Трудно поверить, но 17-летний инженерный проект точно уложился в смету и закончен на 1 год раньше срока. Самый протяжённый и глубокий в мире
Готардский базисный тоннель официально открылся
в Швейцарии после 17 лет строительства.
Новый тоннель через Альпы связал северную и южную Европу (Италию и Германию) напрямую по железнодорожной магистрали. В списке самых длинных транспортных тоннелей в мире Готардский базисный тоннель (57,1 км) обогнал японский тоннель Сэйкан (53,9 км) и Евротоннель (50,5 км).
При этом Готардский базисный тоннель является ещё и самым глубоким в мире: в одном из мест гора возвышается над тоннелем на высоту 2,3 км, а температура горной породы достигает 46°C.
Семь самых длинных тоннелей в мире для автомобилей и грузовых поездов
Готардский базисный тоннель, Швейцария, 2016 год: 57,1 км
Тоннель Сэйкан, 53,9 км
Евротоннель, Великобритания-Франция, 1994 год: 50,5 км
Тоннель Yulhyeon, Южная Корея, 2015: 50,3 км
Базисный тоннель Лётчберг, Швейцария, 2007: 34,6 км
Тоннель Нового Гуанчжоу, Китай, 2014: 32,6 км
Тоннель Гвадаррама, Испания, 2007: 28,4 км
Северный портал Готардского базисного тоннеля находится возле деревни Эрстфед, а южный портал - возле деревни Бодио. На торжественной церемонии открытии два поезда зашли в порталы одновременно.
Дорогу поездам окропил святой водой католический священник (это была часть большого перфоманса для зрителей и прессы, как видим, такая традиция соблюдается не только перед запусками российских ракет).
По мнению швейцарских властей, новая дорога очень сильно повлияет на европейский рынок грузоперевозок: раньше через горный перевал ездили миллионы грузовых фур. Теперь их заменит более скоростной и дешёвый железнодорожный транспорт. Кроме экономии денег и экономической пользы, горный тоннель лучше для экологии: поезда не так загрязняют чистую атмосферу Альп, как выбросы от миллионов фур. Через тоннель могут проходить 260 грузовых и 65 пассажирских поездов ежедневно на скорости до 250 км/ч.
На церемонии открытия швейцарский президент Йоханн Шнайдер-Амманн (Johann Schneider-Ammann) сказал, что это «гигантский шаг для Швейцарии, но настолько же важный для наших соседей и остального континента». На открытии тоннеля присутствовали главы государств Германии, Франции, Италии и Австрии.
Бюджет проекта составил более $12 млрд. Как и все остальные важные решения в Швейцарии, он был одобрен на национальном референдуме, который состоялся в 1992 году. Двумя годами позже швейцарцы проголосовали за то, чтобы полностью перевести весь грузовой транспорт, который идёт через Швейцарию, в этот тоннель.
За 17 лет инженерам пришлось пробиваться через 73 различных вида горных пород: от твёрдого гранита до самых мягких пород, вокруг которых необходимо максимально жёстко укреплять несущие конструкции.
Для прокладки тоннеля использовалась 2700-тонная буровая установка длиной 410 метров.
Во время строительства из тоннеля извлекли более 28 мегатонн горных пород, использовано 4 миллиона кубометров бетона. На строительстве работали 2600 человек.
Вместе со служебными ответвлениями и пешеходными ходами длина тоннеля составляет 153,4 км, в нём проложено 3200 км кабелей для коммуникаций.
В общем, завершение такого гигантского проекта без задержек (на год раньше запланированного срока!) и в соответствии с первоначальной сметой - это огромный успех швейцарской инженерии, который ещё раз показывает важность тщательного планирования и строго выполнения плана.
Поезда по тоннелю тоже ходят
точно, как швейцарские часы.
На Youtube есть отличное 360-градусное видео, на котором показан Готардский базисный тоннель.
Click to view
360-градусное видео означает, что в любом момент можно «повернуть» камеру в любую сторону.