Порой люди утверждают, что Владимир Путин - геополитический игрок, обладающий выдающимися способностями и добивающийся больших успехов. Но если история чему-то учит, то такое утверждение представляется весьма спорным.
Как-то раз Путин назвал распад Советского Союза величайшей геополитической катастрофой нашего века. По весьма ограниченному мнению Кремля, именно так оно и есть. Но Советский Союз был нежизнеспособной системой и поэтому развалился. Появившейся на его месте новой России надо было налаживать дружественные и конструктивные отношения с возникшими на постсоветском пространстве независимыми государствами.
Важнее всего прочего были отношения с Украиной. Два народа имеют общее происхождение, и основой для них была древняя Русь, возникшая тысячу лет назад вокруг Киева. Эти нации шли своими путями, но сохраняли тесные узы дружбы. А их экономики были прочно интегрированы. Говорить по-русски в Киеве было столь же естественно, как и по-украински. Именно твердая решимость Украины больше всего прочего предопределила в декабре 1991 года судьбу Советского Союза. Киеву и Москве предстояло выстроить новую геополитическую структуру на восточноевропейском пространстве.
Но когда к власти пришел Путин, все пошло не так, как надо.
В области политики Кремль активно вмешался в президентские выборы на Украине в 2004 году, поддержав кандидата Виктора Януковича. Это дало толчок оранжевой революции. Победивший на выборах Виктор Ющенко с большой подозрительностью относился к совершенно очевидным козням России.
Путин просчитался на Украине и в экономическом плане, когда решил, что его Евразийский экономический союз должен строиться на основе Таможенного союза и что Украина обязана стать его участницей. Он приложил максимум усилий, чтобы помешать ее стремлению заключить соглашение о свободной торговле с Европейским Союзом.
В ход были пущены все средства, за исключением военных. Мощное пропагандистское наступление в Украине сопровождалось жестокими экономическими мерами. Россия разрывала торговые связи с Украиной, хотя это шло во вред ей самой. Все было сделано для того, чтобы Киев сменил курс. Путинские советники публично предупреждали Украину о «катастрофических последствиях». Когда украинская экономика покатилась по наклонной, Янукович в отчаянной попытке снизить цены на российский газ отложил заключение соглашения с ЕС и исказил его содержание, тайно дав обещание вступить в Таможенный союз.
Так началось народное движение на Майдане. Янукович по настоянию Путина жестоко подавил восстание, применив силу. В результате на улицах Киева погибли более 100 человек. Итог стал катастрофой для обоих лидеров.
В начале 2014 года Янукович бежал из страны, а Путин вторгся в Крым и аннексировал его. Он также начал попытки скроить из южных областей Украины территориальное образование под названием «Новороссия». Кремль полагал, что все это ему легко удастся. Мощная пропаганда на телевидении, маленькие зеленые человечки, действия горячих голов из числа националистов, поставки тяжелого оружия, деньги - да ведь это проще пареной репы!
Но Путина постигла неудача. Осенью 2014 года он был вынужден направить в Украину батальонные группы из состава регулярной армии, чтобы спасти свой замысел от полного провала. К тому времени он уже создал одну катастрофу: подразделение российской армии летом сбило самолет Малайзийских авиалиний МН17.
Сегодня пользующиеся поддержкой Кремля сепаратисты контролируют около семи процентов украинской территории, и им приходится оказывать финансовую помощь на миллиарды долларов. Против ключевых отраслей российской экономики были введены санкции. В ходе конфликта около 10 тысяч человек погибли, а три миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
В начале 2014 года Украина оправилась от близкой к катастрофе финансовой ситуации, укрепила свою демократию, начала устойчивый и последовательный процесс реформ, и конечно, подписала с ЕС соглашение об ассоциации и свободной торговле. Между тем, Евразийский экономический союз дышит на ладан, раздираемый спорами, а его члены все чаще считают его недееспособным и нецелесообразным.
А что касается Путина, то ему пришлось усвоить урок, который он должен был понять с самого начала, глядя на историю: нападение на иностранное государство это не лучший способ заводить друзей. Украина, которая всегда была в той или иной степени расколота, сегодня едина в своем противостоянии России. А новое поколение украинцев видит в России врага, а не друга.
Безусловно, Путин хочет войти в историю как руководитель, который вернул Крым. Но поживем - увидим, поскольку с Крымом все не так однозначно.
А все остальное Путин потерял. В трех прибалтийских государствах и в Польше развернуты натовские войска. По всей Европе растут расходы на оборону. Грузия только что получила безвизовый доступ в ЕС. Даже Белоруссия пришла в волнение.
А государство Украина уже никогда не будет вместе с Кремлем. Я не удивлюсь, если будущие историки увидят в этом еще большую геополитическую катастрофу, чем распад Советского Союза. Распад Советского Союза был неизбежен. А вот украинской катастрофы вполне можно было избежать. Но Кремль сам ее породил.
Да уж, Владимир Путин - блестящий геополитический игрок. Сами видите…
Карл Бильдт - бывший премьер-министр Швеции и внештатный обозреватель The Washington Post.