Aug 09, 2011 17:19
Основные теории трансактного анализа имеют большое значение в применении их при управлении персоналом, в деловом общении, при решении конфликтных ситуаций.
Человек, находящийся в состоянии «Родитель», воспринимает собеседника либо как другого «родителя» (обмен оценками), либо как «Ребенка» (поучения, оберегание).А тот, кто находится в состоянии «Ребенок», воспринимает собеседника либо как «Родителя» (поиск поддержки), либо как другого «Ребенка» (игры).
Если вы находитесь в состоянии «Взрослый», а партнер по общению, сознательно или нет, находится в состояниях «Родитель» или «Ребенок», то такой вариант взаимодействия Э.Берн назвал «перекрестные трансакции» - конфликтные взаимодействия, когда послание дается к состоянию «Взрослый», а отвечают ему из другого состоянии - «Родитель» или «Ребенок».
Например, на вопрос «Как Вы получили данные показатели в вашем плане?», следует ответ «Данные цифры, мы получили из статистики предыдущего года по данному кварталу, с поправкой на рост рынка по данному году». Это трансакция «Взрослый - Взрослый», здесь нет конфликтного взаимодействия. Но если на тот же вопрос мы получим ответ «…следовало бы заранее просмотреть информацию и задать все уточняющие вопросы!», то в этом варианте, мы получаем «перекрестную трансакцию» и как следствие, напряженность и низкую продуктивность общения, а возможно, и предконфликтную ситуацию.
Что же делать, когда партнер по общению стремится не к рациональному решению вопроса, а к доминированию, контролю или наоборот начинает уходить от принятия решений, стараясь переложить ответственность? Первое, - необходимо понять, в каком состоянии находится партнер по общению, а далее помочь ему перейти в более рациональное состояние «взрослый». Как это сделать?
При состоянии партнера по общению «Ребенок», необходимо вывести в состояние «Взрослого», обращаясь к его статусу, должности и опыту.
Пример:
- Это надо обсудить с моими коллегами, мне сложно сейчас принять решение.(трансакция «Ребенок - Родитель»)
При состоянии партнера по общению «Родитель», необходимо вывести в состояние «Взрослого», подчеркивая свой опыт, профессионализм, статус.
Пример:
- Я сам могу вам все рассказать, я работаю в сфере продаж уже 10 лет и знаю все хитрые уловки.(трансакция «Родитель - Ребенок»)
Э.Берн полагал, что «большинство людей … подсознательно имеют свой жизненный план или сценарий». Сценарий формируется еще в детском возрасте и реализуется всю жизнь, причем человек, управляемый его установками, часто не осознает этого. Для нас существенен тот фактор, что «вознаграждение», получаемое человеком от реализации сценария, далеко не всегда совпадает с общепринятым понятием вознаграждения. (Например, жизненный сценарий «унижение руководителем подчиненных» вознаграждается агрессией, не принятием, осуждением, конфликтами).
По типу принадлежности сценариев Э. Берн различает «победителей», «неудачников» и «непобедителей».
Победитель - это человек, добившийся успехов в деле с его точки зрения. Если он поставил себе цель стать, например, президентом, а сумел дорасти только до премьер-министра, - он не получает сценарного (морального и социального) вознаграждения. И наоборот, если цель была стать первым «вице», вознаграждение будет получено. Сценарный аппарат (стратегии и методы) у победителя основан на разрешениях.
Неудачник - это человек, недостигающий заявленных целей кардинальным образом. Его сценарный аппарат сформирован предписаниями.Сценарное вознаграждение он может получать как раз от недостижения целей («Я старался, но у меня не получилось.Я всегда стараюсь, но у меня не получается»).
Непобедитель упорно трудится для удержания на существующем уровне. Он не достигает целей в полной мере, но и не проваливает их полностью. Его сценарный аппарат смешанный.
По Берну, победители создают окружающим массу проблем (и они же выступают «двигателем прогресса», инициируя изменения), неудачники - массу неприятностей (выступая в роли тормоза), непобедители - лояльны, прилежны, отличные сотрудники.
В трансактном анализебыли созданыпсиходиагностические методики, которые также имели важное значение. На основе предложенного Д. Дьюзи приема построения эгограмм, Н. Р. Хейерразработал опросник: "Личностный профиль Эго-состояний". Кэтрин Б. Уильямс разработала методику по "Контрольному списку прилагательных", а Ральф Дж. Тернер предложил трансактную проективную рисуночную методику. Разработанные для диагностики Эго-состояний и их форм вербальные методики определяют развитость, "энергетическую наполненность" Эго-состояний и их форм. Несмотря на свою распространенность, эти методы подвергаются критике, как клиницистами, так и теоретиками трансактный анализ за узкий подход, не учитывающий особенностей отношений между Эго-состояниями. Возможность более широкого подхода к диагностике Эго-состояния дает разработка проективных, в частности, рисуночных методик, а также метод трансактнойреинтерпретации личных опросников (например, опросников Р. Кеттела, MMPI и др.). В России В. А. Петровским предложен метод трансактнойреинтерпретации личностных опросников.
Таким образом, трансактный анализ сыграл немаловажную роль в управлении персоналом, в общении, при решении конфликтов, в выявлении личностных состояний (особенностей).