(методические рекомендации)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО»
Наиболее ранняя, но далеко не единственная и, тем более, не последняя, иллюзия неофитов, постигающих тайны педагогики - вера в разумную природу детства. Родители «анскулеров» свято верили, что стоит освободить их «ангелов» из казармы казенной школы, как те с восторгом и по-уши утонут в глубинах учебной мудрости, забыв соблазны уличной вольницы и освободившись от кошмаров компьютерных игр.
Но «недолго музыка играла...» И пришлось искать мотивы, способные заставить «чад неразумных» отрешиться от соблазнов светской вольницы и, приняв схиму молитвенного служения Демону Просвещения, засесть за учебники. Как в школе!
Путешествие по блогам родителей «анскулеров» рисует картину изощренных поисков оригинальных и, нередко, весьма авантюрных - вплоть до «а может их бить?!» - средств и методов, способных превратить дыбящихся мустангов в выносливых и послушных рабочих лошадок, смиренно возделывающих непаханные нивы семейной дидактики. Самый поверхностный анализ восторженно горького аматорского опыта вызывает в душе профессионального педагога - нет не злорадство, а настроение, с которым печальный Экклезиаст некогда провозглашал:
«Что было, то и будет, и что творилось, то творится,
И нет ничего нового под солнцем.
Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость!
А это уже было в веках, что прошли до нас».
(Екклезиаст 1,4-10)
Нет нужды здесь пересказывать и распространять опыт путешествий по «граблям» тысяч чистосердечных профанов. Не от хорошей жизни и «не корысти ради» взялись они не за свое дело. Поэтому «шишки», набитые ими на пока еще бестолковых (а чего Вы ожидали?) головах - естественны, закономерны и неизбежны. Зато потом такие «шишки» неминуемо вырастут в цене и будут оцениваться по формуле: «за одного битого двух небитых дают". Особенно на фоне девальвации официальной педагогики, где на все такие «шишки» у тамошних «спецов» голов не хватит. А избыточно гордым «экспертам», свысока взирающим на потуги аматоров, я бы посоветовал вспомнить качество собственной компетенции в момент, когда они переступали пороги педагогических вузов, выходя в профессиональную жизнь. Вряд ли она была лучше, чем у нынешних «заводчиков» семейных школ.
Полезно также помнить, что невзирая на столь похожее карьерное начало, «профессионалам» и «аматорам» «светят» разные перспективы. Кадровым педагогам, усердствующим на ниве официального образования, в ближайшем будущем суждено с позором упокоиться в братской могиле вместе с одряхлевшим и выжившим из ума казенным просвещением. А у спотыкающихся на незнакомых просторах семейной дидактики прозелитов есть все шансы сберечь и развить души своих детей, вознеся их на невозможные для государственной школы вершины развития. И это будет тем легче, что учить детей хуже, чем сегодня делает это казенная школа просто невозможно.
Поэтому у профессионалов нет иного выхода, как, оформив развод с государственной школой, идти «в наймы» к семейной. Это единственная возможность придать хоть какой-то смысл своему существованию в профессии. А заодно и поправить семейный бюджет.
ПРОРОЧЕСТВО
В океане стихийного семейного школотворчества возникают и будут возникать новые точки кристаллизации персонального опыта. В зависимости от его объективного качества, а также от демонстративных возможностей (способности к саморекламе), от потребности в нем «товарищей по несчастью» и от их способности и готовности коммуницировать «по теме» ситуативными, локальными центрами такой кристаллизации будут становиться те или иные конкретные семейные проекты.
По достижении некоторой зрелости предполагается конкуренция (здоровая и нездоровая) между ними.
Центры кристаллизации опыта будут обзаводиться собственными информационными ресурсами в интернете (блоги, странички, сайты, сообщества, группы...) и, с их помощью, обрастать прямыми и обратными связями с коллегами, с источниками профессиональной дидактической и психологической информации.
Сегодня каждый субъект общественного движения «Домашняя Школа» так или иначе для самого себя решает задачу поиска:
- источников позитивного профессионального педагогического и психологического опыта: консультантов, экспертов, сотрудников, наемных работников;
- источников методического обеспечения домашнего дидактического процесса - учебниками, пособиями, справочниками, образными моделями дидактических феноменов...;
- источников юридической поддержки собственного дидактического опыта,
а также решает главный - стратегический вопрос: учить свое чадо самому или привлекать посторонних специалистов.
В любом случае неофитам придется решать проблемы:
- дозирования, ритмизации, координации, мониторинга..., одним словом - планирования домашнего обучения,
- исследования его промежуточных и конечных результатов: выработки - системы оценивания и определения качества дидактических усилий своего ребенка,
- системы ликвидации ошибок и информационных деформаций,
- системы организации информации в его персональной Картине Мира и Мировоззрения, а также
- согласования семейного дидактического процесса с внешним его контролем со стороны официальных просвещенческих структур.
Поэтому «заводчикам» «анскулеров» полезно с самого начала кооперировать усилия и оперативно обмениваться информацией - о педагогах и психологах, с которыми им пришлось иметь дело, об источниках полезной и необходимой информации, об использованных учебниках и учебно-методических пособиях, об опыте общения с представителями просвещенческого официоза...
Результатами такого информационного поиска и обмена станут:
1) Банк данных рекомендованных и не рекомендованных педагогов\психологов с которыми можно или нельзя сотрудничать. Полезно, если родится приложение к такому «банку» -
2) экспертиза качества профессиональной деятельности педагогов, услугами которой можно будет воспользоваться «a-priori» и из которой может вырасти (почему нет?) своеобразная биржа труда, помогающая странствующим «ронинам» дидактики и работодателям («даймё») найти друг друга - оперативно и безошибочно.
3) Оригинальная система мониторинга уровня психологического и информационного развития ребенка.
4) Банк данных дидактических и методических источников: учебников, пособий...
5) Система обмена опытом, консультаций и семинаров для детей и родителей «бесшкольников».
6) Собственная юридическая служба, специализирующаяся на поддержке и защите интересов семейных школ.
Региональные опорные пункты общественного движения «Домашняя Школа» - Учебно-Методические объединения.
Виртуальный Центр учебно-методической поддержки и координации Домашних Школ.
Друзья!
ищу помощников для некоммерческого проекта
«ВИРТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И КООРДИНАЦИИ ДОМАШНИХ ШКОЛ»
Приветствуются:
1)личное участие в движении «Домашних-семейных школ»;
2)наличие ориентировочно одного часа в сутки свободного времени, которое было бы не жалко посвятить проекту;
3)наличие специального образования и опыта психологической и педагогической деятельности.
Желающие попробовать себя пишите мне: nikpolmir@gmail.com с кратким описанием своей компетенции.