Источник:
http://pikabu.ru/story/ne_razgadaet_ni_odin_psikholog__6_4469561#commentsОдарённость - это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Если развитие способности к чему-либо у ребёнка на два года опережает возрастную норму, говорят о его одарённости в данной сфере.
(1) Кате шесть лет. Она любит слушать музыку и импровизирует вслух: мама ставит композицию, а девочка чувствует настроение музыки и сочиняет рассказ про то, о чём говорит музыка.
(2) Пете пять лет. Он любит выступать перед гостями. Пятилетнему мальчику так понравилась тренировка по капуэйре, в секцию которой ходил его двенадцатилетний брат, что дома он показывает акробатические выступления, которые сам придумывает.
(3) Лене пять лет. Она решает примеры из учебника её брата-второклассника по математике.
(4) Коле четыре года. Он без схемы собирает из конструктора на двести деталей, который подарили его брату-школьнику, требуемое.
Перечислены примеры опережения возрастной нормы в сфере логико-математической деятельности (...), оптико-конструктивной деятельности (...), кинетического праксиса (...) и программирования самостоятельного речевого высказывания (...), что свидетельствует об одарённости в сфере вербально-лингвистического (Катя), телесно-кинестетического (Петя), логико-математического (Лена) и визуально-пространственного (Коля) интеллекта.
Отставание от возрастной нормы в парциальной (одной отдельной) сфере.
(1) Кате девять лет. Она любит читать и петь, и не любит рисовать. Больше всего она не любит взрослых, которые предлагают ей поиграть с младшей сестрой в "Ладушки": Катя путает движения и у неё плохо получается.
(2) Петя учится в школе, которую не любит. Зато он очень любит свою собаку. Он выучил её командам "голос!" и "дай лапу!", может играть с ней часами напролёт. Когда Петю спрашивают, как у него дела, он отвечает односложно или предложениями из двух слов. В письме Деду Морозу Петя просил, чтобы в школе никогда не было уроков родной речи.
(3) Лена учится в третьем классе. Она старательная ученица, но не запоминает материал. Бабушка сидит с ней по два-четыре часа каждый день, а она всё равно помнит только одно-два из пяти-семи нужных. Когда бабушка напоминает ей, что надо садиться за уроки, у Лены грустнеют глаза и начинают подрагивать руки.
(4) Коле двенадцать лет. Он назубок знает свой домашний адрес. Он боится, что он отстанет и потеряется, поэтому поехать куда-то с родителями его приходится долго уговаривать. Гуляет Коля только в компании одного надёжного друга, на которого точно можно положиться.
Перечислены примеры отставания от возрастной нормы в сфере праксиса (...), речевого развития (...), мнестической деятельности (...) и топологического фактора (...), что свидетельствует о парциальной задержке психического развития в сфере телесно-кинетического (Катя), вербально-лингвистического (Петя), визуально-пространственного (Коля) интеллекта и незрелости гипоталамических структур (Лена).
В норме затруднения ребёнка в одной сфере не являются определяющими для его развития как личности.
В пятом классе четыре ученика являются неуспевающими по родной речи и литературе.
(1) Алёна делает в одном диктанте восемьдесят ошибок. Она выступает на соревнованиях по бальным танцам и завоёвывает призовые места, ей удаются элементы, которые плохо получаются у её ровесниц.
(2) Игорь читает очень медленно, запинаясь и создаётся впечатление, что угадывает и подбирает слова, а не узнаёт их. Он бы с удовольствием прогуливал школу, но родители пообещали, что если он будет ходить в школу как требуется, они разрешат ему быть в выездном лагере две смены подряд. Игорь любит помогать вожатым организовывать игры и соревнования, и в прошлом году первый раз был ответственным за свою группу. Было очень здорово.
(3) Саша нормально пишет и читает, она не умеет писать тексты. Необходимость написать изложение или сочинение вгоняет её в ступор, она не знает, о чём писать. Саша занимается вокалом, она поёт джаз, прекрасно держит ритм и легко импровизирует.
(4) Юра пишет сочинения хаотически. Он перескакивает с мысли на мысль, забывает ставить точку в конце предложения, не помнит, что на свете существует такая вещь как абзацы и понимать его написанные без ошибок тексты для учительницы - каторжный труд. У Юриной бабушки свой особняк, на крыше которого зимний сад - Юрина гордость. У него, как говорится, лёгкая рука, все растения принимаются и прекрасно растут, даже редкие, которые он сам умеет проращивать из семян.
Классный руководитель знает, что (...) одарён натуралистически, (...) одарена в музыкальной сфере, (...) обладает прекрасным межличностным интеллектом, а (...) превосходным телесно-кинестетическим.
На практике школа оценивает ребёнка по его успехам в чтении, письме и математике, и совершенно не берёт в расчёт его успешность в других сферах: физическом развитии, музыкальном, художественном, натуралистическом.
В пятом классе четыре ученика являются неуспевающими по математике.
(1) Света умеет записать "триста двадцать семь" словами и объяснить, что это означает три сотни, два десятка и семь единиц, и в надежде на счастливый случай ставит в тетради наугад 273, 372 или 732, - она затрудняется понимать разрядность числа. Она зарегистрирована на форуме в интернете и пишет рассказы с продолжением, которые ждут десятки читателей, - Света рассказывает драматически-увлекательно и талантливо.
(2) Вадик правильно пишет цифры, когда вверху страницы написан образец их начертания, а "из головы" написать как следует затрудняется. Вадик стесняется своего неумения, и изобрёл метод, как его скрыть - он пишет цифры как бы "помятыми" и разобрать, 8, 9 или 6 невозможно, 3 и 5 тоже одинаково "никакие". Мальчик мечтает быть артистом и ещё не решил, кем он будет, акробатом или фокусником. В цирковой студии, - родители по просьбе Вадика записали его на занятия ещё во втором классе, - говорят, что у него хорошо получается и то, и другое.
(3) Оксана понимает дроби и сравнение дробей, но алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями ей никак не даётся. Решать задачи на составление уравнения ей помогает соседка по парте, -Оксане никак не удаётся заучить, что надо делать, чтобы придумать уравнение. В свободное время Оксана впитывает как губка разговоры о красоте, об истине, о добре и зле, - её брат учится в университете на философском факультете и девочка дорожит возможностью присутствовать при его разговорах с друзьями у них дома.
(4) Дима плохо помнит числа во время расчётов и хорошо умеет сдерживать слёзы. Он загибает пальцы, чтобы помочь себе удержать в памяти, сколько "в уме", когда решает примеры, над ним смеются в классе. То, что у других ребят занимает секунды, у него занимает минуту. Таблицу умножения запомнить он так и не сумел, и примеры с дробями, когда надо найти общий делитель или множитель, вызывают у него желание расплакаться. Всё своё свободное время Дима рисует, - он изрисовал графикой море блокнотов, и его любимое чтение - комиксы.
Классный руководитель знает, что (...) одарена вербально-лингвистически, (...) одарён в визуально-пространственной сфере в музыкальной сфере, (...) обладает сильным внутриличностным интеллектом, а (...) превосходным телесно-кинестетическим.
Проверочное задание для студентов-психологов.
Выпишите из перечня слова, которые относятся к нарушениям обучаемости.
дисграфия, дисгармония, дислексия, дисфория, дискалькулия, дисмнезия, диссертация