Что такое педагогический дизайн и почему это профессия будущего

Oct 18, 2019 14:09


Поговорили с Дарьей Дуденковой - педагогическим дизайнером из Нью-Йорка - и узнали много нового





- Дарья, расскажите немного о вашем направлении? Как и где вообще появился педдизайн? Очевидно, что нашим школам и большинству вузов это понятие все еще незнакомо.

- С удовольствием! Педдизайн зародился в Америке в середине прошлого века. В это время появилось много новых медиумов - таких как радио, телевидение, а затем интернет, которые стало можно использовать для обучения. Зародились первые исследования по тому, как организовывать учебный процесс - формальный и неформальный - с их помощью.

- Что нужно уметь, чтобы войти в эту профессию? Как я понимаю, это скорее не конкретные знания по какому-то предмету, сколько программирование, психология?

- Ну почему же! Конкретные знания вам тоже пригодятся - например по педагогике, дидактике, теориям педдизайна, психологии. Но придется и подтянуть многие навыки, например, графический дизайн и монтаж видео-аудио, программирование (HTML, CSS). Также придется освоить несколько самых популярных систем управлением обучением (Larning Management System) - например, Moodle, Blackboard, Canva - и обязательно программы по созданию интерактивных учебных модулей - Articulate Storyline, H5P, Adobe Captivate.



- Это история про онлайн-обучение или офлайн тоже можно применять такие методики?

- Когда мы говорим педдизайн, мы, как правило, подразумеваем онлайн-обучение. Но это не вполне корректно. На самом деле педдизайн - это создание образовательного процесса, который доведет студента из точки А в точку Б.

Представьте себе преподавателя вуза. Он привык читать лекции, но ему надоело, что студентам на них скучно. Ему кажется, что можно перестроить обучение так, чтобы студентам было не только интересно, но и полезно. Он зовет на помощь человека, который помогает выстроить процесс обучения так, чтобы у студентов была групповая работа, творческие проекты вместо экзаменов и много обмена опытом. И помогает разработать учебные материалы так, чтобы они были понятны и хорошо запоминались. Вот этот человек - педдизайнер.

И заметьте: он может совершенно не разбираться в предмете, который преподает лектор. Но он понимает, как подать материал так, чтобы его запомнили. С онлайн-курсами то же самое: есть материал, который надо донести пользователю. Педдизайнеры изучают его и перерабатывают так, чтобы теоретические блоки логично шли один за другим, текст легко читался, была понятная и красивая инфографика, а тесты и упражнения помогали бы лучше запомнить материал.

Это может быть как и онлайн, так и офлайн. Например, в США частные школы нанимают педдизайнеров, чтобы скорректировать учебный план с учетом новых исследований в теме педагогики или особенностей демографии класса или стиля преподавания учителя.

- Когда разрабатывают короткие обучающие курсы для сотрудников, например, какой-то компании - это тоже педдизайн?

- Это совершенно точно педдизайн. Сценаристы, дизайнеры, сборщики курсов - это люди, которые работают над такими курсами в зависимости от объема проекта. Если это небольшой курс, педдизайнер может сделать все сам. Если это огромный проект - педдизайнер, как правило, выступает в роли сценариста: именно он разрабатывает концепцию курса и пишет сценарии к курсу - что будет сказано в видео, какие страницы будут идти за какими в учебном модуле или презентации, текст всех тестов и вопросов… Затем он аутсорсит создание всех мультимедиа материалов дизайнеру, а сборщик курса, соответственно, собирает его в требуемой программе.

- А как вы стали педдизайнером? Вряд ли в детстве вы думали «когда вырасту, хочу стать педагогическим дизайнером»? И где этому учат?

- В США этому учат повсеместно, в мире очень хорошая программа есть в университете Эдинбурга и Сиднея. В России, насколько я знаю, нигде. Можно всегда пройти курсы на Coursera или Lynda.com.

Педагогическим дизайнером становиться не собиралась, но так получилось. Я закончила специалитет в Московском городском педагогическом университете. Моей большой страстью еще со времен школы был китайский язык, а в МГПУ была отличная программа по преподаванию китайского языка как иностранного. Детей я не сильно люблю и преподавать китайский точно не хотела, но баллы для поступления были низкие, а китайский на уровне. В общем, меня все устроило.



Проведя два года в Китае на языковой практике, я выпустилась со степенью преподавателя китайского. Большинство моих однокурсников стали учителями в школах и университетах, меньшинство - и я в их числе - занялись переводческой деятельностью. Через пару лет работы переводчиком и взрослой жизни ко мне закралась шальная мысль вернуться к учебе.

Порывшись в закромах своего осознанного и неосознанного, я внезапно поняла, что, как я ни уворачивалась от педагогического образования, что-то все равно налипло. Работа с людьми - это не my cup of tea, а вот теоретическая часть мне была очень симпатична. И два года спустя я получила стипендию Фулбрайта на магистерскую программу в Колумбийском университете города Нью-Йорка по специальности «педагогический дизайн и новые технологии в образовании».

- Вы живете в США. Расскажите о своем переезде?

- Я переехала легко. Я такой человек - ни по чему никогда не скучаю и принимаю все как данность. В Нью-Йорке мне нравится, что все очень дружелюбны. Какой-нибудь незнакомец вполне может сказать, как ему нравится мой шарф или очки. Пустячок, а приятно.



- Специализируетесь ли вы на какой-то конкретной сфере? Какие проекты стали вашими любимыми за время работы педдизайнером?

- Я работала с преподавателем по семейной психологии в Колумбийском университете. Ее обычный лекционный курс нужно было перевести в онлайн формат. Ее это очень печалило, поскольку ей всегда казалось, что ее курс интересен из-за ее личности. Она очень разговорчивый человек и любит импровизировать на занятиях. Студенты приходили к ней, прочитав теории семейной психологии, и она рассказывала о применении этих теорий на собственной практики. Без ее «голоса» курс бы стал скучен.

Мы так и поступили - взяли ее голос и записали серию подкастов для курса. Студенты их слушали и чувствовали аутентичность материала и связь с преподавателем. Мы получили почти 100% положительную обратную связь от студентов.

- Что самое любимое и самое сложное в вашей работе?

- Самое любимое связано с визуальным дизайном курса. Я параноик и не успокоюсь пока все заголовки не будут правильного цвета и размера, пока все фото не будут хорошего качества и расположены там, где надо. Смотрю на все это и радуюсь. Я слышала, это лечится :)

Самое сложное для меня - всегда программирование. Я хорошо умею работать с HTML и CSS, чтобы страницы в системе управлением обучением правильно работали, но если мне нужно добавить дополнительную интерактивность с помощью Javascript - в ход идет кофе, антистрессовые игрушки и мат.



- Наверняка вы анализируете ваших конкурентов. Какие самые частые ошибки в составлении учебных программ вы видите?

- Искренне не люблю, когда технологиями пользуются для галочки.

Мой хороший друг работает в в одном из топовых университетов Москвы. Не будет называть имен. В прошлом году он рассказывал, что университет наконец ввел Learning Management System. Я была в восторге - стала спрашивать, какую именно, почему ее,  а не другую, как именно они будут ее использовать, собираются ли они вводить blended learning (образовательная концепция, в рамках которой студент/школьник получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии), синхронные и асинхронные онлайн курсы и так далее.

Его ответ разбил мое сердце: «Нет, мы просто туда загрузим все домашние задания, чтобы студенты знали, где их искать». Это, конечно, не дело.



- Есть ли сейчас какие-то проекты в сфере образования, которыми вы по-настоящему восхищаетесь?

- Khan Academy и Duolingo точно занимают топовые строчки в моем личном рейтинге.

Первые создали просто потрясающую систему внедрения blended learning, о котором мы говорили ранее, в школьное образование. По сути ученики знакомятся со всей теорией дома, а решать задачки идут в школу. Таким образом, когда у них возникают вопросы, рядом есть кто-то, кто поможет в них разобраться. Система также предоставляет преподавателям прекрасную аналитику: учитель может до урока взглянуть на дашборд и увидеть, кто сделал все задания, а кто - нет, кто досмотрел учебное видео до конца, а кто - выключил на середине. И в соответствии с этим уделять больше внимания отстающим ученикам.

Duolingo же пользуется теорией бихевиоризма, чтобы пользователь выучил слова и выражения на иностранном языке. Это работает - и это прекрасно.



- Как считаете, какое будущее ждет сферу образования? Есть ли какой-то вектор, который можно проследить уже сейчас?

- Я не думаю, что образование в будущем будет сильно отличаться от сегодняшнего по формату. Будут университеты, школы, лекции. как и раньше. Но все это будет доступно всем в онлайн-формате. И больше не будет стигматизации онлайн-образования. Никому на собеседовании на работе не придет в голову тебя спросить, в каком формате ты учился - на дневном, вечернем, заочном или онлайн. Разницы не должно быть никакой.

- Были ли за время вашей работы в этой сфере какие-то забавные случаи?

- Мой выпускной в Колумбийском выпал на рабочий день. Мне нужно было идти в собор рядом с университетом, где проходила церемония вручения дипломов, прямо из офиса. Мои родители не смогли приехать, а все друзья выпускались со мной в один день. Поэтому идти на церемонию мне нужно было одной. Моим коллегам это не понравилось, и они решили вести меня туда всем офисом из шести человек. Мой коллега Мин из Вьетнама,  английский - не его родной язык, поэтому он предложил мне «I can walk you down the isle» (что в переводе - «вести к алтарю" - то, что делает отец, когда дочь выходит замуж). Может быть, в другой раз, Мин.



Подписывайтесь на нас в соцсетях - это удобно:


Читайте также:

карьера, личный опыт, интервью, future, переезд, образование, работа

Previous post Next post
Up