Выяснили у Руслана Галимзянова, старшего преподавателя школы инженерного творчества и изобретательства Кулибин ПРО
Согласно статистике Яндекса, слово «робот» ищут 3 794 113 раз в месяц. «Робототехника для детей» интересует пользователей 17 989 раз в месяц, примерно столько же ищут «программирование для детей». Очевидно, что тема роботов волнует не только любителей sci-fi, но также детей и их родителей. Почему и что полезного можно узнать на занятиях робототехникой, мы выяснили у Руслана Галимзянова, старшего преподавателя школы инженерного творчества и изобретательства
Кулибин ПРО.
- Все вокруг говорят о роботах и программировании. Почему?
- В настоящее время происходит повсеместная автоматизация. Автоматические системы во многих отраслях заменяют человека, поэтому робототехника активно развивается. Что еще важнее, развивается она как на серьезном уровне - научном, профессиональном, так и на бытовом, любительском. Сейчас много возможностей познакомиться с роботами: есть музеи, специальные мастер-классы и мероприятия. Кроме того, можно купить набор для самостоятельной сборки и заниматься робототехникой дома. Дети с малых лет начинают что-то собирать под влиянием мультфильмов, где роботы - почти в каждом. К нам на курсы приходят очень мотивированные дети, с хорошим уровнем мастерства.
- Для программирования в понимании взрослых нужна математика. Как научить программированию ребенка, который умеет в лучшем случае складывать и вычитать простые числа?
- Мне кажется, математика - не самый важный элемент в программировании. Она нужна для сложных вычислений - решения научных задач, например. Для того, чем на занятиях занимаемся мы (я веду группы для детей от пяти до 11 лет), знания математики не обязательны. Да, «мои» дети иногда понятия не имеют о математических действиях. Мы учимся составлять простейшие программы на визуальных языках Scratch и Lego, где программа получается в результате соединения визуальных блоков.
Это программирование основано на языке LabView. Его придумали серьезные дядьки в американской компании National Instruments, для серьезных целей.
Это программирование основано на языке LabView. Его придумали серьезные дядьки в американской компании National Instruments, для серьезных целей: компания разрабатывала инструментальные средства для измерений и автоматизации производства. В 1986 году они создали полностью графическую среду программирования, бросив вызов традиционным языкам. Обновленные версии выпускались регулярно, так что LabView успешно дожила до нашего времени.
- Конструкторы Lego Education, с которыми вы работаете на занятиях - это установленное число вариаций, которые можно придумать из деталей набора. То есть детская фантазия ограничена заданными рамками. Что умеют дети после курсов? Робота с нуля соберут? Умный дом настроить смогут?
- Наши курсы на основе Lego Education нацелены не только и не столько на то, чтобы научить ребенка собирать робота. В процессе занятий мы развиваем логическое мышление, устную речь. Развиваем инженерное мышление и пространственное видение. Если обозначить наш курс двумя словами, это «программирование и конструирование».
Но помимо этих навыков мы развиваем мелкую моторику, внимание, усидчивость и терпение (детям иногда приходится довольно долго сидеть над какой-то задачей, прежде чем решить ее); умение общаться и работать в команде, дух соперничества и способность радоваться успехам других.
Это на самом деле хорошая подготовка к школе: писать, читать и считать мы не учим, но общаться и быть частью коллектива - да. К нам, как правило, приходят дети, которые обожают собирать конструкторы. Поэтому просто что-то конструировать им уже неинтересно. В начале занятия мы разговариваем и обсуждаем, что будем собирать, какой механизм нужен, чтобы конструкция работала, для чего она человеку и как поможет ему в жизни. И затем уже приступаем к сборке. Окончив курс, ребенок, конечно, не напишет программный код, но научится видеть в старых деталях новые возможности.
Мы развиваем мелкую моторику, внимание, усидчивость и терпение (детям иногда приходится довольно долго сидеть над какой-то задачей, прежде чем решить ее); умение общаться и работать в команде, дух соперничества и способность радоваться успехам других.
- А взрослых в Кулибин ПРО чему-то могут научить?
- Безусловно. У нас есть курсы на платформе Arduino, например. Программы для Arduino пишутся на обычном С++. Это инструмент для проектирования электронных устройств, который позволяет делать много вещей: от электрополива и машинки на пульте управления до работы с умным домом.
- Правда, что роботов становится так много, что скоро они
поднимут восстание?
- Мне кажется, до этого момента еще далеко. Сейчас активно развивается искусственный интеллект, но это развитие узконаправленное - под какие-то специальные задачи: игры (го, шахматы, Starcraft), автопилот. Когда ИИ будет использоваться в различных областях человеческой деятельности, когда к нему приделают руки-ноги и мотор, тогда, может быть, произойдет замена роботами человека. Но, повторюсь, до этого далеко пока что.
Как и вкус в чтении, родители должны привить ребенку разборчивость в интернет-ресурсах.
- Обратной стороной повсеместной автоматизации и гаджетизации принято считать
снижение интереса (а то и полное его отсутствие) к книге. На ваш взгляд, это правда? Дети перестали читать?
- Да, определенно, сейчас дети меньше сидят с книжками, чем, скажем, в моем детстве. Гаджеты и ютуб способствуют этому. Но на том же ютубе есть множество развивающих каналов для детей разных возрастов. Те, кто хочет научиться чему-то, могут это сделать: игра на гитаре, готовка еды, программирование - что угодно! Задача родителей - отслеживать, что смотрит ребенок, может быть, вместе что-то интересное поискать и сделать. С книгами ведь так же: в домашней библиотеке можно найти и откровенную ерунду наряду с хорошими книгами. Как и вкус в чтении, родители должны привить ребенку разборчивость в интернет-ресурсах.
Текст:
Анастасия Рослова, постоянный автор
f&f, колумнист.
Подписывайтесь на нас в соцсетях - это удобно:
Читайте также: