Почему вам стоит увидеть фильм «Война Анны»

Apr 24, 2019 15:07


О спекуляции на евреях и котиках, об одиночестве и голоде, о чудесах посреди войны, о реальном прототипе главной героини и о том, почему так важно каждому посмотреть фильм «Война Анны»



Новая работа режиссера Алексея Федорченко целиком состоит, казалось бы, из спекуляций. Расстрел евреев, выжившая маленькая девочка, единственный друг - беспризорный кот, Украина, колыбельная на идише, пряник в виде свастики - во всем этом вибрирует по живому уйма напряжения. Но это не наживка, не манипуляция, частично - документальная данность, частично - доращивание режиссера, сценариста и оператора, чтобы создать одну из самых человечных историй о войне. Авторы в ней рисуют свой воздушный, полумагический мир из шорохов и предметов и свою тихую борьбу, в конце которой никто не подбрасывает шапки и не затягивает ликующее «Ура-а-а-а!».

«Война Анны» - это проект с долгой и тяжелой производственной историей, часть средств на его завершение собирали с помощью краудфандинга. 9 мая он выходит в прокат, и мы нашли как минимум пять причин, почему стоит его увидеть.

История для живого сердца



Это рассказ про маленькую девочку, которая чудом выжила после массового расстрела. Мать прикрыла ее своим телом. Она вылезает из кургана полуобнаженных, переплетенных как корни деревьев тел, присыпанных грудой жирной земли. Выбравшись, она плачет, обняв ногу мертвой матери. Ее находят местные хуторяне, одевают и ведут сдавать начальству - немцам-оккупантам. Но Анна, лишь только заслышав немецкую речь, вырывается и исчезает - прячется в камине в одной из классных комнат бывшей школы. С того момента она сливается со звуками дома, становится призраком. Анна наблюдает за происходящим в комендатуре через трещинки с обратной стороны старого зеркала. Ей надо выжить - поесть, попить, сходить в туалет и вести себя тихо. А все остальные события мира для нее не существуют, война снаружи выносится за скобки. Она не считает время, может проспать день, она слишком маленькая, чтобы следить за событиями. И так она живет: только бы день простоять да ночь продержаться. Но она не согласна быть слабой в плену. Она охотится, добывает огонь, учит согреваться в холоде, сама мастерит себе одежду, ждет и борется.

В основе событий - реальная история про еврейскую девочку Аду

Новый фильм Алексея Федорченко, как и предыдущий - «Ангелы революции», родился с опорой на реальную историю. Режиссер прочел пост в ЖЖ на полстраницы про двенадцатилетнюю девочку Аду и решил снимать кино.

Ада была еврейкой, потерявшей родителей и скитавшейся по оккупированному городку под Полтавой. Приютить ее боялись, это было опасно, если найдут - накажут всех. Ее поймали и привели в небольшой двухэтажный особняк, бывший райком, ставший штабом комендатуры. Девочка вырвалась и бросилась бежать. Немцы не ринулись за ней - все окна на решетках, здание окружено немецкой охраной, не убежит. Ада кинулась в открытую комнату на втором этаже и залезла в старинный камин. Немцы несколько раз обошли все здание и решили, что девчонке удалось просунуть голову между прутьями в туалете и сбежать. В камине Ада пробыла два дня и только на вторую ночь решилась выйти, дойти до туалета, без которого почти падала в обморок. Напилась воды, нашла по запаху спрятанное печенье на одном из столов и залегла до следующей ночи.



Так, когда штаб пустел, Ада, как затравленный мышонок, выходила из убежища и расширяла свой жизненный круг. Еды брала мало, если заметят - обыщут дом с собаками, и тогда смерть. Днем не спала, боялась пошевелиться, научилась понимать немецкую речь. Чтобы не сойти с ума, она про себя разговаривала с родителями. В одну ночь Ада привычно прокралась в туалет и задрожала. На умывальнике лежали: ломтик хлеба и малюсенький кусочек мыла. О ней кто-то знал. Ада к угощению не притронулась, вдруг яд, западня. На следующий день решилась, была не была. Оказалось, что в комендатуре нашелся друг - уборщица. Она по маленьким следам или как-то еще поняла, что в доме тайно живет ребенок. Жизнь стала лучше, каждый день кусочек хлеба, иногда даже кубик сахара.

В одно утро в комендатуре перестала звучать немецкая речь. Дом наполнился новыми запахами и звуками. Незнакомые люди говорили только по-русски. Ада целых три дня еще сидела в камине прислушиваясь, пока не решилась выйти к нашим. Был 1943 год.

Маленькая актриса с большой ролью

История создания фильма получилась совсем как ненастоящая. В ЖЖ режиссер нашел рассказ о еврейской девочке, а в Фейсбуке увидел свою будущую актрису, шестилетнюю Марту Козлову, и стал торопиться снять фильм - пока не выросла. Впервые единственную главную роль отдали ребенку, и Марта справилась с такой с задачей ответственно. Весь фильм мы смотрим из-под спутанной челки затравленной, голодной, одинокой маленькой девочки. На кинофестивале «Кинотавр» Марта Козлова была награждена специальным дипломом жюри «За создание пронзительного образа войны глазами ребенка»

Антон Долин говорит так об актрисе: «Фильм - это Марта. Марта - это фильм». Она вышла смелой, наивной, сдержанной. Вероятно, дело еще в том, что Марта - дочь фотографа Марины Козловой, и к камере она привычная. Однако опыта позирования для столь режущей по живому игры недостаточно.

Сейчас ей восемь, и на пресс-конференции она рассказывала журналистам, что самой сложной была сцена в дымящемся камине - нечем дышать, как будто и правда подожгли, что она не боится крыс и кишок, зато не любит помидоры.

О помидорах и злополучной сцене рассказывает и сам режиссер: «Только один раз Марта подошла ко мне и сказала: „Или вы убираете эту сцену, или я ухожу из картины“. Она отказывалась есть помидоры, которые очень не любила. Пришлось накачать овощи сиропом, чтобы снять сцену».



Новый художественный язык

Задача режиссера заключалась в том, чтобы рассказать о большой теме малыми средствами. Без спецэффектов, общих планов, массовки, в изоляции. Поэтому вся история выживания строится на жестах, звуках, на предметной, точной съемке, крупных кадрах, которые видит Анна. Команда создателей собрала свой минималистичный и понятный язык.

Оператор Алишер Хамидходжаев стал глазами Анны, мы понимаем лишь то, о чем догадывается она. Весь фильм - это взгляд на мир маленькой героини с объемной простотой, без героичности и доведенной до абсолюта отваги. Это напоминает игру-ходилку, где игровой процесс сфокусирован на получении информации о пространстве через предметы - Анна изучает пространство, а с ней и мы.

Сценарист Наталья Мещанинова («Аритмия»), так искусно умеющая писать бытовые диалоги, здесь строит немую, воздушную драматургию. Анна встречает только одно существо, с которым завязывает разговор - такого же одинокого кота. К нему она обращается, - «кецеле», что значит «котик» на идише. Он ее союзник, он спасает ей жизнь, отвлекая внимание пса от укрытия девочки.

Магический реализм посреди войны

Начавшись почти как документальное кино, «Война Анны» приобретает атмосферу магического реализма. С каждым эпизодом девочка все больше становится невидимкой не из мира людей, которая наблюдает за происходящим через трещинки и щели. Невидимка боится собак - они ее чувствуют и предают, она им потом отомстит кусочком смоченного в яде рафинада, любит кошку - она видит оба мира, живой и мертвый, и она на ее стороне.

«Война Анны» - это фильм о силе воображения, побеждающей смерть. Камин - ее Зазеркалье. Ночная комендатура - ее заколдованная Страна чудес. Закутки превращаются в клады с сокровищами, ключи от сундуков спрятаны в ее воображении. Фантазия становится вынужденной необходимостью, чтобы выживать, не сходить с ума и верить в спасение.

В финале девочка покидает свое зачарованное царство и пытается вылезти через окно, но овчарки не дают ей убежать. Тогда Анна подходит к школьной карте, на которой территория СССР утыкана красными флажками, вытаскивает булавки и вонзает их на территории Германии. Этим жестом Анна и бросает вызов врагу так же, как это делала до нее Алиса: «Вы всего лишь колода карт!». Это ее магический удар по захватчикам и одновременно материальная визуализация приближающейся Победы, которую Анна может вскоре увидеть, а может и нет. Финал остается открытым.

В последних кадрах фильма звучит песня на идише - колыбельная Мордехая Гебиртига, которого нацисты расстреляли в 1942 году с женой и тремя дочками:

«Спи, моя глупенькая
маленькая девочка,
Что это с тобой сегодня?
Твоя кошка тоже голодна,
Но я не слышу, чтобы она жаловалась».



Текст: Нелли Фаткина, автор, сценарист мультфильмов, хаотик, чемпион двора по сумбурному мышлению.

Подписывайтесь на нас в соцсетях - это удобно:


Читайте также:

фильмы, fun, искусство, что посмотреть, кино

Previous post Next post
Up