В 1942 году гитлеровское командование разработало план, целью которого был срыв движения по стратегической океанской трассе в Арктическом регионе. Операция получила название «Вундерланд» («Страна чудес»), а главной силой фашистов выступил линкор «Адмирал Шеер».
При планировании использовался отчёт германского вспомогательного крейсера «Комет», прошедшего этим путём в 1940 году при содействии СССР для рейдерства в Тихом океане.
...Движение на запад для «Aдмирала Шеера» оказалось легче, так как ледовая обстановка улучшилась. Около полудня 25 августа неподалёку от острова Белуха в заливе Миддендорфа был замечен советский ледокольный пароход. Это был «Александр Сибиряков», совершавший рейс из Диксона на Северную Землю с грузом горючего, провианта и материалов для обеспечения полярных станций. Кроме гражданского и военного экипажа, на борту находились метеорологи и строители.
С целью ввести противника в заблуждение и получить разведывательные сведения, «Aдмирал Шеер» поднял американский флаг и направился прямо на ледокол, скрывая таким образом свой силуэт. Сигнальным прожектором было передано сообщение на русском языке: «Кто вы? Куда вы направляетесь? Подойдите ближе».
КОМАНДИР СУДНА «А. СИБИРЯКОВ» ВЛАДИМИР ВОРОНИН
С борта «Александра Сибирякова» немедленно была передана радиограмма открытым текстом, которую на «Шеере» приняли как «Вижу незнакомый вспомогательный крейсер, пожалуйста, наблюдайте за нами», а на радиостанции в Диксоне как «Вижу неизвестный вспомогательный крейсер, который запрашивает обстановку».
По мнению немецкого историка Юрга Майстера, «Aдмирал Шеер» сразу начал глушить волну, на которой работал передатчик «Александра Сибирякова», и открыл огонь. Советские источники, однако, сообщают о более продолжительном обмене сигналами, в ходе которого «Aдмирал Шеер» пытался представиться американским крейсером «Тускалуза», но из-за ошибки при передаче или приёме сигнала на «Сибирякове» прочли название как японское «Siuasima». Также описывается несколько радиограмм, переданных и полученных радистом «Александра Сибирякова»
КАПИТАН 1-ГО РАНГА ВИЛЬГЕЛЬМ МЕЕНДСЕН-БОЛЬКЕН, КОМАНДИР ЛИНКОРА «АДМИРАЛ ШЕЕР»
«Александр Сибиряков» был приписан к Беломорской военной флотилии как ледокольный транспорт «ЛД-6» и имел вооружение: два 76-мм орудия, два 45-мм орудия и два 20-мм зенитных автомата. Несмотря на явное превосходство противника, капитан «Сибирякова» Анатолий Алексеевич Качарава (воинское звание: лейтенант ВМФ СССР) открыл ответный огонь и попытался увести свой корабль в сторону острова Белуха под прикрытием дымовой завесы.
«Aдмирал Шеер» сделал 6 залпов из орудий главного калибра, часть из них только одной башней (всего было выпущено 27 снарядов). Четыре залпа дали попадания. «Александр Сибиряков» получил тяжёлые повреждения и потерял ход, воспламенилось перевозимое в бочках на палубе горючее. Примерно через час после начала боя советский корабль затонул, не спустив флага. Он до последней возможности вёл огонь по противнику, но не добился попаданий.
С «Aдмирала Шеера» спустили катер, который подобрал 21 (по советским источникам 22) из 99 членов экипажа и пассажиров, включая тяжелораненого капитана Качараву. Многие отказывались от спасения немцами, некоторые оказывали сопротивление и были захвачены силой. Кочегар Павел Вавилов сумел самостоятельно добраться до острова Белуха, где провёл более месяца, прежде чем был спасён самолётом Ивана Черевичного. Остальные члены экипажа и пассажиры погибли.
Меендсен-Болькен принял решение перейти к выполнению запасной задачи - атаковать один из советских портов. В качестве такового был выбран порт Диксон, а не Амдерма, поскольку данные радиоперехвата указывали, что именно в Диксоне находится командный центр, где можно захватить ценные сведения. С этой целью планировалась внезапная атака с высадкой десанта численностью до 180 человек. Предполагалось, что гарнизон Диксона составляет не более 60 человек.
Пока «Шеер» двигался к острову, там уже вовсю готовились к его встрече. Руководил обороной Диксона полковой комиссар Бабинцев. В его распоряжении было катастрофически мало людей, только рабочие порта да немногочисленные моряки с артиллеристами. Синоптик Вячеслав Фролов и гидролог Михаил Сомов отправились вглубь острова, унеся с собой все важные документы. Также они получили задание - в случае высадки немцев все бумаги уничтожить.
Активная подготовка к обороне Диксона началась лишь вечером 26 августа, за несколько часов до нападения. Два 152-мм орудия батареи № 659 были уже подготовлены к погрузке на баржу, но командир батареи лейтенант Николай Корняков под свою ответственность приказал выгрузить боекомплект и изготовить орудия к бою, доукомплектовав неполные орудийные расчёты добровольцами из числа грузчиков. Наиболее боеспособным средством обороны был ледокольный пароход «Дежнёв», причисленный к Северному флоту как СКР-19 и имевший на вооружении четыре 76-мм орудия, четыре 45-мм орудия и четыре 20-мм зенитных автомата. Кроме этого в порту находились вооружённое торговое судно «Революционер» (по одному 76-мм и 45-мм орудию, два 20-мм автомата) и невооружённое судно «Кара» с грузом взрывчатки, создававшее дополнительную опасность в случае обстрела.
«Aдмирал Шеер» подошёл к порту Диксон около полуночи с 26 на 27 августа (был замечен обороняющимися в 01:05 по московскому времени) с западного направления и направился к южному входу в гавань.
Радиостанция Диксона открытым текстом передала сообщение о появлении вражеского крейсера. Поскольку командир СКР-19 старший лейтенант А. С. Гидулянов был в отъезде (он занимался организацией обороны острова), командование кораблём принял старший помощник, лейтенант Сергей Кротов.
СКР-19 пошёл навстречу противнику, чтобы отсрочить нападение на порт и другие суда. «Aдмирал Шеер» открыл огонь в 01:37, минутой позже ему ответили артиллеристы СКР-19. Одновременно СКР-19 ставил дымовую завесу. С «Революционера» также открыли огонь, который немцами был охарактеризован как «быстрый и точный». Вскоре открыла огонь и батарея № 659, орудия которой были размещены на открытой позиции у причального пирса. С советской стороны имелись сообщения о нескольких попаданиях в противника, но немецкие источники этого не подтверждают.
СКР-19 быстро получил несколько попаданий, из них как минимум 4 - крупнокалиберными снарядами, вызвавшими значительные повреждения. В 01:46 он прекратил огонь и под прикрытием дымовой завесы отошёл на мелководье, где встал на грунт. Потери команды составили 7 человек убитыми и 20 ранеными. Стоявший на якоре «Революционер» получил 3 попадания, вызвавшие пожар и повреждение паропровода брашпиля, что лишило судно возможности маневрировать.
Плохая видимость и близкие разрывы крупнокалиберных снарядов береговой батареи вынудили Меендсен-Болькена отказаться от высадки десанта. Вместо этого, «Aдмирал Шеер» обошёл остров Диксон по часовой стрелке, ведя огонь по различным объектам на берегу. Повреждения получили метеостанция на острове Медвежий, электростанция и радиоцентр Нового Диксона, жилые дома и другие здания. Новый обстрел порта с северной стороны вызвал пожар топливных терминалов на острове Конус. Батарея № 659 периодически возобновляла ответный огонь, который стал гораздо более точным, когда «Aдмирал Шеер» показался из-за острова. Засечь местоположение батареи и подавить её немцам так и не удалось, поэтому в 02:57 «Шеер» прекратил стрельбу и отошёл в направлении на Землю Франца-Иосифа.
Опасался Меендсен-Болькен и другого. Крейсер можно вывести из строя прямым попаданием. Где ремонтироваться? Норвегия слишком далеко. Если не добьют полярники с Диксона, то от подкрепления точно не скрыться. Поразмыслив немного, Вильгельм Меендсен-Болькен отдал приказ на дымовую завесу и задний ход. Как только крейсер оказался на безопасном расстоянии, капитан отдал новое распоряжение - расстреливать всё, что находится в пределах досягаемости корабельных орудий. А это: и метеостанция, и склады, и радиоцентр, и многое другое.
По свидетельствам очевидцев, а также по воспоминаниям самого немецкого капитана, «Шеер» выпустил порядка четырёх сотен 280-мм снарядов, нанеся Диксону серьёзные повреждения. И только после этого крейсер растворился в дымовой завесе.
Хоть урон и был увесистым, радиостанция заработала уже через пару суток, а корабли, превращённые в «дуршлаги», стали вновь боеспособными спустя пару недель. Спору нет, Диксону досталось крепко. Но сам факт победы плохо вооружённых полярников над таким сильным и бронированным соперником это нисколько не умаляет.
В советской историографии принято считать результат операции «Вундерланд» провальным, а саму операцию - плохо продуманной авантюрой. Действительно, главная задача операции осталась невыполненной - ни один из караванов, следовавших по Северному морскому пути, не был атакован «Шеером». Нападение на Диксон имело ограниченный успех: немцам не удалось захватить никаких секретных материалов, а повреждения судов, порта и командного центра были вскоре устранены и не привели к задержкам в движении арктических конвоев.
Современные российские источники повторяют в целом эти выводы, но при этом акцентируют внимание на неэффективности советской командной системы и делают вывод, что причиной победы в столкновении с более сильным противником является героизм отдельных советских людей, таких как команда ледокола «Александр Сибиряков» и защитники Диксона.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%C2%AB%D0%92%D1%83%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%C2%BBhttp://www.sovsekretno.ru/articles/id/5166/http://www.korvet2.ru/operatsija-wunderland.html