Китай попробует использовать космические технологии, которые не осилил СССР

Jan 23, 2017 11:23



Воздушный старт ракеты-носителя - это космическая система, при которой на первом этапе ракету с весом полезной нагрузки доставляют на определенную высоту с помощью самолета и запускают ее, после чего этот самолет безопасно возвращается на землю. США, Россия и некоторые европейские страны уже давно провели исследовательские и опытно-конструкторские работы и создали разнообразные проекты в этой области. Самый ранний проект воздушного старта ракеты под названием «Спираль» появился еще в 1965 году в СССР, однако из-за его чрезмерной технической сложности, высоких издержек и необходимости в длительном и тщательном исследовании был со временем приостановлен.

Из-за очень большого объема, тяжелой массы и длинной дистанции полета ракеты система воздушного старта сталкивается с определенными техническими ограничениями. Поэтому большинство проектов так и остались на этапе теоретических и технических исследований. Однако в начале 90-х годов XX века Америка использовала самолет b-52 для запуска в воздушном пространстве Атлантического океана ракеты-носителя «Pegasus», и тогда первый бразильский искусственный спутник был введен на орбиту высотой 756 км и был открыт новый путь запуска спутников с самолета. С тех пор произведено 43 запуска носителя «Pegasus/Pegasus XL» с выведением на орбиту искусственных спутников, из них неудачными были 3 запуска и ещё 2 частично-неудачными. С 1997 года все запуски прошли успешно.

Совсем недавно в китайском журнале «Вестник дальнего космоса» была напечатана статья под названием «Успехи и перспективы китайской космонавтики в воздушном старте». На нее стоит обратить внимание, так как среди авторов числится академик Лун Лэхао, давно занимающийся исследованием ускорения тяжелых ракет. В статье приводится обзор будущих ракетоносителей Китая и немало важных сведений. Прежде всего, раскрывается сенсационный материал о том, что для запуска ракеты-носителя планируется использовать китайский тяжёлый военно-транспортный самолёт Xian Y-20 (运-20; Yun-20). Его максимальный вес при взлете составляет больше 200 тонн.

Система воздушного старта ракеты-носителя в воздухе обладает такими преимуществами, как маневренность, быстрота и низкая стоимость. Для этого не требуется специальной площадки для запуска, а подвижность точки старта ракеты обеспечивает более точное попадание в цель и высокую жизнеспособность. Не нужно заботиться об оборудовании, создавать огромную инфраструктуру, тратить средства на постройку различных объектов для обслуживания запуска; можно сократить интервал запуска, штат сотрудников и другие материальные издержки. К тому же, скорость и высота полета транспортного самолета может повысить эффективность ракеты-носителя, плюс возможность запускать носитель ближе к экватору, увеличивает допустимую массу полезной нагрузки. Все это делает воздушный старт важным направлением развития пуска малогабаритных ракетоносителей.

Последние несколько лет многие китайские университеты и научно-исследовательские институты активно занимаются развитием миниатюрных спутников. В силу некоторых сложностей обычного запуска ракеты со спутником развитие воздушного старта ракеты-носителя отвечает потребностям науки в сфере миниатюрных спутников.

Немаловажно и то, что Китай рассматривает "воздушный старт" и как хороший способ повысить живучесть своих космических сил в условиях военного конфликта:

Во время войны воздушно-космическое оборудование, в особенности спутники, и площадки для их запуска можно легко разрушить. При этом в решающий момент крайне важно быстро осуществить контратаку противника, правильно использовать место ведения военных действий. В дальнейшем при ведении войны, если наши спутники будут повреждены противником, мы сможем использовать воздушное пространство, чтобы запускать спутники с ракетоносителями и быстро осуществлять различные задачи, например, разведку и определение местонахождения объекта. Таким образом, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) будет работать с удвоенной силой и сможет еще больше гарантировать защиту национальной безопасности.

(c) Sina.com

Таким образом, используя как собственный опыт в космических технологиях, так и доступный для изучения опыт СССР и, особенно, США, полученный при проектировании и эксплуатации "воздушного старта", нет сомнений в том, что Китаю удастся реализовать эту концепцию вывода легких спутников на орбиту.

Но в наших условиях интересны не столько успехи Китая, сколько возможности Украины. Вполне закономерный вопрос - что мешает сделать то же самое Украине, кроме финансового вопроса? Опыт, технологии и мощности для постройки как тяжелых транспортных самолетов, так и ракет-носителей у Украины есть, ну а деньги - вопрос правильного подхода к проблеме. Если сделать программу по реализации "воздушного старта" приоритетной в рамках страны и получить под нее финансирование заинтересованных сторон - как украинских, так и зарубежных, плюс полный контроль за целевым расходованием средств - все получится. Тем более, что парк тяжелых и сверхтяжелых транспортных самолетов уже есть и дооборудовать один их них для целей "воздушного старта" будет гораздо дешевле, чем строить еще один специально под эти цели. Нужна лишь воля если не государства (ему есть чем заняться), то хотя бы заинтересованных сторон - как минимум, АНТК им. Антонова и КБ "Южное" с Южмашем.

Надо использовать то, в чем мы еще конкурентноспособны, развиваясь и занимая рыночную нишу. Иначе это все сделают китайцы - пусть не сразу, пусть не так хорошо, но дешевле и в больших объемах.

Южмаш, Антонов, Китай, Украина, космос

Previous post Next post
Up