Есть два основных вида патриотизма: естественный (натуральный) и государственный (политический).
ЕСТЕСТВЕННЫЙ (НАТУРАЛЬНЫЙ) ПАТРИОТИЗМ коренится в инстинктах:
- импринтинга: запечатление младенческим мозгом на всю жизнь - впечатывание в формирующуюся долговременную географическую память - образов местности (ландшафт) и образов субъектов взаимодействия (родители, опекуны, соседи, животные, растения…) в окружении которых и во взаимодействии с которыми проходили самые ранние годы жизни. Такой существует у рыб, черепах, птиц, млекопитающих. Это целый комплекс поведенческих программ, которыми «прошиты» древнейшие структуры мозга - рептильный комплекс и лимбическая система, сформировавшиеся у наших животных предков десятки миллионов лет назад и унаследованные представителями вида «гомо сапиенс»;
- эмпатии: эмоционального резонанса, сопереживания любому текущему эмоциональному состоянию другого человека;
- территориального комплекса: наследственных защитных психических реакций, вызывающих и формирующих инстинктивную агрессию в отношении всякого, посягающего на т.н. «Родину», понятие которой включает в себя образы - места рождения и детских лет жизни, родных и близких, источников питания, воды и жизни, связанных с ранним детством.
Подробнее можно прочесть здесь:
· Дольник В. Р. «Непослушное дитя биосферы» (Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей) ЧеРо-на-Неве • МПСИ • Паритет Санкт-Петербург • Москва 2004
· Карл Саган «Драконы Эдема: рассуждения об эволюции человеческого разума». М.: Знание, 1986.
Естественный патриотизм - непременный элемент всякой здоровой и человеческой, и животной психики. Он коренится в ее бессознательных глубинах. Хотя по природе своей он безумен. Абсолютно! В нем нет ни капли разума, рассудка, расчета, логики… Это мутный сгусток чувственности (сенсорики), клубок перепутанных эмоций - без внутренних границ и разделителей, без начала и без конца, не поддающийся логическому анализу, разумному пониманию и истолкованию, расшифровке, разграничению, упорядочиванию, кодификации и классификации, и регулировке (управлению) … Хотя политические структуры умеют (многотысячелетний опыт промывания мозгов пропагандой) его использовать для укрепления (до некоторых пор) своей власти.
Он внятен лишь сочувствию и сопереживанию. Ему нельзя научить. Его нельзя воспитать. Он или есть. Или его нет. И уже не будет. Никогда! Если в атмосфере самых ранних времен существования человекообразного существа отсутствовали человечьи источники: ЗАБОТЫ, ЛЮБВИ, ЖЕРТВЕННОСТИ, СОПЕРЕЖИВАНИЯ и ПОНИМАНИЯ - рефлекторных: без слов, на уровне ощущения. Поэтому бессмысленно и бесполезно тратиться на воспитание патриотизма у взрослых. И даже уже у подростков. Потому что к тому времени, когда ребенок становится подростком, патриотизм или уже в нем есть, или - не судьба. То есть никогда уже не будет в той душе подлинного естественного - настоящего патриотизма, возникающего лишь в атмосфере абсолютной эмпатии, искренности, доверия, существующих в СЕМЬЕ. И только в ней. И нигде больше. Потому что ни один даже самый гениальный педагог не способен сотворить чудо, доступное лишь Матери и Отцу, Дедушке и Бабушке. У которых всегда только один Внук - единственный и неповторимый. Даже если на самом деле их - внуков - несколько. Внуков или внучек. Или сыновей. Но дистанция между каждым из них и сердцем Матери или Деда всегда будет одна и та же. И ее не нарушить никаким посредникам. Даже с дипломом. Даже с крестом на жирном пузе. Даже из телевизора. Потому что «педагог» - это профессия. Которая от ума. А родные - это кровь. Которая не смешивается. И в которую не подмешать. …
Натуральный патриотизм - условие выживания и продления во времени Людей, их Фамилий, их Родов, их Народов. Его деформации всегда главная причина исчезновения носителей разума из Книги Бытия, именуемой История. И угроза такой деформации в другом «патриотизме» - государственном (политическом). Который наслаивают, подмешивают, надстраивают над патриотизмом натуральным. Корыстолюбивые и тупые властные мерзавцы. Ищущие себе дешевых послушных рабов.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) ПАТРИОТИЗМ: рациональная лживая и фальшивая ментальная конструкция, выстраиваемая представителями власти в сознании подданных с использованием монополии на пропаганду (религия, система просвещения, СМИ), предназначенная для мобилизации различных форм активности населения в интересах власти:
- бесплатный дармовой труд,
- военная служба, как «налог кровью» или повинность,
- жертвы имуществом, жизнью и здоровьем населения некоторого политического образования в интересах правящих слоев общества.
В странах, возникших на руинах бывшего СССР, в настоящее время вот уже который год разворачивается и вспухает новая волна казенного державного патриотизма, из которого правители пытаются склепать разновидность новой государственной идеологии: т.н. «русской идеи», «русского мира», «украинской незалежности» и\или «украинского европейства» и т.п. бредовых мифов, пришедших на смену советской идеологии «научного коммунизма» с ее призывами к населению сплотиться вокруг власти и слепо повиноваться ей во всех ее предприятиях, связанных с разжиганием «мировой революции» ради «всемирного торжества светлого коммунистического будущего».
Холопы российских буржуинов, оккупировавшие в 90-е годы ХХ века Кремль, пытаются охмурить население призраком «единства» всех россиян вокруг Москвы и правительства Российской Федерации, независимо от этнической принадлежности, богатства, социального статуса, религии - во имя так называемых общих интересов. Которые никогда не были и не будут ОБЩИМИ. Просто потому, что наворованное богатство олигархов и коррупционное благосостояние политиков не делится на величину МРОТ (минимальный размер оплаты труда). И дело здесь не в несопоставимости или несовместимости цифирных величин. Сама по себе вся эта цифирь прекрасно делится друг на друга и между собой. Не делятся и даже не сопоставляются друг с другом карманы и кошельки, банковские счета и недвижимость, а с ними - интересы и цели людей, стоящих за экономическими и хозяйственными показателями, живущими, хотя и в одной и той же стране, но в разных измерениях и в разных мирах. Между которыми лишь изредка возникают сообщения и коммуникации - в годину всеобщего крушения социальности. Когда разделенные собственностью и капиталами социальные классы и сословия соединяются, перемешиваясь в океанах крови. Которая одна и та же. У всех человекообразных. И таким образом уравниваются.
И когда в огне гражданской войны неправедно нажитое и украденное у работяг превращается в прах и пепел, как когда-то в 1917 - 1920 годах, оставшееся и уцелевшее все опять становится общим и опять все делится на всех - поровну и по-справедливости. Как в стаде обезьян. Где вожак - самый равный из равных - и самый свирепый и беспощадный.