В принципе, и то и то повод для отставки. В нормальной стране, разумеется, а не в той, где соврать чиновнику - норма.
Недавно ТАСС
опубликовал интервью генпрокурора РФ Юрия Чайки, где он попытался опровергнуть информацию об обвинительном уклоне российского правосудия:
ТАСС: Тем не менее оправдательные приговоры составляют менее процента от общего числа. И чаще всего их выносят суды присяжных. Правда, потом почти треть отменяется в более высоких инстанциях.
Ю. Чайка: Такой процент ─ общемировая практика. Мы находимся на уровне большинства демократических стран. А в США, например, показатель не дотягивает до российского, он еще ниже. Не надо манипулировать голыми цифрами, это создает превратную картину».
В Соединенных Штатах действительно высокий процент обвинительных приговоров на судах федерального уровня
около 93% (правда, на уровнях штатов этот процент заметно ниже), но это все же не сопоставимо с показателями России. В Британии доля обвинительных приговоров составляет
около 80%, в Нидерландах - около 90%. Судебные системы разных стран сильно отличаются, поэтому напрямую сравнивать статистику некорректно, однако более 99% процентов обвинительных приговоров - черта авторитарных стран, таких как Китай, например. Единственным исключением среди демократических стран является Япония, что связано с ее
весьма специфической системой правосудия.
Чайка также парадоксальным образом заявил, что является противником «особого порядка» рассмотрения уголовных дел (который предполагает, что подсудимый соглашается с предъявленным ему обвинением, после чего судебный процесс проходит без исследования доказательств и сводится к определению вида и размера наказания).
ТАСС: Принято считать, что рассмотрение дел в особом порядке ускоряет процесс, экономит время.
Ю. Чайка: Все так, тем не менее лично я ─ категорический противник таких соглашений. Это создает неравные условия. Пошедший на сделку с правосудием может умышленно оговорить других обвиняемых, отделаться относительно мягким приговором, а остальных потом осудят по полной программе на основании полученных показаний.
Однако же, как
следует из данных статистики, опубликованной Судебным департаментом при Верховном суде РФ, за 2014 год 64% уголовных дел были рассмотрены российскими судами в особом порядке. То есть генеральный прокурор является категорическим противником механизма, который используется в 2/3 случаев рассмотрения уголовных дел.
Там еще было достаточно перлов, одно только заявление про то, что его сыновья - молодцы, очень успешные бизнесмены, а сам генпрокурор ни при чем, многое проясняет. И дает возможность правильно ответить на вопрос из заголовка.