеров, то инженеры Ford полагали, что Nucleon будет достигать в длину около пяти, а в ширину до двух метров. Примерно, как у
Toyota Land Cruiser 200. То есть предполагалось, что это будет немаленькая машина. Поэтому остальные размеры вызывают недоумение. Судите сами: высота 1,1 метра, а колесная база лишь 1,7 метра. По последнему показателю Ford Nucleon уступал даже отечественной малолитражке
ЗАЗ-965!
Считается, что столь радикальные параметры нужны были для того, чтобы шасси могло выдержать вес тяжеленных энергетической установки и биологической защиты. При этом, для минимализации воздействия излучения, реактор располагался в заднем свесе, а водитель и пассажир - в переднем. То есть на максимально возможном расстоянии друг от друга.
Однако Nucleon так никогда и не вышел из стадии макета, оставшись в масштабе три восьмых. Весьма вероятно, что при анонсировании «атом-мобиля» больших боссов Ford не особо волновал запуск Nucleon в производство, не говоря уж о том, каким он мог оказаться в реальной эксплуатации. Гораздо больше их заботил другой вопрос. Например: как много людей (потенциальных клиентов) посетит их выставочный стенд, чтобы полюбоваться автомобилем с диковинным ядерным двигателем? Ну а поскольку концепт Форда «выстрелил», проект атомного шоу-стоппера получил продолжение.
Попытка номер два
Для участия во Всемирной выставке проходившей 20 апреля 1962 года в Сиэттле, Ford замахнулся ни много ни мало на создание концепта атом-мобиля олицетворявшего собой все то лучшее, на что способна американская автомобильная промышленность! И, надо признать, машина действительно представляла микс из всех доступных (и разрабатываемых) на тот момент высоких технологий!
Прототип мультимедийной системы должен был выводить на панель приборов навигационную карту, данные бортового компьютера и даже погоду. То есть то, что стало нормой только в наши дни. Из до сих пор экзотичного, можно выделить прозрачный (открывающийся вверх) колпак кабины с самозатемняющимися стеклами, и выдвижные вбок двери. При этом, несмотря на предполагаемо внушительные габаритные размеры, кокпит Seattle-ite XXI вмещал только двоих: водителя и пассажира.
Обе передние оси Ford Seattle-ite XXI являлись ведущими и управляемыми. В Форде считали, что такая компоновка позволит сохранить контроль над поведением и тормозные характеристики тяжеленной машины на приемлемом уровне. Причем планировалось, что управляться все это техническое великолепие будет без руля - с помощью сенсорной панели!
Новая энергетическая установка, в отличие от Nucleon, не требовала перезарядки реактора. Вместо этого конструкторы Ford решили сделать съемной всю переднюю часть автомобиля! Планировалось, что заменяемые топливные элементы будут производить различную мощность: от 60 до 400 лошадиных сил, в зависимости от потребностей и условий эксплуатации конкретного владельца.
Однако и этот проект также существовал только в стадии масштабного макета. Чуть позже рекламщики Ford опубликовали фотографии якобы полноразмерного автомобиля, но это всего лишь фотомонтаж. Какова была цель вброса доподлинно не известно, но факт остается фактом: в реальности Ford Seattle-ite XXI никогда не существовал.
Что еще почитать:
НАМИ-012 или как в СССР построили «грузовик апокалипсиса» Невероятный Doble: паромобили Абнера Добла История паромобилей: главный двигатель человечества