Jun 09, 2010 14:17
Из сборника "Степь и горы"
ЭКЗАМЕН
Андрей Николаевич Колмогоров, конечно, - легенда мех-мата. Первое, что я услышала о нем, была присказка: если Андрей Николаевич читает лекцию школьникам, то ее может быть поймут аспиранты, если аспирантам, то ее может быть поймут профессора, а если профессорам, то из слушающих ее не поймет никто.
Помню, что на каком-то научно-исследовательском семинаре он с увлечением рассказывал о только что прочитанной монографии и перечислял, какие замечательные результаты он там обнаружил. А через неделю покаянно взял слово и сказал, что ничего такого в этой монографии нет, а он сам по ходу чтения все придумал.
Моему курсу он читал лекции по теории вероятностей, а семинарские занятия вел Евгений Борисович Дынкин (к слову скажу, человек, математик и педагог редкого и замечательного таланта).
Оба они принимали у нас соответствующий экзамен. К Евгению Борисовичу была огромная очередь, а к Андрею Николаевичу - никого. А я ждать на экзамене просто не могу и отправилась к нему отвечать. В билете была какая-то задачка, постановку которой я упростила до минимума, и Андрей Николаевич стал немедленно в связи с этим задавать дополнительные вопросы. Я давала ответы, ссылаясь на соображения симметрии и размерности. Такой подход ему понравился и на меня сразу посыпались все более и более трудные и нетривиальные вопросы.
И тут началась чертовщина. Я, конечно, что-то отвечала, но Андрей Николаевич сразу же перешел к диалогу, а потом (довольно скоро) и к монологу. Все, что он говорил, было очень впечатляюще и блестяще. Так и прошел весь экзамен.
Аня Котова, которой я рассказала эту историю, спросила меня:
- А пятерку свою Вы получили?
- Конечно. Но это была отметка не моя, а, безусловно, Андрея Николаевича.
P.S. Хочу добавить еще анекдот (в прежнем смысле этого слова) об Андрее Николаевиче. Уже не помню, в какой конкретной ситуации, он дал определение женской логики:
Если из А следует В, и В приятно, то А - верно.
Много лет я цитирую эту формулировку разным людям и выясняю, что они слышат о ней впервые. Поэтому я и провожу ее здесь.
Добрушина Проза