"Я искренне желаю, чтобы такой же запрет когда-нибудь получили нынешние (украинские - ред.) власти в свою любимую Америку и любимую Европу, когда начнут их брать за карманы и смотреть, куда делись транши, как население довели до нищеты". Если вы думаете, что это цитата Дмитрия "Радиоактивный пепел" Киселева, то вы ошибаетесь. Это фрагмент интервью певицы Лолиты Милявской российскому телеканалу НТВ.
Звезды российского шоу-бизнеса вне политики?
Милявскую не пустили на территорию Украины, куда она ехала навестить мать и дочь, живущих в Киеве. Поводом, как и в истории с несостоявшейся участницей "Евровидения" Юлией Самойловой, стала ее поездка на выступление в Крым через российскую территорию.
В подробном интервью радио "Свобода" певица заметно лукавит: с одной стороны, она, мол, в политике профан, ни про какой Крым ничего не понимает, а с другой - сообщает, что пыталась перед поездкой через знакомых узнать, будет ли ей запрещен въезд на территорию Украины. Затем Милявская переходит в наступление и обвиняет украинские власти в пренебрежении правами граждан Украины, которые едут в Крым, коррупции и других грехах.
Не замеченная ранее в наличии каких бы то ни было политических взглядов, Лолита вдруг обнаружила в себе страсть к обличению. Это и понятно - ее пожилой маме и нуждающейся в дополнительном уходе дочери придется теперь ездить в Россию. Чисто житейский вопрос - зачем, учитывая сложную семейную ситуацию, нужно было рисковать и отправляться в Крым вопреки украинскому запрету на въезд через российские КПП - казалось бы, повисает в воздухе.
Знаменитости с четкой позицией - от Прилепина до Шендеровича
На самом деле, на него есть простой ответ: Лолита Милявская демонстрирует типичную для большинства деятелей российского шоу-бизнеса спесь. Она не только считает, что статус "звезды" дает ей какие-то особые права. Что еще важнее, подобно миллионам россиян, певица явно недоумевает, на какие такие метафорические грабли она наступила: с чего это до недавнего времени "младшие братья", "хохлы" из анекдотов так возбудились по поводу Крыма? Ну ясно же - полуостров "наш" по праву, нужно смириться и жить дальше, слушаясь старших товарищей в Москве. Для человека, родившегося в Мукачево на западе Украины, а затем многие годы жившего в других украинских городах, это, казалось бы, довольно странно.
Но именно этот подход активно культивируется российской государственной пропагандой. Он был в очередной раз "обкатан" на публике, когда власти назначили инвалида Юлию Самойлову представлять Россию на конкурсе "Евровидение" в Киеве, заведомо зная, что она выступала в Крыму и получит отказ во въезде от украинской Службы госбезопасности.
Захар Прилепин или Михаил Пореченков не скрывают своих имперских взглядов и не пытаются приехать в Киев, Одессу или Львов. Идет война, и они в ней заняли свою сторону. Группа "Несчастный случай" или Виктор Шендерович не прячут своего несогласия с официальной позицией и не едут выступать в Ялту или Симферополь. Это может быть кому-то отвратительно, но зато честно.
Нежелание признать, что между Россией и Украиной война
В отличие от них, певица Наташа Королева, актер Кирилл Сафонов, та же Лолита Милявская и многие другие пытаются одновременно вписаться в рамки российской официальной идеологии ("А почему гастролировать в Крыму нельзя? Это ж теперь наша земля!") и сохранить возможность зарабатывать на украинской аудитории. Налицо жадность, смешанная с лицемерием. Патриотический надрыв в заявлениях непропущенных через украинскую границу часто звучит как откровенный призыв к властям России: "Мы пострадавшие. Дайте за это программу в прайм-тайм на "Первом". Позовите на торжественный концерт в Кремле, желательно в присутствии первых лиц. Вручите премию. Заметьте нас!"
Поведение этих людей, которых любят и которым отдают свои деньги десятки миллионов россиян, - символ самообмана, к которому приучилось российское общество. Тотальное нежелание признать, что между Россией и Украиной идет война, стало сегодня едва ли не главным элементом общенациональной лжи. От этой привычки, которую навязывает государство при поддержке хора поп-идолов, придется потом долго и мучительно отвыкать.
Константин Эггерт