В апреле 2018 года министр обороны Индии Санджай Митра приехал в Россию, чтобы объявить, что Индия отказывается от совместной разработки истребителя FGFA. Недовольство Индией проектом тянулось долго, и отказ не был неожиданностью, но он, наконец, расчищает путь для индийских военных, чтобы рассмотреть другие пути к получению малозаметных истребителей.
Еще в 2007 году индийская компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) заключила партнерское соглашение с российским авиастроительным предприятием "Сухой" о совместном инвестировании в истребитель пятого поколения, известный как ПАК-ФА T-50. Но индийские ВВС хотели получить нечто более сложное - двухместный вариант ПАК-ФА, получивший название FGFA, с улучшенной малозаметностью, более мощным радаром AESA с 360-градусным обзором и двигателями, поддерживающими сверхзвуковую крейсерскую скорость без форсажа. Дели пообещал 6 миллиардов долларов для R&D - $295 миллионов из которых было напрямую передано в 2010 году, и изначально предполагалось потратить дополнительные $30 млрд на 144 серийных самолета.
"Сухой" изо всех сил пытался справиться со сложностями хотя бы базовой версии ПАК ФА, которой по-прежнему не хватает двигателей для замены AЛ-41Ф1, необходимых для достижения требуемых параметров истребителя. Один из двигателей новой модели "Изделие 30" был протестирован в декабре 2017 года, и ожидается, что они не поступят в серийное производство как минимум до середины 2020-х годов. Неоднократные задержки и перерасход средств в сочетании с экономическим спадом и сокращением оборонного бюджета привели к сокращению ожидаемого российского заказа Су-57 с 150 до двенадцати самолетов, в то время как закупка Су-35С четвертого поколения была увеличена.
К 2014 году стало ясно, что индийские военные разочаровались в этом проекте, что привело к тому к ожидаемым событиям - сотрудничества не будет, как и передачи технологий, техническим специалистам HAL был отказано в доступе к российским объектам НИОКР и исходному коду к бортовому компьютеру, что позволило бы Индии устанавливать обновления программного обеспечения без участия России.
Кроме того, индийские ВВС не были удовлетворены характеристиками Су-57, и сомневаются, что их можно улучшить за разумные деньги. Примечательно, что ПАК ФА имеет, в лучшем случае, ЭПР 0,1 квадратного метра, что в сто раз больше, чем у F-35, у которого ЭПР 0,001 кв. метра. А фактически дела еще хуже - несколько российских и индийских источников говорили об ЭПР Су-57 в 0,3 или 0,5 кв. метра.
Кроме того, ПАК ФА значительно более заметен для радаров сбоку и сзади. Российские военные склонялись к максимальной малозаметности во фронтальной плоскости, когда самолет летит, но не залетает на территорию противника. Индия, однако, предпочла бы круговую малозаметность, чтобы ее самолеты могли бы проникать в защищенное воздушное пространство противника, чтобы атаковать такие ключевые цели, как объекты ядерного оружия (намек на основного соперника Индии в регионе - Пакистан).
Индийские ВВС также сомневались в надежности и возможностях 360-градусного обзора радара Н036 "Белка". Только три из всех испытательных образцов ПАК ФА были оснащены Н036, да и то в «уменьшенной» конфигурации, без боковых антенн.
Наконец, индийских чиновников настораживает, что у FGFA нет двигателя, созданного по модульной схеме, что означает их частую отправку в Россию для капитального ремонта, без возможности ремонта на месте. Высокие требования к техническому обслуживанию российских истребителей МиГ-29 и Су-30, имеющихся в ВВС Индии и военно-морских силах, остаются больной темой для индийских военных.
Москва и Нью-Дели несколько раз пересматривали соглашение о сотрудничестве между 2015 и 2017 годами, пытаясь спасти сделку - сначала Россия согласилась сократить индийский взнос до $3,7 млрд, а затем, по сообщениям, увеличила запрашиваемую сумму вообще до $7 млрд. на разработку и производство нескольких опытных экземпляров, плюс 135 миллионов долларов США за каждый серийный истребитель с ожидаемым началом поставок в районе 2028 года.
Позже в феврале 2018 года Россия перебросила от двух до четырех самолетов Су-57 на авиабазу Хмеимим в Сирии. Поскольку у России была небольшая потребность в боевых над Сирией, существовало мнение, что их развертывание было попыткой продвинуть российскую программу малозаметных истребителей, дав им «боевой тест», хотя прибывшие в Сирию Су-57 не были полностью готовы к боевому применению. В любом случае, истребители пробыли за границей больше недели.
В конечном счете, Нью-Дели не были впечатлены, и, наконец, махнули шашкой апреле этого года. Министр обороны Митра допустил вероятность приобретения базовой модели Су-57, как только она будет доведена до рабочего состояния (а не только на бумаге), вместе с российскими ВКС. Поскольку это, вероятно, займет около десятилетия, есть шанс, что Индия будет искать альтернативного поставщика самолетов.
Потеря индийских денег является серьезным ударом по российской стороне программы Су-57. Москва вроде бы по-прежнему утверждает, что в конечном итоге она закупит 220 самолетов Су-57, но без индийских денег это будет непросто. В последнее время Кремль направляет военные расходы в основном на стратегическое ядерное сдерживание и, возможно, там пришли к выводу, что перекачка денег в небольшое количество тактических истребителей-невидимок не даст столь большой отдачи от инвестиций в ближайшей перспективе.
После выхода из FGFA индийские ВВС имеют два пути вперед: американский F-35 Lightning II и индийская программа
HAL AMCA, которая одно время была приостановлена в угоду FGFA. В то же время как индийские военно-воздушные силы, так и военно-морские силы одновременно стремятся закупать и новые истребители четвертого поколения, которые могут включать в себя как американские F/A-18 Super Hornet, так и слегка "онезамеченный" вариант Су-35С.
Хотя India’s Defense Research and Development Organization (DRDO) в восторге от перспектив AMCA и расчитывает на летный прототип к 2023 году, в реальности потребуется много лет и совершенствование множества новых технологий (радар кругового обзора, высокопроизводительные двигатели, радиопоглащающие материалы), прежде чем он будет готов. Последний индийский самолет-истребитель,
Tejas, несмотря на длительный цикл разработки, все равно имел заметные недостатки в сравнении с аналогами.
HAL Tejas
F-35 может быть менее эффективным по сравнению с самолетами четвертого поколения с точки зрения аэродинамики, но он менее заметен, чем Су-57, поставляется более или менее готовым к экспорту и оснащен высокотехнологичными датчиками и компьютерными системами, которые позволяют ему обмениваться данными с землей и другими самолетами. Хотя F-35 имеет свою значительную историю перерасхода средств и технических неудач и по-прежнему страдает от некоторых сбоев, индийский вложения в F-35, скорее всего, произойдут на более позднем этапе. К этому времени, скорее всего, большинство (если не все) проблем будет решено (за счет Соединенных Штатов), и цена за самолет, возможно, снизится. Ранее в этом году американцы сообщали, что Индия уже интересовалась закупкой F-35 .
Однако недостатком F-35 с точки зрения Индии будет то, что, вероятно, будут ограничены перспективы передачи технологий и возможность локализации производства, хотя Lockheed и может предложить что-нибудь в качестве компенсации. Соединенные Штаты также опасаются, что технологии, переданные Индии, могут в конечном итоге оказаться в руках русских.
Самое главное, что инвестирование в F-35 будет тесно привязывать Индию к Соединенным Штатам на протяжении десятилетий, поскольку бортовой компьютер и запатентованная наземная логистическая система потребуют постоянной поддержки подрядчиков от Lockheed. Даже американские военные жаловались, что Lockheed полагается на эту контрактную поддержку больше, чем хотелось бы.
Исторически сложилось так, что Индия проявила некоторую осторожность в отношении Соединенных Штатов из-за дружбы (потихоньку отходящей в прошлое) Штатов с Пакистаном. В результате поставки вооружения для Индии в основном осуществлялись Советским Союзом и, потом, Россией. В результате, советские реактивные истребители МиГ-21, танки Т-54 и ПТ-76, вертолеты Ми-4 и противокорабельные ракеты сыграли важную роль в обеспечении победы Индии в индо-пакистанском конфликте 1971 года.
Тем не менее, Индия рассчитывает на изменение мирового порядка в XXI веке, в котором она находится в конкурентной борьбе с более богатым Китаем, который уже разработала два малозаметных истребителя - J-20 и J-31. Китай также является близким союзником Пакистана и окружил Индию военными базами в Пакистане, Шри-Ланке и Бангладеш. Поскольку Соединенные Штаты стремятся уравновесить растущую силу Китая, Нью-Дели объединяет с Вашингтоном больше интересов, чем с Москвой.
Это вполне объясняет потепление отношений между Нью-Дели и Вашингтоном. В настоящее время в Индии летают американские патрульные самолеты P-8, но еще не приобретено ни одного реактивного истребителя.
В прошлом Индия сопротивлялась втягиванию в зарубежные альянсы: в конце концов, она была одним из пяти основателей Движения неприсоединения 1961 года, в разгар холодной войны. Но теперь для поддержания своей военной мощи на должном уровне, Индии придется переориентироваться с России на кого-то другого. Выбор невелик и Соединенные Штаты могут просто подождать, когда к ним придут.
А Россия потеряет - или уже потеряла - немаленький рынок сбыта своего оружия и, возможно, еще одного старого друга.