Инициатива DARPA VTOL X-Plane - это коктейль из инновационных технологий, совмещенных в одном самолете, которые вполне могут решить некоторые из хронических ограничений самолетов вертикального взлета и посадки. Это конструкция настолько оригинальна, что с первого взгляда вызывает сомнения в реализуемости.
Click to view
Программа запущена и работает уже довольно заметное время, но теперь наступает новый этап - DAPRA объявила, что Aurora Flight Sciences выбрана для выполнения второго этапа разработки, который включает в себя строительство летного прототипа. Этот самолет был назван LightningStrike.
LightningStrike будет создан по аэродинамической схеме "утка". Энерговооружение будет состоять из одного газотурбинного двигателя Rolls Royce T406 - такого же, который используется на V-22 Osprey. Двигатель будет установлен внутри фюзеляжа и будет выдавать три мегаватт электроэнергии в паре с электрогенератором.
Эта лавина электрической мощности будет использоваться частично для привода 24-х туннельных вентилятора, каждый из которых встроен в свою собственную аэродинамическую ячейку. Эти ячейки объединяются в крылья самолета и поворотные рули и используются для создания подъемной силы во время полета, с увеличением тяги во время вертикального взлета или посадки. Каждое крыло будет включать в себя девять ячеек, а каждый поворотный руль - три. Оба крыла и рули будут вращаться вокруг оси по необходимости, как назад и вперед, а также вниз для зависания.
Первый полет демонстратора LightningStrike планируется в 2018 году. Это будет серьезный беспилотный летательный аппарат, на котором предполагается достичь устойчивой скорости от 550 до 750 км/ч и полезной нагрузке до 40 процентов от его веса - около 5.5 тонн. Кроме того, проект стремится доказать гораздо большую эффективность, чем любой СВВП летающий сегодня, с аэродинамическим качеством, равным, как минимум, десяти. Лучший существующий СВВП, V-22 Osprey, имеет аэродинамическое качество между 5 и 6. LightningStrike также направлен на повышение эффективности парения от 60% относительно текущих СВВП, до, по крайней мере, 75%.
Тем не менее, концепция самолета имеет целью несколько больше, чем просто повышение показателей производительности по сравнению с существующими самолетами вертикального взлета и посадки. Его конструкция и уникальная система питания может иметь огромные последствия для будущего.
Вместо того чтобы использовать кучу механических передач, он использует распределенную систему двигательной установки, которая работает на электроэнергии , вырабатываемой газотурбинным двигателем самолета. Эта гибридная конструкция аналогична той, которая используется на современных торговых судах и на все больших надводных кораблях ВМФ США.
В будущем подобная распределенная двигательная схема будет означать совершенно новый уровень избыточности для воздушных судов. Хотя программа не ставит своей целью доказать эту возможность, дальнейшая экстраполяция концепции позволяет создать такие отдельные ячейки, или даже несколько их, которые в чрезвычайных ситуациях могут взять на себя всю необходимую тягу, для спасения самолета и его безопасного приземления.
Хотя Lightning Strike не имеет батарей, в один прекрасный день батареи могут занять место двигательной установки. Это особенно актуально для беспилотных летательных аппаратов. Этот проект может иметь огромное влияние на будущие конструкции БПЛА. Вполне может быть, что подобные аппараты станут революционными в будущем развитии авиации.