Любой мираж душе угоден,
любой иллюзии глоток…
Мой пёс гордится, что свободен,
держа в зубах свой поводок.
Игорь Губерман Про «бесшколие» («анскулинг») и, так называемое, «семейное образование» (оно же «семейная школа», оно же «домашняя школа» …) скажу, как учитель, всю жизнь посвятивший детям. Скажу принципиально - по существу: коротко и жестко. Чтобы дошло до спинного мозга. И понялось. И запомнилось. Без иллюзий.
Вы, господа-товарищи-граждане, которые борцуны с казенной школой, полагаете, что избавили своих детишек от нее, переместив их тельца из казарменной классно-урочной атмосферы в домашнюю вольницу? И …? Они стали лучше учиться? Или поумнели несказанно? А, может быть, стали воспитаннее? Признайтесь, наконец. Хотя бы сами себе.
И с чего вы так решили? Есть критерии, позволяющие сравнить их характеристики там и тогда - в казенной школе с тут и теперь - в «школе домашней»? У вас они есть? А, может быть, вам так только показалось? Типа, прикинули «на глазок» и, вроде, как не хуже. Но лучше ли? Интересно: что и как для этого анализировали вы в своих детях? По каким критериям сравнивали?
А какие же из главных проблем казенной русской школы, по-вашему, вы осилили? Назову их оптом, не мелочась в деталях:
1. Никудышное содержание образование: чему следует учить не учат, а делают вид, что учат. Зато не учат тому, чему следует.
2. Никудышные дидактические технологии (методики обучения), имитирующие формы процесса обучения, но фактически бесполезные. Для детей. Потому что, на самом деле, дети не учатся, а лишь делают вид - занимаются показухой.
3. Никудышные учителя, не знающие ни тех, кого они, так сказать, «учат». Ни свои предметы, которым «учат». Не способные пошевелить языком, оторвав глаза от конспекта учебника, который они не знают так же, как их «ученики»?
4. Никудышное начальство - от министра и вплоть до директора школы и завуча, имитирующее обучение и разворовывающее бюджеты, выделенные на образование.
5. Никудышные ГОСТы (госстандарты = критерии качества обученности), провозглашающие недостижимые мифические цели и вымышленные небывалые в школьной реальности результаты.
6. Никудышный воспитательный эффект всей этой показушной «образовательной» суеты, не способный скрыть:
· скандальную неуправляемость жизнью детских коллективов и
· полную стихийность всех происходящих там процессов. Включая присутствие в учебных заведениях криминала, как органической составляющей детской среды.
Так какие из этих проблем вы решили, убрав своего детенка из школы?
- Избавились от говенных учителей? От влияния криминальной «улицы»? От никудышних учебных методик? … Все?
Но почему же вас нисколько не смущает, что, несмотря на все ваши усилия, ваши дети так и остались в информационном поле зловредной казенной системы образования? Ведь у них все те же учебники, те же программы, то же начальство, те же госстандарты и то же развращающее и уродующее детскую душу безделие на теперь уже домашних уроках. Где совершается та же пытка непониманием миллионов формирующихся мозгов маленьких беззащитных и бесправных «зеков» казенной школы, проникшая, с вашей помощью, теперь в недра Семьи, куда раньше путь ей был закрыт. Неужели вам невдомек, что вашим деткам по-прежнему засоряют мозги недобросовестным и бесполезным информационным мусором? И что все те же чиновники по-прежнему определяют степени успехов вашего обучения? И что вы по-прежнему понятия не имеете качественно ли обучается ваш отрок или отроковица или вас опять надули? Даже если «надували» вы сами себя?
А то, что вы из своего кармана оплачиваете услуги репетиторов, уже заплатив налоги этому государству, которое не желает и не способно их добросовестно отрабатывать, привлекая в школы хороших учителей - умеющих научить, а не имитировать обучение? Это как, нормально? Вы, в самом деле, такие богатые, что готовы дважды заплатить за одно и то же?
И ради чего же вы так суетились все эти годы, если, по сути, с вашими детьми творятся все те же глупости и непотребства, что и прежде, но теперь уже вашими же руками и за ваш счет? И на кого теперь вы будете жаловаться? Кого винить за то, что ваши дети остаются неучами?
Не пора ли признаться, хотя бы самим себе, что вас опять наипали? Чиновники это умеют. А что сумели вы? И как назвать то, что вы сумели? Каким словом?
А ведь сделали вы ровно то же, что всегда делали наши предки в ходе тысячелетней истории русской государственности, где в окаянном пространстве бессовестного и бесконечного властного беспредела складывались и развивались отношения боярина и смерда, барина и холопа, господина и раба. Что делали наши пра-пра-пра-деды, когда становилось невмоготу от жизни в беззаконии и произволе, царивших на Руси спокон веков?
- Бежали: на север - за Волгу и Каму. На восток - за Волгу и за Урал. На юг - на Дон и на Терек. В Сибирь - вплоть до Камчатки с Сахалином. Так добежали они аж до Аляски с Калифорнией… И побежали бы дальше… Но планета оказалась круглой и за ее западными отрогами замаячили знакомые двуглавые птеродактили на кремлевских башнях. Что означало только одно: прибежали! Или приплыли? Суши весла …
Бог изначально щедро наказал Русь-матушку бесконечными просторами, богатейшими недрами и нескончаемыми ресурсами. Вот только ума он пожалел для ее обитателей. Что их и сгубило. И губит по сей день. Тысячу лет ее работягам было куда сбежать от умучивающих их социальных паразитов. От князей с боярами, от попов с монастырями, от царей с графьями и вельможами. И бежали горемыки вместо драться за право быть хозяином на своей земле. Как дрались жители Нидерландов с испанскими идальго. Как англичане со своими сэрами и пэрами. Как французы, рубившие бошки охреневшим от абсолютной власти королям. Как итальянцы. Как швейцарцы. Как шведы …
Почему-то европейские труженики научились не только драться, но и побеждать своих паразитов: подчинять их своей воле и своим законам. А на «святой Руси» политический потенциал работяг традиционно ограничивался всеразрушающим бунтом - «бессмысленным и беспощадным». В крови которого самих же работяг топила вечная и незыблемая власть кремлевских паразитов и питерских бандюганов.
Почему так?
А не было на Руси опыта организованного солидарного гражданского сопротивления. Нерушимого. Упорного. Умного. Вообще никакого. Не было своих Кромвелей. Не было Наполеонов. Не было Вильгельмов Оранских, Гарибальди, Тилей Уленшпигелей, Вашингтонов ... Вместо Робин Гудов в лесах проказничали Соловьи Разбойники, грабившие без счета всех подряд. Вместо образованных и опытных аристократов, способных возглавить и осмыслить социальный протест, организовать его стратегически, обеспечить всеми необходимыми для победы ресурсами, во главе безумной протестной стихии, взрывавшейся время от времени то тут, то там в глухих углах России-матушки в ответ на чиновно-помещичий беспредел, свирепствовали небритые нетрезвые атаманы - Разины, Пугачевы, Болотниковы … Родом из беглого сиволапого мужичья, казакующего на окраинах гнилой прокисшей империи. И только дважды в нашей истории в ХIХ веке возникли попытки серьезных коренных перемен: движение декабристов и реформы Александра II 60-х - 70-х годов. Возникли … и сдулись.
Первые - от умного предвидения дворянских «революционеров» невозможности удержать страну дремучих варваров даже штыком армейской революции, если с рабов, не знающих Закона и основанной на нем привычки к гражданскому порядку, грезящих смутной Справедливостью, сразу и повсеместно снять удавку самодержавного произвола и крепостного права.
Вторую попытку угробили недоучки-конспираторы («народники»), недовольные недостаточно (как им показалось) быстрыми и справедливыми переменами в стране. Попытавшись ускорить ход истории кровавым террором, направленным против царя-освободителя и реформатора, они вызвали ответную защитную реакцию правительства, покончившую с реформами и запалившую фитиль революции 1917 года.
А еще не было у нас тех городов, чей «воздух делал человека свободным» и где беглые рабы превращались в умелых хозяев собственных судеб - в ремесленников, торговцев, воинов-наемников, моряков, артистов, ученых книжников, банкиров …, организованных в цеха, гильдии, магистраты, объединенные общей разумной волей к совокупному законному порядку, сформулированному в статьях юридических кодексов городского буржуазного права. В ХIII веке русский город был выжжен и вырезан до последнего жителя так называемыми «татарами», чьими фальшивыми образами лживые летописцы укрыли от потомков русских феодалов, покончивших, в союзе с конницей диких степняков, с городскими вольностями и самостийностью. Больше не приглашали сообща горожане князей с дружинами на службу и на кормление. Больше не гнали гостей «взашей», если те служили плохо, заменяя лояльными к городскому самоуправлению наемниками. Последние искры новгородской и псковской политической независимости угасли в 70-е годы ХV века, растоптанные войсками московского князя Ивана III. А окончательно память о городских вольностях похоронил в ХVI веке Иван IV Васильевич («Грозный»), вырезав и упрятав ее жалкие ошметки под лед вместе с ее носителями-горожанами, вывезя в Москву вечевые колокола. Чтобы любые помыслы вместе с гулкой медной памятью о самоуправстве в обход московского престола отныне ассоциировались в памяти народной с ужасами опричных погромов свирепой кремляди.
Так исторически формировалась неевропейская («азиатская») специфика русского имперского города - опорного центра абсолютной власти монарха, источника административного произвола, оплота чиновничества, места квартирования гарнизона, исполнявшего преимущественно полицейские функции подавления собственного народа, города-крепости, чьи стены спасали охреневших от безнаказанности господ от вспышек стихийного гнева бесправного населения. Системообразующие (для европейских городов) торговля и ремесла присутствовали на Руси, как явления вторичные - производные воли и потребностей самодержавно-чиновного аппарата, обслуживающие всевластие чиновников, феодалов и военных. Они никогда не были здесь главными и первичными. В отличие от Европы.
Этот краткий экскурс в историю отечественной политической культуры необходим, чтобы понять причины отсутствия у нас опыта гражданской самоорганизации населения. Закаленного чекистским террором ХХ века. Непреодоленным и в ХХI веке. Террором, воплощенным в чугунную убежденность и, что самое скверное, в ПРИВЫЧКУ к собственному совершенному политическому бесправию, ничтожеству и к неспособности простому человеку эффективно противостоять произволу власти.
Именно традиция и привычка к гражданскому ничтожеству, животный страх перед полицейским террором, неверие в возможность победить чиновного монстра, прячущегося за стенами Кремля от справедливого гнева собственного народа, неумение вести умное последовательное организованное политическое сопротивление мешает нам начать драку за собственных детей - за возвращение утраченного контроля всей системы государственного просвещения, содержащейся за налоги, которые мы платим на ее содержание. Поэтому мы бежим из школы, оставляя поле боя врагу. Как сотни лет бегали наши деды и прадеды в поисках воли и земли, еще не обремененной повинностями и налогами.
Последствия такого бегства ожидаемы. И фатальны. Не могут сотворить жизнеспособной альтернативы системе просвещения родители. В-одиночку. Без союза с учителями - с профессионалами. С лучшими из них. Кто и сегодня находит мужество работать для детей, а не ради начальства.
И что же теперь делать? Возвращать детей в казенную школу? Уповать на их стихийное самообразование в мутных дебрях интернета, теряя драгоценное время?
1. Ни в коем случае нельзя возвращать детей в казенную школу. Пусть лучше вовсе останутся без школы, чем в такой «школе».
2. Искать единомышленников. Объединяться в родительские комитеты. Которые бы сообща - в союзе с заинтересованными юристами (такие есть среди родителей) и настоящими учителями (хочется верить, что «динозавры» кое-где еще сохранились) занялись гуманистической модернизацией казенной системы просвещения. Чей проект был создан и опробован Движением педагогов-новаторов 70-х - 80-х годов ХХ века.
3. Необходимо сообщить родительским комитетам юридический статус общественной организации, как полноправного субъекта любого просветительского процесса или события без которого не принимается ни одно решение какой бы то ни было проблемы, касающейся, так или иначе, всех без исключения сторон педагогического процесса: от определения содержания и методов обучения … И вплоть до любых кадровых, финансовых, хозяйственных и структурных процессов во всех звеньях системы просвещения. Без согласия и одобрения родительского комитета соответствующего уровня нет и не может быть никакого решения ни одной образовательной проблемы.
4. В общем виде система родительских комитетов (РК) может выглядеть следующим образом:
· РК класса
· РК школы (формируется из делегатов РК классов)
· конференция РК района \ микрорайона - в мегаполисах
· конференция РК населенного пункта (города)
· конференция РК округа, области, края
· конференция РК субъекта РФ
· конференция РК РФ
Превращение родительской общественности в полноправного субъекта системы национального просвещения способно стать гарантом от ее бюрократического вырождения и источником дальнейших гуманистических трансформаций.
Параллельно системной организации общественного движения родителей необходимо реорганизовать профессиональное движение педагогической общественности. Учительские профсоюзы, созданные по инициативе «снизу», могут и должны стать вторым полноценным субъектом позитивных перемен в просвещении.
Вместе - организованные и солидарные родители и учителя - реформируют русскую школу, превратив из инструмента разворовывания казны и пропаганды корпоративных интересов отечественного чиновничества в источник просвещения и воспитания гражданских доблестей Русского Детства.
Общественное движение родителей за гуманистическую реформу Русской Школы - это битва за души наших детей, за их судьбы, за будущее страны и Русской Цивилизации. И начинать его - самым инициативным и неравнодушным из родителей, с опытом организации Семейных школ. Пусть с негативным опытом. Ведь не зря у нас за одного битого двух небитых дают.