В чистых водах Большого барьерного рифа самец парящего осьминога (Tremoctopus violaceus) плывёт по направлению к самке. Ему не нужно беспокоиться по поводу демонстрации самых ярких цветов или устраивать показательные бои, чтобы выиграть разрешение самки приблизиться к ней. Вообще неясно, замечает ли самка его приближение.
Дело в том, что длина самца парящего осьминога не превышает двух сантиметров. А объект его страсти часто превышает по длине два метра. Как же может такой мелкий самец оплодотворить икру такой крупной самки? И тут начинается один из самых сложных сексуальных актов в природе.
Самка парящего осьминога. Самец может быть размером с её глаз
Большинству животных для воспроизводства требуется близкий контакт, подразумевающий либо внутреннее оплодотворение (как у людей), или близлежащее (как у лосося). Потому совпадение размеров тел помогает как в физическом и логистическом плане, так и в плане безопасности. Но по непонятным пока никому (кроме самой эволюции) причинам, у очень редких и мало связанных между собой видов самцы и самки давно и сильно разделились по масштабам.
Парящий осьминог, Tremoctopus violaceus - один из немногих животных, тратящих много сил на преодоления препятствия в виде кардинального различия в размерах с партнёром. Самцам приходится покрывать самок, иногда превышающих их в 72 раза. Так что вместо поисков длительного союза самец удаляет своё специальное щупальце для спаривания (под названием
гектокотиль), наполненное его генетическим вкладом, и размещает его поблизости от самки, чтобы она использовала его позже. Он же тем временем отплывает с оставшимися семью щупальцами в безопасное место, попутно быстро состариваясь. Гектокотиль был назван так из-за того, что изначально его спутали с паразитом с «сотней присосок».
Ещё один пример - самцы пауков. Им тоже приходится быть осторожными, ведь их самки не только огромны, но и частенько занимаются каннибализмом. В таких случаях малый размер может служить преимуществом. У пауков Nephila plumipes, одной из разновидностей пауков-кругопрядов, малый размер самца уменьшает его шансы стать едой. «Самка может не заметить мелкого самца, - полагают исследователи, - и может игнорировать его, поскольку его размер не предполагает большой питательности». Поэтому со временем естественный отбор благоволил мелким самцам, успешнее других (из-за скрытности или неаппетитности) избегавших поедания перед спариванием (а после спаривания, по наблюдениям учёных, уже ничего не гарантируется). Но что останавливает этих пауков от неконтролируемого уменьшения? Эти существа соревнуются с другими за доступ к самкам, поэтому им выгодно быть мелкими, но не слишком.
Самец и самка пауков
В некоторых случаях один пол не только представляет собой уменьшенную версию другого, но и вообще практически не развивается. Если вы думаете, что с самкой осьминога нужно было считаться, вы ещё не встречали самку морского дьявола из семейства цератиевых. Эта глубоководная самка обладает массивной и полной зубов челюстью, а свисающий перед её мордой биолюминесцентный шарик привлекает к ней жертв. А их самцы, наоборот, охотятся лишь на самок, поскольку они - единственная надежда самцов на выживание.
Размер самца составляет около 1/64 от самки, и у них не полностью сформированы пасть и пищеварительный тракт. Эти недоразвитые рыбы курсируют по тёмным водам в надежде уловить запах или вид их спасительницы. При помощи рудиментарных челюстей они цепляются к её брюху и в итоге интегрируются в её систему обмена веществ. Самец так и остаётся висеть там, иногда в компании своих «паразитных» коллег, до конца жизни самки, поглощая питательные вещества и обеспечивая её спермой для размножения после их полового созревания.
Самка морского дьявола
Такие экстремальные случаи разницы в размерах доставляют трудности не только самим животным, но и изучающим их людям. Десятилетиями никто не встречал самца парящего осьминога, поскольку глупые люди искали самцов, схожих по размеру с самками. И только в 2002 году одного из них идентифицировали в дикой природе - что и служит нам напоминанием о необходимости вести поиски за пределами наших человеческих идей по поводу спаривания.
via