Одними из последних видимых усилий Москвы были отчаянные попытки перекрыть реверс газа из Европы в Украину и страны Балтии. Такая позиция противоречила фундаментальным принципам рыночных отношений, когда товаром, уже перешедшем к покупателю, пытались распоряжаться бывшие владельцы. В частности, Москва пыталась запретить собственнику газа распоряжаться им по своему усмотрению.
Но вот ситуация изменилась и Газпром - слил воду. Он согласился с требованиями еврокомиссии, отказавшись от протекционистских фантазий на газовом рынке Европы. Причем, требования к Газпрому были выдвинуты еще в апреле 2015 года, но положительная реакция последовала только сейчас. До этого Москва «гнула пальцы» и намекала на возможность возобновить известную игру с газовым вентилем. Получив принципиальны ответ Газпрома о принятии условий Европы, Еврокомиссия объявила о необходимости подачи всеми заинтересованными странами ЕС своих соображений о том, каким образом они видят сотрудничество с Газпромом на рыночных условиях. Мало того, Москве заявлено, что после урегулирования этого узла вопросов, Еврокомиссия оставляет за собой право взыскивать с Газпрома 10% выручки за его нарушение без расследований, по факту. Короче говоря, старую клячу с грохотом поставили в стойло и запретили ржать в неурочное время. Короче говоря, цена на газ от Газпрома для восточной Европы отныне будет привязана к ценам в остальной Европе, а не выковыриваться из носа или других мест Путина.
А все это потому, что Европа и Штаты довольно долго раскачивались, но теперь начали двигаться и скорость движения нарастает. Как сообщают коллеги, на восточное побережье США перебрасывается беспрецедентное количество военной техники. Подъезды к местам погрузки на транспортные корабли забиты эшелонами с техникой. Это обстоятельство прямо действует на судорожные движения у газового вентиля одной рукой и другой рукой с ножом, который Путин уже давно демонстрирует Европе.
Но это лишь половина проблемы для Москвы. Второй акт пьесы разворачивается чуть дольше в виду более сложного технологического исполнения. Дело в том, что мы наблюдаем строительство и запуск терминалов по приему сжиженного природного газа в Европе и уже понятно, что процесс этот необратим. Обилие этих терминалов неизбежно скажется на снижении цены СПГ и усилит конкуренцию на рынке. Ожидается, что на пик ввода мощностей по приему сжиженного газа, Европа выйдет к 2021 году, но интересно то, что прямо сейчас происходит у поставщиков этого товара.
По данным аналитиков Fitch, уже к 2020 году США, Катар и Австралия будут иметь мощности для сжижения порядка 190 млрд. газа. То есть, рынок получит высокомобильный товар, который может быть переброшен в любую точку мира, где его смогут принять и оплатить. Такое количество СПГ безусловно изменит расстановку сил на газовом рынке. Кроме того, надежды Москвы на то, что Китай будет утилизировать весь остальной газ, производимый в мире и это не допустит давления на европейский рынок, оказались необоснованными. Это связано как с открытием собственных месторождений сланца в Китае, так и с темпами роста китайской экономики, оказавшимися не такими высокими, как закладывались в расчеты. А громе того, все большее значение получает альтернативная энергетика. Не секрет, что Китай уже давно вышел в лидеры производителей солнечных батарей и некоторых других элементов энергетики будущего.
Таким образом, в ближайшие 3-4 года газовый рынок газа ждут серьезные перемены и самое главное, СПГ вернет в него дух здоровой конкуренции, что является губительным для российских монополий.
В связи с предстоящим ростом именно конкурентной составляющей рынка, следует отметить, что в него активно включаются США. Если со странами Залива еще можно как-то договориться, то получившие «добро» американские предприниматели будут работать так, как они это привыкли делать - изобретательно, жестко и стремительно. Подковерные бульдоги типа Газпрома играют только в тени и в режиме абсолютной непрозрачности, ибо как же будет набивать свои бездонные карманы тот же Володя Путин и прочая публика?
Штаты только недавно вернулись на рынок экспорта нефти и газа, и пока работают в режиме пробы пера. Нефтяникам проще, ибо для погрузки - разгрузки нефти не требуются сложные комплексы, а газовикам нужен лаг по времени, чтобы создать соответствующие терминалы. Именно этим они сейчас и заняты.
Короче говоря, как наши депутатствующие элементы, так и Газпром, демонстрируют одну и ту же тактику. При ощущении реального шухера, они сначала идут под себя, а потом - отрабатывают заднюю. Алгоритм схож и узнаваем.