Оглавление.
Введение.
1. Актуальность проблемы.
2. «Дамская» педагогика о преодолении агрессии.
3. Дочеловеческая (доразумная) животная агрессивность. Агрессивное безумие.
3.1. Краткий очерк эволюции общего комплекса животной психики гоминоидов.
3.2. Что такое «агрессия»? Каковы ее истоки и источники?
3.3. Биохимия и физиология агрессии.
3.4. Биологический смысл агрессии.
3.5. Межвидовая борьба: «агрессия» или «охота»?
3.6. Внутривидовая борьба: «конкуренция» или «агрессия»? Основные функции агрессивного поведения:
3.6.1. Защита территории и ресурсов.
3.6.2. Половой отбор.
3.6.3. Защита и опека самок и детенышей.
3.7. Избыточная агрессивность человекообразных. Установление и подержание социального порядка. Иерархическая структура социума. Отношения управления - подчинения.
3.8. Социальные технологии торможения (подавления) и управления (замещения) агрессией. Животная «мораль».
3.8.1. Турнирные бои.
3.8.2. Забота о потомстве.
3.8.3. Инфантильное поведение.
3.8.4. Торможение агрессии против «слабого пола».
3.8.5. Жесты покорности.
3.8.6. Переориентированные движения нападения.
4. Агрессия в современном обществе. Об эффективности разрешения социальных противоречий военным путем.
4.1. Возникновение разумной надстройки в общем комплексе психики гоминоидов.
4.2. Агрессия в общем комплексе психики Человека Разумного.
4.3. Инстинктивная составляющая человеческого социального поведения.
4.4. Мотивация агрессии - индивидуальной и социальной.
4.5. Ускорение темпов развития человечества. Табу инстинктивные и табу культурные (мораль).
4.6. Торможение и отмена агрессивного поведения. Энергетическое обеспечение морали. Эмоциональная составляющая морального акта.
4.7. Технологии управления агрессией.
4.8. Воспитание агрессии.
5. Причины искажения и деформации инстинкта агрессии у человека. Проповедь смирения.
Введение.
Большой текст о феномене агрессивности. Тема «сквозная», чья популярность не исчерпывается со временем. Человечество все сильнее тонет в океане агрессии. Все целиком. Без исключения. Все ближе Одна Большая Всеобщая Война («III мировая»?). Упаси нас всех от нее Всевышний!
Привычка решать проблемы общежития агрессивно у людей по всей планете становится все более распространенной. И воспитывается такая агрессивная доминанта психики с детства. Ее корни - в тотальном крушении Семьи, как социального института. Крушении, происходящем стихийно и особенно быстро и бесповоротно в недрах гигантских мегаполисов или, чуть медленнее и вяло, но неотвратимо, в средних по величине и малых городах и городках. И даже в немногочисленных крестьянских (фермерских) хозяйствах Семья разлагается и трещит по швам.
Рассадником агрессии давно уже стали педагогические учреждения: детские сады, школы, колледжи… по причине тотального вымывания мужчин из состава педагогического корпуса тамошних кадров. Профессия «педагог» (учитель, воспитатель) давно и, похоже, неотвратимо стала дамской. И прямое следствие этого печального факта - торжество «уговаривающей», «проповеднической» методики обучения и воспитания, замешанных на зыбком непостоянстве дамских капризов и неминуемой физиологически обусловленной истеричности, когда некому по-мужски спокойно деловито и непререкаемо авторитетно показать «как нужно» и волевым усилием, подкрепленным потенцией применения брутальных средств, добиться совершенного исполнения предлагаемой модели поведения.
Предлагаемые тексты уводят к самым биологическим истокам агрессивности, как универсальной доминанты человечьего видового поведения. О содержании публикации можно узнать из оглавления.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
ПО СЛЕДАМ «ПРИВИВКИ»
Недавно Рустем Шарафисламов в своем блоге «Не Правильные люди» опубликовал текст «ПРИВИВКА»:
«Я смотрю на свою руку. На предплечье круглый шрам. Прививка от оспы. Раньше, когда я был подростком, нам делали в её школе.
Хорошая прививка. Чтобы не заболеть. Мы стояли в очереди перед медпунктом и хорохорились между друг другом.
Мальчишки бодрились, запугивая девчонок. Сихурилидзе, Мартиросян, Ройзман, Нурмагамбетов, Сакаев, Горбунов… Девчонки - Ольга Стороган, Вика Бойценко, Лена Калина, Марго Маргарян, Рабинович Светлана… Никто не избежал. Всем поставили, оставив маленький круглый шрам. И мальчишкам, и девчонкам.
Осенью пишет мне подруга из Киева и возмущается ситуацией. Украинские корабли захвачены Морской охраной России.
Я слушаю её возмущения. Извиняюсь за действия российских служб. Она ругает русских, Россию. Сильно возмущается. Я понимаю её. Пытаюсь успокоить. Говорю, что это происки властей, политиков. Они хотят, чтобы мы стреляли друг в друга.
Подруга говорит, я хоть сейчас готова взять оружие.
Я говорю ей, что, в отличии от неё, я не смогу стрелять. У меня прививка. Мне " всобачили" её ещё в подростковом возрасте. Потом перепривили в армии. Никакое правительство мира не заставит меня стрелять в своих друзей. В человека.
Моего отца отправили служить в Германию, потом в Польшу.
Я учился в пятом классе. И мы поехали за ним.
У нас был интернациональный класс. Маленький СССР в другой стране.
Меня "прописали" по всем канонам. Я поборолся со всеми мальчишками и определился мой рейтинг. Не по национальному признаку, а потому какой ты пацан.
Меня очень удивило, что мальчишки с Харькова играют в такие же игры, как в Уфе.
Потом мы все вместе играли в футбол с польскими мальчишками. На "жопки". Проигравшие вставали в ворота, наклонившись. Победители " пробивали " побежденных" футбольным мячом по заднице.
Мы стояли вместе, обнявшись и молча терпели поражение. Мы были вместе и проигрыш тоже был общий. Это самое большое, что мы могли позволить себе сделать больное.
Потом также пробивали поляков, выиграв следующий матч.
Польские мальчишки ничем не отличались от нас. Но все же мы были другие. Мы были со одного места. Из союза. Мы были свои. Сильная прививка.
Потом армия. Два года плечом к плечу с украинцами, казахами, узбеками, латышами, чеченцами, азербайджанцами, евреями...
Прививка. Она не даст заболеть. Она не даст выстрелить в друга. Не позволит. Она убережёт разум от ненужной лжи. Вакцина против мракобесия. У нас у всех есть такой шрам на предплечье. Братский шрам. Как родимое пятно. Потому, что мы свои.
Отдельное спасибо Межул Илья за братскую руку из Украины»
ПОЧЕМУ ПРИВИВКИ БОЛЬШЕ НЕ ПОМОГАЮТ?
«Прививка» - это о типичной для «советского» духовного климата особенности нашей былой всеобщей социальности, растворявшей без остатка этнические и национальные границы ментальности в интернациональном коктейле общей трагически величественной судьбы нашего советского «Мы». Мы - «новая историческая общность Советский Народ», как величали нас советские пропагандисты, в самом деле, были едины в своем рабстве и в интуитивном противостоянии корпорации правящих кремлевских паразитов. Отсюда - наша «советская» дружба и братство, как и вполне естественная инстинктивная готовность всех терпил и страдальцев помогать друг другу и защищаться, невзирая на национальную и этническую принадлежность.
Пока хозяева страны хранили собственное коллективное единство, были едины и дружелюбны их смерды с холопами. А иначе было не выжить. И потому в лагерях за колючей проволокой бывшие советские солдаты и бывшие бандеровцы с власовцами плечом к плечу противостояли беспределу лагерных вертухаев. И вместе восставали. И по сей день вперемежку погребены в братских могилах - фашисты и антифашисты. И когда беглые «пособники» оккупантов, скрываясь от возмездия, приходили работать на шахты Донбасса, их не прогоняли и не преследовали, хотя нередко догадывались … и подозревали … Но риск упокоиться в братской могиле - всем без разбору - уравнивал судьбы углекопов. И смирял память о том, по какую сторону фронта воевали члены одной бригады…
Советский народ - «строитель коммунизма» - во всем своем этническом многообразии был единым расходным материалом для правящей корпорации партийного чиновничества и одинаково страдал - и от нищенской оплаты каторжного труда, и от нескончаемых дефицитов элементарных средств к существованию - жилья, пищи, одежды и обуви… И от экспериментов советских атомщиков и инфекционистов в гуще собственного населения… Загоняя вчерашних советских школьников в Афганистан, в Венгрию, в Чехословакию … топить в крови справедливые бунты тамошних народов, пожелавших иначе строить свою судьбу - без коммунистических паразитов, без колхозного голодомора, без казней и репрессий за право иметь собственное мнение… правители СССР не разбирали и не выделяли особо кого - куда? Военкоматы гребли подряд: осетинов и белорусов, татар и русских, украинцев и армян, узбеков и чеченцев … А после - так же подряд и одинаково - всех везли назад в одном самолете в одинаковых цинковых гробах, стоявших бок о бок - с чеченцами, русскими, азербайджанцами, эстонцами, украинцами, мордвинами, якутами... И так же подряд - «добровольно - принудительно» - посылали нас строить БАМ, пахать целину, поворачивать вспять сибирские реки, распахивать среднерусские сенокосы под зерновые…
Но стоило советским князьям сменить идеалы и векторы своих шкурных интересов, прекратив строить коммунизм «для отдельно взятых семей» и приняться в открытую (а кого бояться?!) учиться капитализму, враз рухнули и советский интернационализм, и «единство», и «братство» народов. Как и не было их вовсе. Никогда! И началась резня: азербайджанцев с армянами, прибалтов - с русскими, молдаван - с русскими, осетинов - с грузинами, чеченцев с ингушами, кабардинцев с балкарцами, узбеков - с таджиками, туркменов - с казахами… А теперь вот еще и русских с русскими - на Донбассе. И резня эта не случайна. И Вашингтон с Брюсселем в ней не виновны. У нее другие и заказчики, и организаторы, и командиры - те, кому выгодно и нужно, чтобы ограбленные до нитки подданные грызли друг дружку, а не свое начальство, лишившее их своей земли, ее ресурсов и самого облика человеческого.
Я опубликовал лирику Рустема Шарафисламова в «Как учить детей?» без своего комментария, который позволил себе лишь здесь. И на нее отреагировала мудрая и добрая Ирина Мамиджанян:
«У нас, конечно, иная История с соседями, но я помню, когда произошла резня армян в Баку и Сумгаите, я, войдя в класс (7-ой) и увидев агрессивных моих учеников, испугалась за них и сделала так: Мы начали обсуждать нашу трагедию. Мальчишки - кричали, что надо всех наших врагов убивать. Я задала только один вопрос: "А вы бы смогли убить маленького ребенка турецкой национальности?" Все замолчали. А потом все сказали: "Нет!" И наступила такая "громкая" тишина!
Я прочел и задумался: а ведь возможно Ирина, в тайне от самой себя, здесь создала заготовку архиважного теста для определения генетически заложенной в человекообразном существе так называемой "человечности".
Если в детстве у антропоида не поднимается рука, чтобы даже не убить, а "просто" ударить беззащитного младшего - ребенка - наверняка перед нами - генетически полноценный представитель вида "гомо сапиенс". Конечно, педагогика - великая сила. И, если загнать такого генетически правильного пацана в казарму, его можно научить убивать, изуродовав изначально верную биологическую природу. Хотя, благодаря могуществу все той же моей профессии, есть разница между умением убивать по необходимости - для самозащиты, кстати от тех, кого специально учить убивать не нужно. Потому что они к этому предрасположены с рождения.
А генетических убийц лучше выявлять пораньше - пока они еще никого не пришибли. И, обнаружив, - лечить, лечить и еще раз лечить... Или, если медицина бессильна (бывает и так), изолировать и - в крайнем случае - утилизировать, как источник заразного бешенства.
И это будет гуманно. Потому что инстинкт имитации - импринтинг - работает с самых ранних пор человеческой биографии. И способен до неузнаваемости исковеркать здоровую природу нашей социальности. Если патологические убийцы и насильники будут бесконтрольно сеять вокруг себя вирусы агрессивности.
Агрессивные модели поведения - та еще "зараза". И ее риски, похоже, недооцениваются современниками, не понимающими, с одной стороны, важности своевременного и незамедлительного превентивного подавления неуместной агрессивности, а, с другой стороны, умения культурно - с помощью волевого самоконтроля - мобилизовать в себе и эксплуатировать естественную агрессивность - для самозащиты и обороны родных и близких.
ОГЛЯНЕМСЯ - ТРЕЗВО И НЕПРЕДВЗЯТО - БЕЗ ИДЕОЛОГИИ.
Крушение старого мира, начатого 1-й мировой войной и ускоренное гибелью СССР погружает население бывшей сверхдержавы в эпоху войн разного масштаба и интенсивности. Непривычных для бывших «совков», избалованных политикой имперского коммунистического интернационализма и пропагандой, скрывавшей от подданных многие кровавые стычки - и промеж «братьями», и между «братьями» и «небратьями». Молодежь, рожденная и воспитанная после 1991 года, воспринимает растущий воинственный накал в мире органично: как данное и неизбежное. Как «дух времени», с которым не поспоришь, но приспособиться к которому вполне возможно. И необходимо. И даже поиметь с этого выгоду. Если оказаться в нужное время в нужном месте. И при этом уцелеть.
Но так везет далеко не всем. Вот почему полезно задуматься: а что это с нами всеми вдруг стало происходить? И почему мы все окрысились друг на друга? До смерти! И можно ли с этим что-то сделать? И нужно ли?
И коли уж мы включили свои «мозгуляторы» и разогнали движение в них нейронного вещества, то заодно уже - эх, была не была (!) - задуматься и:
- о природе агрессии, как таковой (?): что это такое (?), откуда она берется (?), хороша она - агрессия - или плоха (?), как она выражается (?) и каковы ее признаки (?)
- Полезно также подумать о природе и особенностях специфически человеческой агрессии: чем она отличается от агрессии животного и отличается ли?
- А потом хорошо бы понять: что со всем этим делать педагогам и родителям, воспитывающим детей? Нужно ли искусственно формировать у воспитанников правильные навыки агрессивного поведения и адекватной реакции на него? Или предоставить это профессионалам - военным, которые забреют вашего «кровиночку» в рекруты и там уже всему научат: и про то, как надо Родину любить и что делать с ее врагами? Или мудрая и всемогущая Природа-мать все сделает за нас сама? Когда то ли это ей приспичит, то ли вас самих жареный петух сами знаете куда клюнет?
На протяжении всей истории человечества одни люди убивали других людей. И современные «цивилизованные» общества отнюдь не отличаются дружелюбием, о чем говорят и ежедневные новости информационных каналов, и астрономические военные бюджеты "мирного времени".
Почему же люди, порой, стремятся причинять боль и страдания окружающим?
Почему родители избивают собственных детей?
Как самоубийца может поднять руку на самого себя, наперекор инстинкту
самосохранения?
Агрессия - врожденный феномен или ей следует «учиться»?
О человеческой агрессивности написаны сотни монографий и тысячи статей. Не случайно. «Человек разумный» - один из самых агрессивных видов в животном мире. За исключением некоторых грызунов, никто из позвоночных не убивает столь последовательно и бессмысленно представителей своего вида и даже рода.
Почему?
Это нормально? Или это какая-то патология?
И что разумным людям, если они в самом деле разумны, с этим всем делать?
(Продолжение следует)