1-е ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
Вам интересно, как сделать своего Ребёнка умнее и сильнее. Вы хотите, чтобы он пришёл во взрослую жизнь, как самостоятельный игрок и партнер, а не как её игрушка и орудие чужих интересов. Тогда Вам нужно узнать своего Ребенка как следует. Узнать изнутри. Для этого нужно разобраться в устройстве его души (психики) - понять ее. И при этом ничего там не нарушить. Но только усовершенствовать. Если хватит ума, терпения и сил. И любви. Ведь это Ваш ребенок. И потому он ждет от Вас прежде всего любви. Без которой и понимание - ничто.
Любовь + Понимание = Совершенный Родитель.
В формуле «совершенного учителя» «любовь» отсутствует. Это лишний элемент. И опасный. Любовь клубится эмоциями. Которые ослепляют разум и мешают пониманию. Пониманию разности разных детей. Которые для учителя чужие. И которых невозможно любить одинаково. Потому что емкость любви ограничена Природой. И тот, кто говорит, что любит многих или даже всех - лукавит. Или не понимает, что «любить» и «симпатизировать» не одно и то же. Зато и можно, и нужно понимать - всех до одного. Если взялся их чему-то учить.
Быть Совершенным Родителем труднее, чем Совершенным Учителем. Потому что куда проще «просто» понимать многих - чужих, чем и понимать, и любить одного - своего. И любить, и понимать - сложный коктейль, состоящий из самых тяжелых наркотиков. Из которых каждый по-своему наклоняет «крышу». А вместе они ее и вовсе срывают напрочь. Поэтому готовить такие «напитки» должны не кулинары, а фармацевты. Которыми Вам предстоит стать на «выходе» из нашего проекта.
Я ясно выразился?
2-е ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
Если цель Вашего участия в проекте - самообразование и учить Вы намерены не ребенка, а самого себя, Вам также предстоит узнать о себе много нового и, может быть, неожиданного. И в этом случае, когда взрослый человек разбирается в себе самом, любовь к себе полезно преодолеть. Все по той же причине.
«ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА» или «СТРУКТУРА ПСИХИКИ, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИЮ»
Казенная педагогика не знает личности конкретного ребёнка. Для неё учащиеся - человекообразная масса, перед лицом которой декламируются отвлечённые от персонального опыта детишек, немотивированные их потребностями, возможностями и направленностью чуждые и нередко нелепые учебные тексты. Эти тексты не только игнорируют возрастные особенности детской психики, но последнее время все чаще над ними просто глумятся. И, поэтому, они изначально непонятны и не интересны тем, для кого предназначены.
Воспитывают у нас не лучше, чем учат. Не умея организовать ВОСПИТЫВАЮЩИЙ УЧЕБНЫЙ ТРУД, наполняют свободное от учёбы время ребёнка либо примитивной развлекаловкой, либо пропагандой правил общественного поведения, необязательных для самих «воспитателей». Поскольку сами фарисеи не только не являются образцами исполнения декларируемых правил и стандартов поведения, но, нередко, своими поступками их прямо опровергают, естественные (инстинктивные) «механизмы» имитации поведения взрослого у детенышей не «включаются». Они ждут АВТОРИТЕТНОГО взрослого. А «фарисей» в сознании ребенка - болтун и лжец, говорящий одно, но делающий совсем другое.
КАК ИССЛЕДУЮТ РЕБЕНКА В КАЗЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Если ребёнок не создаёт проблем своим педагогам и сохраняет внешнюю видимость послушности и управляемости, ему сочиняют мифические характеристики, нисколько не отражающие ни его подлинно человеческой сути, ни персональных особенностей. Если же это «проблемный» ребёнок, психологическое «исследование» его личности превращается в нечто среднее между протоколом допроса свидетеля преступления и доносом в карательные органы. В любом случае для своих педагогов ребёнок остается «чёрным ящиком», куда вводится учебная информация и откуда какая-то её ничтожно малая часть возвращается в уродливой форме редких устных ответов, эпизодически проверяемых домашних заданий, списанных друг у друга или сделанных при помощи родителей контрольных работ, итогов продажных экзаменов…. Из «анализа» этой фальши, обогащённой иллюзорными, а, нередко, и специально оплаченными «педагогическими» фантазиями, делается вывод об «успешности» «усвоения» ребенком некоторой информации или даже всей программы образования. При этом вопрос актуальности и персональной необходимости её содержания для личности данного ученика даже не ставится. Никого не волнует, что он с ней будет в дальнейшем делать? Как использовать?
ПОЧЕМУ ТАКИХ РАЗНЫХ ДЕТЕЙ УЧАТ ОДИНАКОВО?
Преступно сегодня - в начале ХХI века - учить всех таких РАЗНЫХ детей ОДИНАКОВО. Это было преступно еще вчера - во второй половине ХХ века. Поскольку еще тогда наука психология уже была готова изучить и адекватно нарисовать ПСИХИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ каждого ребенка. Во всей его самобытности и непохожести.
До середины ХХ века «фронтальная дидактика» была закономерна, неизбежна и простительна, поскольку психология не предоставляла педагогам необходимого инструментария исследования личности ребенка. Вот почему учителя декламировали одинаково один текст на всех. С той или иной долей артистизма. Который достигал своего апогея на «открытых уроках». Где взрослые не детей учат, а спектакль играют. Как и на конкурсе «Учитель года». Который скорее даже и не спектакль, а шоу.
В театре одного актера по имени «урок», если кто-то из детишек не понимает педагогствующего «трагика», а не понимают очень многие, «смоктуновский» повторяет изначальный текст с некоторыми вариациями синтаксиса и морфологии, с модуляциями голоса, с новыми рисунками и схемами, именующимися «наглядностью»... Однако и тогда понимающих не становится гораздо больше. Их становится больше ровно на столько, сколько было среди учащихся в классе тех, кто
1) сперва «не понял» текст исключительно из-за низкой скорости восприятия устной речи взрослого.
2) Или из-за ограниченности образного мышления, которая была впоследствии преодолена с помощью изобразительных средств, использованной учителем «наглядности».
3) Или из-за потери внимания в некоторый момент первой трансляции текста и его восстановления в ходе вторичного воспроизведения. Или...
Одним словом, существует еще много причин, почему текст «дошел» до сознания учащегося лишь со второго раза. Однако, подобные ЭКСТЕНСИВНЫЕ дидактические формы имеют свои пределы. А, значит, если учитель будет транслировать все тот же текст, все теми же методами, текст так и останется непонятым остальными учащимися. Которых большинство.
Вообразите ситуацию. Рыбак опускает крючок с наживкой в стаю клубящейся у дна водоема рыбы. Несколько рыб охотно заглатывают наживку. Но затем клев прекращается. Остальным такая наживка не интересна. Они все так же крутятся на том же месте, но не обращают внимания на крючок с наживкой под самым их носом. Ясно, что наживку пора менять. Но для этого нужно знать: с какими рыбами имеем дело? И на что они клюют? Без этого рыбалка окончена.
Так и в педагогике. Чтобы НАУЧИТЬ КАЖДОГО, нужно этого КАЖДОГО ЗНАТЬ. Знать не абсолютно всесторонне (хотя и это не будет лишним). Знать хотя бы те актуальные, с точки зрения включаемых дидактикой умственных процессов, стороны личности учащегося, которые необходимы для полноценного понимания, запоминания и творческого оперирования в дальнейшем изученной информацией.
Говоря непонятным языком психологии дидактики (это, кстати, такой раздел психологии), чтобы НАУЧИТЬ КАЖДОГО, необходимо создать персонально ориентированный педагогический процесс. То есть исследовать ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ ЕГО УЧАСТНИКОВ. И это не только необходимо, но и возможно. Возможно и тогда, когда учитель имеет дело с одним единственным учеником. И тогда, когда перед ним три или даже четыре десятка «гавриков». Потому, что если умеешь научить одного, сумеешь и остальных. А, если не можешь научить всех, то не научишь и единственного. Поэтому плач учителей о «переполненных» классах, как причине их профессиональной несостоятельности, это крокодиловы слезы и позор джунглям. Хотя, в самом деле, «перегруз» классов не облегчает работу, но сам по себе причиной неумения научить не является. И, конечно, учить одного нужно несколько иначе, чем 40. Но это нюансы.
Чтобы создать персонально ориентированный учебный процесс необходимо:
1) выделить базовые компоненты психики человека (психологическая модель личности);
2) уяснить и сформулировать законы их эволюции в процессе личностного развития;
3) строить педагогический процесс, ясно понимая: на какие элементы психики (?) и как (?) оказывается воздействие КАЖДЫМ (!) педагогическим «ходом» или «поступком»? Какие перемены в структуре личности при этом происходят, как с ее отдельными элементами, так и с целой психикой?
Вот почему первый шаг на пути познания Вашего Ребёнка или Себя любимого - исследование ПСИХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ, ОБЩИХ И ЧАСТНЫХ ЗАКОНОВ ЕЕ ДИНАМИКИ. Этому посвящена программа «Личность Ребёнка». В дальнейшем на её теоретико-методологической основе будет строиться исследование личности всех участников педагогического взаимодействия. Это поможет, исследовав психику педагогов, родителей и вообще всех, прикосновенных, так или иначе, к таинству педагогики, организовать их оптимальное взаимодействие.
Программа исследования: «Структура личности Ребёнка:
основные элементы, их системная взаимосвязь и динамика».
I. Досознательная (дословесная) сфера человеческой психики.
1) Сомато-вегетативный фундамент личностного развития. Качественные и количественные характеристики физиологии нервной системы.
2) Темперамент. Рефлексы.
3) Досознательное восприятие и внимание.
4) Традиции родительской микро-социальной среды (привычки, стереотипы, ритуалы).
5) Несловесные интеллектуальные процессы. Образное мышление.
6) Направленность развития (способности, задатки, потребности, интересы, мотивы).
II. Сознательная (вербальная) сфера.
1) Эмоции.
2) Воля.
3) Сознательное восприятие и внимание.
4) Словесно оформленные интеллектуальные процессы. Особенности логического понятийного мышления.
5) Картина мира.
6) Мировоззрение.
7) Личный опыт успешной и неуспешной материальной и духовной деятельности.
ЗАДАНИЕ №1.
1. Какие из вышеперечисленных элементов психической структуры личности (далее - ПСЛ) Вашего ребенка или персонально Вашей ПСЛ Вы можете охарактеризовать сейчас - без предварительной подготовки? Для исполнения задания следует в тексте, перечисляющем основные элементы ПСЛ, выделить соответствующие Вашим возможностям жирным шрифтом.
2. Опишите в свободной форме текста известные Вам элементы ПСЛ - Вашего ребенка или Вашей собственной - так, чтобы получился законченный по смыслу оригинальный фрагмент (или оригинальные фрагменты) ПСЛ.
3. Найдите в Сети методом свободного поиска источники (книги, статьи, рисунки, фотографии, видео, кинофильмы...), содержащие информацию о названных элементах ПСЛ - Вашего ребенка или Вашей собственной. Сформируйте собственную рабочую базу данных (далее - БД) - инструментарий исследования ПСЛ - Вашего ребенка или Вашей собственной.
Время исполнения задания: до 01.05.2017.
Форма исполнения: отдельный файл, отправленный мне в «личку» ФБ либо по эл.адресу: nikpolmir@gmail.com
P\S
Если что-то непонятно, спрашивайте. Вопросы - любые - приветствуются и поощряются в пределах 5-балльной системы морально-тортового стимулирования.