Пост написан для тех, кто ничего не понимает, но хочет понять вокруг чего весь сыр бор, кто прав, кто виноват и кто кого переиграл. Почему-то никто и нигде так и не выложил всю историю "на пальцах" для обывателя - сплошные отрывки. Офигеть. Кто бы мог подумать, что в 2018 году атеистам будет так интересно следить за новостями из мира православия.
Сразу прошу прощения - пост написан атеистом в полевых условиях по памяти на основе общих знаний истории и пройденного курса "Истории Религий" в университете. Поэтому есть неточности, есть упрощения, есть небольшая путаница в хронологии, но, на мой взгляд, в целом картина передана точно.
Отдельно прошу прощения у историков и религиоведов за крайний примитивизм, неправильную терминологию, написания слов с маленькой буквы и тому подобное.
Сначала введение в терминологию.
Исторически существует некоторое количество полностью автономных и независимых (автокефальных) православных Церквей. Они все равноправны - Папы Римского у православных нет. Некоторые из этих церквей существовали изначально (с момента разделения католической и православной церкви), а некоторые появились позже. Единственный канонический (легитимный) способ создания новой автокефальной церкви - отделение от материнской с её согласия.
Хотя все церкви и их главы (патриархи) равны, но исторически Константинопольский считается более уважаемым. Никаких реальных бОльших прав ему не полагается, но остальные церкви обязаны высказывать ему определённое уважение.
Весь глобус поделён между этими церквями. Границы не обязательно совпадают с государственными, но в основном - да. Все остальные местные церкви, если они хотят, чтобы их признавали, должны относиться к одной из автокефальных.
Раскол - это когда все всё сделали по канону (легитимно), но кто-то при этом всё равно не согласен с результатом. Тогда несогласный уходит в раскол. Что считается очень плохо. Если раскол принципиальный и переругались сильно (т.к. есть некоторые обязательные совместные обряды, и если не совершать, то придётся придумывать свои, а это означает изменение канонов), то раскол может перерасти в ересь - церкви перестают признавать друг друга. Ересь по православным канонам совсем запрещена и, как правило, можно определить, кто неправ (кто изменил обряды - тот и неправ, хотя по-факту всё равно побеждал сильнейший). Собственно, основной постулат православия - неизменность, потому церковь и называется ортодоксальной.
На Украине (как на территории) сейчас действует три церкви - Московская (МПЦ) и ещё две по-меньше (одна из которых совсем мелкая, а вторая хоть и сильно меньше, но уже соизмерима с МПЦ). Упрощённо назовём их УПЦ (тем более, что это правда - см. дальше).
Теперь немного истории.
Изначально РПЦ образовалась из "Киевской и Всея Руси Церкви" и подчинялась Константинопольской (что очевидно). Соответственно, территория нынешней Украины в православном плане контролировалась Константинопольской церковью и это супер-канонично (т.к. иначе оказывается, что и крещения Руси не было и вся РПЦ - сброд самозванцев).
Но примерно через 500 лет после крещения Руси, Киевская церковь переехала в Москву и отделилась от Константинополя. Причём отделилась без разрешения - князь сказал и аминь. Учитывая, что Византия/Константинополь тогда уже переживали не лучшие времена, то никто особо не возражал. А потом и вовсе российские императоры периодически этот самый Константинополь завоёвывали и даже думали присоединить, но не решились. Короче, против пушек не попрёшь. А теперь важный момент. Т.к. это всё было не по канону и, вообще, откровенно говоря, пахло ересью, то в районе 1600 года Московская Православная Церковь сделала интересный финт ушами - она признала своё отделение от киевской метрополии, оставив ту в подчинении у Константинополя. В обмен получив от Константинополя автокефалию (вместе с остальными восточными православными церквями), благославление и кучу плюшек. В общем, задним числом и явочным порядком всё привели к канону - вроде как, Константинополь сам даровал автокефалию Московской Церкви отделив её от Киевской. Всё это в сумме было утверждено аж несколькими всеправославными Соборами и на принятых тогда решениях держится вообще всё современное православное мироустройство (т.к. повторюсь тогда привели к канону и признали автокефалию не только Московской, но и вообще всех православных церквей). На этом месте, думаю, что основная интрига уже понятна и ружьё на стене очевидно.
Где-то в это же время дела у Византии/Константинополя пошли совсем плохо и константинопольский патриарх прислал московскому грамоту, где писал, что Москва - последний оплот православия (в том смысле, что "если что - ты за главного"). Надо признать, что от этой грамоты у Москвы (и религиозной и светской) совсем крышу сорвало. Сильно потом всё наладилось, но до сих РПЦ считает, что они "последний оплот".
Потом Московская церковь в угаре вселенского величия (все равны, но у нас грамоты и мы последний оплот - поэтому мы можем решать за всех, а вы утритесь) опять самостоятельно явочным порядком присоединила Киевскую метрополию. Константинополь, который тогда пребывал в полном ауте прислал бумагу, что признаёт присоединение и повеливает своим священникам перейти в Московскую церковь. Причём, прислал уже сильно после того, как всё случилось - по факту.
Тут я немного разрушу интригу и обращу внимание, что по канону никакой "передачи" церкви быть не может. Всё что можно сделать - дать автокефалию и потом новоиспечённая самостоятельная церковь может попроситься присоединиться к другой. Но этот путь для Москвы был ниже их вселенского достоинства (как так - автономию давать, если мы вон какие великие - присоединим и всё!). Ничего, кстати, не напоминает? Ну, Крым, например? 400 лет прошло, а грабли те же. А во-вторых, переход церковнослужителей не означает передачи территории. И Константинополь даже сразу же прислал в Москву две грамоты, где на это указывал (вы крутые, по-факту, вы там рулите, поэтому чёрт с вами - забирайте строение и людей, но в православном плане территория не ваша). На что Москва естественно чихать хотела (переиграли, типа) и раз за разом все претензии игнорировала. Несколько раз, вроде бы, даже им предлагали всё по канону сделать, но тогда нужно было бы у Константинополя хотя бы формально, но разрешения просить, Соборы устраивать, а московская церковь, как уже сказано, сильно болела звёздной болезнью и считала всю эту бюрократию недостойными мелочами, а в случае чего - Российская Империя и пушки.
Следующие 400 лет РПЦ наглела и ширилась. Периодически поплёвывая и кидаясь какахами в сторону Константинополя и не оказывая ему должного почтения (хотя на самом деле - не важно, кто там Пуп, канон требует высказывать уважение патриарху Константинополя в любом случае).
И, внезапно, наши дни.
МПЦ активно обсирает Украину, как государство, возможно, даже ведёт подрывную деятельность, за малым не призывает к братоубийству (хотя, это как посмтреть), получает бабки от украинских православных, плюёт на Константинополь - в общем, жизнь удалась. Но ружьё почему-то висит по средине стены.
Как вдруг.
Две неканоничные украинские православные церкви делают хитрый манёвр - объединяются, каются, просятся в состав константинопольской православной церкви с приведением к канону и последующим дарованием автокефалии. И тут оказывается, что т.к. Константинополь никому никакой автокефалии в Киеве не давал, то имеет на это полное право. И это всё по самому каноничному канону. Опаньки, а ружьё-то заряжено! :)
В МПЦ паника - как так, мы же ого-го-го! Мы же вообще! Мы же сколько лет, а оно вон оно как! Начали, конечно с матюков, угроз и поливания грязью - всё как всегда.
И тут Константинополь достаёт пыльный манускрипт, где написано, что вообще сам факт существования РПЦ и всех восточный православных церквей увязан с условием сохранения подчинения киевской церкви Константинополю. Что именно так была восстановлена каноничность московской церкви. Что передача зданий и священников не означает, что передан контроль над территорией. Вот решения патриархов, подкреплённые Соборами. Что если РПЦ с этим не согласна, то и автономии у неё никогда не было, а сами они сборище самозванцев и еретиков. И не только РПЦ, но и вообще все "новые" православные церкви, т.к. всё это было увязано вместе. Союзники РПЦ сразу притихли - на фиг оно им такое счастье - терять независимость из-за чьих-то понтов. Короче, как в лучших сюжетах, долго висевшее по центру стены ружьё стреляет - какой поворот сюжета!
Глава РПЦ (полковник Гундяев) аж с перепугу побежал в Константинополь проситься на приём, что ещё два года назад было бы немыслимо. Аж просить начал. Правда, говорят, всё равно с угрозами, - откажитесь, пожалуйста, а то мы вас... Ходят слухи, что
отравить хотел всех к чертям, бочку полония и ящик мельдония вёз, но спалился в последний момент.
И вот тут все всё всем припомнили - кто в кого плевал, кто в кого какахами кидался. Кто канон блёл, а кто нет. Короче, патриарх Константинополя решил УПЦ в свою церковь принять, а потом независимость даровать. Имеет полное право. Вот тут и выяснилось, кто кого переиграл. Правда, 400 лет партия длилась. И делать решили обстоятельно, чтобы потом никто не придрался - всё привести к канону, потом закрепить Собором (не чётко, не дерзко, в общем).
И не смотря на все вопли и угрозы РПЦ ситуация для них совершенно патовая. В Киеве будет своя каноническая церковь, которая, не дай Бог, будет выглядеть лучше РПЦ (ну, без ФСО, без охраны, без экстремизма и без бухла и проституток - если украинцы не дураки, то они воспользуются возможностью). Так ещё и возникает вопрос, какая из церквей родовитей - таки, крещение было киевской Руси. А на древности и непрерывности половина понтов РПЦ строится.
Если они не признают решение, то это раскол. И в расколе виновата только РПЦ, что никуда не скроешь, т.к. всё по канонам, а результат РПЦ не признаёт - все бумажки есть. И остальные церкви впрягаться, скорее всего, не станут, т.к. ситуация глупая - они таким образом ставят под вопрос свою автономность. И раскол такой, что в дальнейшем РПЦ придётся сменить обряды (т.к. она не сможет участвовать в совместных обрядах с УПЦ и, скорее всего, с Константинополем), а это ересь. И снова очевидно кто меняет обряды. И теперь у этих товарищей выбор - пойти во все тяжкие и объявить, что они и все остальные ничего не понимают, переругаться со всем миром и самим себя назвать еретиками (ибо по канонам оно так положено), обосраться, уж простите, а потом анально огородиться и сидеть гордыми и одинокими (т.к. всё это очень дурно пахнет дерьмом, то не похоже, что кто-то из других церквей на это подпишется). Либо, прогнуться и сделать всё по канону, но это не "по-пацански". Поэтому больше вероятен первый вариант (вот, так и живём).
Что это означает для Украины (да, ничего особенного, но...)
1) Никто никаких церквей физически никому не передаёт. Просто создаёт на её территории ещё одну породистую каноническую и "100% легальную" православную церковь с центром в Киеве. Которая выглядит даже породистее чем РПЦ, т.к. ни в чём не замешана и создаётся от самый истоков.
2) В свой время имел место факт передачи всего имущества и священников московской церкви. Так что каждый приход и каждая церковь будет сама решать, к какой церкви им относиться. Что, кстати, соответствует украинским законам (по которым всё принадлежит прихожанам, а не церкви). Что сильно бесит РПЦ - до того, можно было более-менее обоснованно утверждать, что все остальные церкви "ненастоящие", что останавливало верующих. И вообще, как это можно давать всякому сброду право выбора, а страх где?! А теперь у них появляется реальный выбор. А по последним опросам по крайней мере половина верующих украинцев предпочла бы быть подальше от РПЦ (а после этого скандала и 2/3). Тем более, что РПЦ будет выглядеть в этой истории очень плохо, а то ещё и сами себя еретиками нарекут - что бабулькам делать? Тем более что тут аж Византию, Константинополь пытаются в ереси обвинить. И священники, как люди образованные в плане истории церкви, тоже видят кто тут прав, а кто идёт в раскол и в ересь, и если среди них есть верующие или честные люди, то следует ожидать раскола внутри РПЦ (по крайней мере на территории Украины). Да, будет масса пропаганды и дерьма в уши, но опять же - люди по-настоящему близкие к религии историю знают и всё понимают. И новая блестящая незапятнанная в многолетней грызне церковь выглядит заманчиво.
3) Бабки от приходов перешедших в УПЦ перестанут идти в РПЦ. А бабок там много, ой как много. Но тут есть нюанс - автокефалия от Константинополя тоже не бесплатная - по канону варево нужно будет у родительской церкви покупать. Но это неизмеримо дешевле, чем все бабки в РПЦ отдавать. Ну, и константинопольскому патриарху нужно будет почёт и уважение оказывать, но и без того православные каноны требуют.
4) Теперь же с появлением УПЦ возникает альтернатива - прихожане и священники могут переходить к ним из РПЦ, даже на территории России, при это не становясь еретиками и теперь УПЦ cможет открывать приходы в РФ! :)