«Интерес к человеческой природе должен быть с самого начала»: интервью с Сергеем Сарахановым

Dec 17, 2019 12:32


Фотограф-портретист Сергей Сараханов рассказал в интервью f&f, как аудитория его блога в инстаграме выросла до 240 тысяч подписчиков, в чем ценность снимков, сделанных на камеру телефона, и почему любая фотосессия должна начинаться с непринужденной беседы



В последние выходные ноября на Винзаводе прошел re:store academy creative fest - событие, посвященное взаимодействию современной техники и творчества. Фестиваль собрал известных художников, фотографов, иллюстраторов, которые поделились своим профессиональным опытом с гостями в рамках лекций и серии мастер-классов. Один из приглашенных экспертов, фотограф-портретист Сергей Сараханов, рассказал в интервью f&f, как аудитория его блога в инстаграме выросла до 240 тысяч подписчиков, в чем ценность снимков, сделанных на камеру телефона, и почему любая фотосессия должна начинаться с непринужденной беседы.

- Сергей, вы занимаетесь мобильной фотографией. Еще пять лет назад зритель не воспринимал этот жанр всерьез. Что происходит сейчас? Вам приходится объяснять людям ценность снимков, сделанных на телефон, и самого процесса фотографирования?

- Стоит сказать, что процесс фотографирования на мобильный телефон происходит побочно. Это не конкретная услуга и не отдельный вид деятельности, а, скорее, приятное дополнение. Несомненно, я вижу проекты, в которых прослеживается повышенный интерес к этому методу фиксации изображения - и с радостью в них включаюсь.



Но в таком случае осознание ценности происходит со стороны, которая приглашает меня участвовать в проекте. То, что я снимаю по собственной инициативе - это больше для удовольствия, для ежедневного развития. Говоря про общие тенденции, очевидно, что грани между стилями стираются.



Люди точно устали от «вылизанного» изображения. Картинка, сделанная на камеру телефона, выглядит более реалистично, а значит, может вызывать больше доверия. Многие инструменты съемки сегодня (профессиональные и непрофессиональные камеры, мобильные телефоны) имеют приблизительно одинаковый потенциал: например, с появлением портретного режима разница между портретом, сделанным на зеркалку и мобильный, сравнялась.

Люди точно устали от «вылизанного» изображения.

Многие фотоагентства столкнулись с барьером восприятия чересчур качественного изображения. Смотря на такую фотографию, зрители чувствуют, что это, скорее, реклама, чем user-generated content.

- Вы помните, как пришли к решению заняться портретной фотографией?

- Да. Ощущение того, что люди - это очень интересная тема, пришло ко мне более 15 лет назад. С тех пор я только углубляюсь в это направление. На самом деле, выбор небольшой: ты снимаешь либо одушевленные предметы, либо неодушевленные.

Если мы говорим про первый вариант, то решение заняться портретной фотографией лежит на поверхности. Это захватывающий процесс: в нем много аспектов, много подводных камней, он развивает тебя не только со стороны фотографии, но и со стороны коммуникации, которая происходит во время съемки. Общаешься с интересными людьми, узнаешь их истории, приобретаешь жизненный опыт.



- Год назад в материале для интернет-журнала Bird In Flight вы дали 10 советов фотографам-портретистам. Один из них был: изучить человека перед съемкой, чтобы составить о нем мнение. Представим, что на это нет времени. Как взаимодействовать с героем, чтобы узнать о нем что-то в процессе съемки? Если это возможно.

- Достаточно часто бывают ситуации, когда нет возможности познакомиться заранее. В этом случае обязательно нужно найти максимум информации о человеке: из интервью, из открытых источников, изучая результаты его профессиональной деятельности. Также никто не отменял живой диалог на самой съемке.

Предварительное знакомство снимает ряд рисков, убирая необходимость первые 30-40 минут тратить на разговор. Если такой возможности нет, придется посвятить время взаимодействию с героем, знакомству с ним. Очень важно при этом не задавать специальные вопросы, не пытаться разгадать человека, а просто вести беседу - за пределом изначальных функций и ролей, которые люди представляют себе, думая о процессе фотографирования.

Очень важно при этом не задавать специальные вопросы, не пытаться разгадать человека, а просто вести беседу - за пределом изначальных функций и ролей, которые люди представляют себе, думая о процессе фотографирования.

- Чтобы заниматься портретной фотографией, нужно интересоваться человеческой природой или это ощущение приходит в процессе, возможно, с полученным опытом?

- Я считаю, что интерес к человеческой природе должен быть с самого начала. Это движущий фактор, который побуждает заниматься портретной фотографией. Бессмысленно, не испытывая интереса, коммуницировать с людьми, тратить время на то, чтобы создать портрет. Важно интересоваться своими героями и людьми в принципе. Эта работа тесно связана с взаимодействием с человеческим миром - мизантроп в этом процессе не выживет.



- Сегодня ваша аудитория в инстаграме - порядка 240 тысяч человек. Это почти в пять раз больше, чем в 2014 году. Вы ставили себе целью увеличение количества подписчиков? И какое место занимают социальные сети в вашей профессиональной жизни?

- Аудитория растет, но это происходит достаточно естественным образом. Я никогда не ставил сознательной целью достичь определенного количества подписчиков. Думаю, этот рост сильно связан с моим активным участием в развитии инстаграм-комьюнити на территории СНГ.

Эта работа тесно связана с взаимодействием с человеческим миром - мизантроп в этом процессе не выживет.

Когда люди только начинали проявлять интерес к соцсетям, я выступал как организатор ивентов и читал лекции на эту тему: например, я принимал участие в проектах, приуроченных к памятным праздничным датам - «День отца», «День матери», которые продюсировал офис Instagram, а также в проекте Weekend Hashtag Project.

Для тех, кто занимается чем-то визуальным сегодня, социальные сети - один из основных каналов коммуникации с аудиторией. Я отношусь к этому с большим уважением - стараюсь создавать и подавать контент, чтобы люди могли его воспринимать и впитывать, но я не ограничиваюсь соцсетями. Существует большое количество проектов в реальности, выставок. В современном мире важно сочетать работу в онлайне и офлайне, не увлекаясь чем-то одним, не создавая перекосов - важно достичь гармонии в этих процессах.



- Вы читаете лекцию и выступаете с мастер-классом на re:store creative fest. Расскажите о своем отношении к теме фестиваля - «Влияние современной техники на творчество и его восприятие»?

- Во все времена деятельность художников, режиссеров, актеров была связана с уровнем технического прогресса - здесь можно провести аналогию с кистями, красками, различными пленочными камерами. Например, изменение габарита камер влияло на фотографию в целом. Конечно, современная техника сильно влияет на творчество, поэтому авторам сегодня необходимо интересоваться техническими возможностями устройств.

В современном мире важно сочетать работу в онлайне и офлайне, не увлекаясь чем-то одним, не создавая перекосов - важно достичь гармонии в этих процессах.

Я сам с любопытством изучаю новинки, которые мог бы применить в своей работе: 360-градусную камеру, режимы стерео-печати. Чем больше у тебя инструментов, тем больше интересного творческого контента ты можешь создать. Тема re:store creative fest очень актуальна, на мой взгляд: я рад, что у нас есть возможность обсуждать ее в подобном формате, и я с удовольствием приму участие в программе в следующем году.



Фото: пресс-служба re:store creative fest.

Текст: Юлия Крышевич, арт-журналист. В основном пишет об искусстве и визуальной культуре, на русском и английском. Любит иностранные языки и здоровый образ жизни.

Подписывайтесь на нас в соцсетях - это удобно:


Читайте также:

fun, искусство, интервью, future, личность, feel, технологии, гаджеты

Previous post Next post
Up