5 ноября 1999 года было объявлено «Днём сжигания всех гифок» [Burn All GIFs Day]. Если бы вы тогда зашли на домашнюю страницу этого проекта, вы бы увидели план его реализации, такой же простой, как его название: «В День сжигания всех GIF все пользователи GIF собираются в Unisys и сжигают все свои файлы GIF». Сопровождали всё это гордые антиподы GIF - файлы формата PNG.
Несмотря на шутку, связанную со сжиганием файлов, сопровождаемую забавной просьбой «потушить все гифки перед тем, как уйти», выражаемое недовольство было реальным, а миссия - настоящей: раз и навсегда избавить веб от его бича, формата GIF.
К тому моменту формату было уже больше десяти лет, он зародился лет за пять до самой сети, и он начинал устаревать. Он поддерживал жалкие 256 цветов. Его возможности анимации были хуже, чем у бумажного блокнота. Он явно был недоразвит по сравнению с любым более новым форматом файлов. И кроме всего прочего, держатели патентов уже пять лет угрожали судебными исками пользователям формата. Ко «Дню сжигания всех гифок» он уже находился на краю пропасти. Специалисты по форматам файлов и будущему сети обступили устаревший формат, вооружившись картинками с факелами и вилами в формате PNG.
И всё же, каким-то образом, мы с вами оказались в такой вот ситуации. Прошло 17 лет, а GIF не умер. Он правит интернетом.
В этом году Twitter представил встроенную поисковую систему, предоставляющую доступ к тысячам гифок. Компания Giphy, смотрящая за библиотекой, получила на последнем раунде финансирования 55 миллионов долларов и подняла свою капитализацию до 300 миллионов. За год до того компания Imgur - до последнего времени служившая стандартом де-факто для медиамонстра Reddit и сама по себе стоящая 200 миллионов долларов - выкатила GIFV, собственную попытку модернизации 30-летнего формата.
GIF как произведение искусства - короткая и беззвучная закольцованная анимация - популярен сегодня, как никогда. Но как тип файла, как способ хранения нулей и единиц, которые компьютеры преобразовывают в анимацию, подвергается критике. Война за избавление от него идёт уже много лет и никогда не заканчивалась. Все эти годы после «Дня сжигания всех гифок», GIF остаётся как ущербным, так и незаменимым. Сохранит ли текущая популярность гифов их навсегда или же совсем убьёт - можно быть уверенным, что ничего подобного уже не повторится.
Спросите кого угодно, что такое GIF, и произойдёт одно из двух. Во-первых, вы поругаетесь или согласитесь насчёт произношения (твёрдое «Г», что бы вам там ни говорили). А затем вам скажут что-нибудь про анимацию. Танцующие бананы, крутящийся текст. GIF - нечто зацикленное и небольшого размера. Современное немое кино с автоматическим повтором. И это будет только самая вершина айсберга.
Когда в 1987 году родился GIF, об анимации вообще никто не думал - как и о всемирной сети WWW. Команда программистов из CompuServe под руководством Стива Уилхайта [Steve Wilhite], известного отца формата, создали GIF на основе, совершенно не связанной с сегодняшними анимационными фокусами. Краеугольным камнем был алгоритм сжатия Лемпеля - Зива - Велча (LZW).
Модемы, видеокарты и CD-ROM помогли расцвести буму домашних компьютеров, предшествовавшему интернету, GIF стал мгновенным стандартом фотореалистичных изображений. Сейчас идея статического гифа может выглядеть еретической, но в 1992 году других гифок не было, и картинки были замечательными. Взять хотя бы компакт-диск «GIFs Galore» [изобилие гифок], содержавший огромное количество картинок только потому, что это было возможно. В середине 90-х, когда веб начал раскручиваться, GIF вкатали в асфальт нового информационного шоссе. В 1993 был запущен революционный браузер Mosaic, поддерживавший два формата картинок - доказавший полезность GIF и зарождающийся JPEG. Первое фото, появившееся в интернете, было в формате GIF.
Спустя 20 лет уже сложно увидеть GIF, использующийся для хранения фото, поскольку его вытеснили более новые и улучшенные форматы JPEG и PNG. Но анимированный GIF пока держится. И заполоняет весь интернет. Что иронично, поскольку если статичный GIF познал успех, то анимированный всегда воспринимался, как его странный родственник. И он продолжает жить, несмотря на попытки интернета убить его, и ужасно справляется с той единственной задачей, для которой он используется.
Вот вам ужасный секрет современных гифок. Эти анимации, разбросанные по Reddit (особенно подозрительно хорошего качества)? Большинство из них не являются гифками. Некоторые гифки на в нашем блоге - тоже не гифки. Это видеофайлы - похожие на те, что выложены на YouTube - но с приказами вести себя, будто GIF.
GIF автоматически запускается и зацикливается потому, что он так устроен. Это свойство встроено в формат. А видеофайлы, притворяющиеся гифками, другие. Им требуется встроенный в страницу окружающий их код, приказывающий им вести себя схожим образом - проигрываться без звука, зацикливаться, не показывать панель управления, или, прости господи, кнопку паузы. Это видео со связанными руками, которые заставили казаться проще, чем они есть.
Кроме семантики, у них нет ничего общего. Начав разбираться в разнице между обычными и поддельными гифками, легко видеть, почему более сложные притворщики бывают лучше оригинала.
Анимированная гифка - это последовательность кадров, проигрываемых один за другим, с задержкой между ними, для создания иллюзии движения. Все кадры содержатся в одном GIF-файле, хранящем все статичные изображения и инструкцию по скорости воспроизведения. Это небольшой цифровой блокнот.
GIF - это не просто повторяющееся видео без звука. Цифровое видео - вещь гораздо более сложная. В отличие от гифок, видео не содержат каждый кадр анимации, не в обычном смысле. Некоторые кадры в отдельно взятом видеофайле зовутся I-кадрами и хранятся в виде полноформатных картинок, но между ними существуют В- и P-кадры, просто содержащие инструкции по преобразованию одного кадра в другой, путём смены некоторого количества пикселей или цветов, оставляя всё остальное нетронутым.
В злые старые времена в области веб-видео доминировали Adobe Flash и RealPlayer, требовавшие сторонних плагинов или другого софта, который нужно было скачать и обновлять. Это было сложное решение, наложенное на веб, построенный без поддержки видео. Эта ситуация была настолько раздражающей, что простота и повсеместность гифок, бывшие единственными его добродетелями, помогали ему держаться на плаву. Но когда HTML 5 легализовал видео в вебе, с простыми решениями задач устранения множества несоответствий между браузерами и контролем над показом видео, эти преимущества начали сдавать. С распространением HTML 5 GIF столкнулся с серьёзным соперником впервые за десять лет.
Первые ветры перемен пришли в 2014, когда Gfycat начал преобразовывать свои гифки в видео. Но более зрелое и интригующее решение пришло чуть позже, в виде формата GIFV от Imgur.
По сути, GIFV - стандартная реализация видео в HTML 5. Если кликнуть по ссылке на GIFV, вы попадёте на страницу, которая выглядит так, будто содержит только один GIF. Клип автоматически проигрывается, он зациклен, не имеет элементов управления и звука. Это прекрасный пример формата, притворяющегося гифкой, видео, низведённое до внешнего вида своего старого соперника. Вишенкой на торте является расширение файла .GIFV, видимое в браузере. Эта знакомая и дружественная особенность придаёт ситуации ощущение использования старого знакомого формата.
Но GIFV - это не GIF, и не видео, и не формат, объединяющих их вместе. Это иллюзия. Как объяснил мне по телефону основатель и директор Imgur, Алан Шааф [Alan Schaaf]:
GIFV - это не новый формат, мы не создавали новый тип файлов. Это просто хитрая обёртка, расширение файла, обозначающее, что вы получите видео, работающее так же, как GIF, в большом количестве мест. В разных браузерах существуют разные элементы управления, но GIFV это учитывает, поэтому если вы размещаете GIFV, она будет выглядеть, как GIF.
У этого хитрого трюка есть побочный эффект: GIFV - это не вещь, а место, до которого интернет-соединению нужно достучаться. Кусочки GIFV можно скачивать и хранить, это будут файлы .webm или .mp4. Но настоящий GIFV живёт только в онлайне, привитым к странице, на которой он размещён и зависит от того, что Imgur продолжат размещать этот файл у себя и не поменяют ничего таким образом, чтобы всё сломалось. Эту ссылку можно отправлять другим, но её нельзя скачать и работать с ней, как со старой доброй гифкой.
GIFV от Imgur - не единственный пример такого компромисса. Многие соцсети, поддерживающие GIF, работают с ними схожим образом. Если закачать гифку в Twitter, она не появляется там просто так. Она преобразовывается в .mp4-файл. Когда вы размещаете гифку в Facebook, она превращается в какого-то кошмарного киборга, в гибрид видео и кода такого сложного, что даже я не могу понять, что он делает, а тем более, скачать его и разместить где-то ещё.
Поная версия перевода