Новый выставочный зал Москвы «центр современной культуры «Гараж» - открытие года. Хозяйка открытия Даша Жукова окончательно канонизировала для российского эстеблешмента новую профессию - покровительство современному искусству. Тем, кто не в теме нужно подтягиваться. Встреча с первой выставкой «Гаража» - лучшее начало.
Во первых Илья Кабаков приехавший в Москву через 20 лет успел стать самым актуальным русским художником в мировом масштабе. Второе - полная свобода воплощения инсталляций. Для выставки специально были построены залы - стены присутствуют ради зрителя наравне с холстами и объектами. Архитектура выставки вкупе с текстами - ощущение как будто попал в детскую книгу - это третье. Стоит так же отметить дисциплину в организации восприятия.
Выставка представлена в двух инсталляциях: «Альтернативная история искусств» и «Красный вагон». Фотографировать можно только на территории последней инсталляции, так что пробираться к неохраняемому пустому вагончику необходимо с трепетом внимательного ученика.
Здесь нет смысла фотографировать, вырывать из целого кусочек, тащить домой замороженный фрагмент - кощунственно. Инсталяцию необходимо восприять целиком. Нужно просто внимать, быть здесь и сейчас. Актуальный ответ искусства эпохе потребления (вполне естественная реакция). Техническая революция оказалась для культуры не только средством для популяризации, но и эпохой распада на копии, на подчас уродливые двойники. Искусство растаскивают по лоскутам, считая, что им владеют. Вся правда в том, что искусство должно владеть человеком. А для этого необходим трепет и пространство.
Первая выставка в Гараже - это не аттракцион современного искусства, это скорее храм (пространство подящее - большие дверные ручки на входе на уровне плеча). Для восприятия необходимо, прежде всего, благоговение. Не стоит над каждой картиной задаваться вопросом, что хотел сказать автор, хотя бы, потому что нужно понимать, что все окружающее здесь означает для тебя лично. Кабаков это эпоха в которой зритель может найти себя, распробовать тесто из которого сделан. Не стоит сбрасывать со счетов то, что Кабаков, до отъезда за рубеж был детским иллюстратором (для меня это особенно - 20 лет назад я был ребенком, целевой аудиторией художника).
ЛИЧНОЕ
По моему прийти на выставку нужно дважды. Первый раз ты знакомишься, второй встречаешь всё как старых знакомых. Теперь все по порядку:
Приходя на современное искусство попадаешь на территорию еврейской общины. Гараж сдается общиной в аренду искусства ради. Я как православный чукотский пономарь пошел в субботу (скажите я правильно поступил?). Второе посещение выставки совпало еще и с днем рождения Джона Леннона. Древние германцы считали, что всякое важное решение нужно обсуждать в двух состояниях трезвом и не трезвом. Совмещение праздничного взгляда с современном искусством может взбодрить и наконец, разбудить восприятие прекрасного (навести мосты).
Инсталяция «Альтернативная история искусств» - размышление над тем что было бы если тенденции были несколько иными. Более всего из трех выдуманных авторов мне понравились первые два.
В первом зале макет конструкции для полета с крыльями и краткая автобиография художника Шарля Розенталя. Второй зал - поразила картина «Велосипедист» отмеченная 1919 годом. Девушка на велосипеде с забором вместо головы-отчетливо пахнет психоделикой советской мультипликации 80-х (а дата относит к современникам Шагала).
Далее зал с белыми пятнами. Пейзажи и жанровые сцены нарушены ворвавшимися в них белыми пустотами. Выход в третий зал сопровождает картина «Чьи это крылья?»: белое полотно рассекает черная полоса, в середине ее облепляет два маленьких крыла, верхние углы отданы под зеленые треугольники - похоже на занавес. С правой стороны от выхода пейзаж испорченный большим белым пятном на большую часть холста, белое пятно тоже запятнано: 7 мазков (1 по середине и 6 вокруг) охры и зеленого цвета.
Следующий зал - пенал-перемычка, со стороны левого уха полотно «Песчаная коса» (черная горизонтальная линия вдоль белого холста облеплена несколькими желтыми квадратиками, правое ухо смотрит на белый холст «Пустая картина». Лицо и затылок входящего отданы на зарисовки картин выставленных в уже пройденном зале. Здесь открывается замысел только что увиденного.
4 зал открывает тему угла. Как откровение картина: черный квадрат перекрывает белый прямоугольник оставляя черный угол. На белом отвоеванном пространстве надпись похожа на то как картины подписывают с обратной стороны: «Пропущенная Малевичем супрема «Черный угол». Смешенное чувство посетило мою чукотскую душу при виде полотна. С одной стороны как будто видишь картину и с двух сторон - орел и решка одновременно, и все это как «Малевич, лицом к стене!».
С Другой стороны сознание отягощенное чтением библии выуживает в памяти сюжет: Моисей просил Бога показать себя. Бог ответил: И потом сказал Он: «Лица моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть меня и остаться в живых» ...И сказал Господь: «Вот место у Меня, стань на той скале, когда же будет проходить Слава Моя; Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь меня сзади [узриши задняя Моя], а лице Мое не будет видимо тебе»(Исх. 33:20-23).
Эта подобРанная от Малевича формула угла переходит на другие полотна. Жанровые сцены из советской жизни сдвигаются абстрактной фигурой. Обнаруживается угол пустоты. Жена примеряет обои, муж улыбается; совещание в колхозе; прогулка с мамой по набережной; советские люди дома и на отдыхе - всё сопровождается белой абстракцией угла. Реальность внешняя сталкивается с внутренней. В чем смысл жизни, где он? Вопрос открытый. Далее зал с графикой над карандашными зелеными пейзажами летят квадраты. Датировано 1914 годом. Следующий зал открывает пара полотен каждое, из которых высотой в два человеческих роста. Два сюжета аукцион современного искусства и сон Марко поло. Меня привлек аукцион. У каждой картины пульт. За каждой кнопкой короткий текст. При нажатии кнопки за холстом загоратся лампа образуется просвет. Отличный ход для выхода мыслей наружу. Вот одна из них: «Я в этой мазне ничего понимаю, но говорят надо купить, через 10 лет это огромные деньги».
В следующем зале эксплуатация электрического света за пространством картины продолжается. Картина только часть общего объема, стенка короба с открытым пространством из которого идет желтый свет. Детский сон днем, сбор яблок, тракторист на картошке, советские люди на пляже, мужчина читает двум дамам книжку - все это с намеком на другую реальность. Следующий зал для Шарля Розенталя последний. Как повествуют ровные буквы на стене, автор из-за трагической гибели не успел завершить его до конца. Большой зал заполненный белыми коробами на которых намечены контуры картин, без электрической подсветки. Подходя ближе к картинам считываешь линии, открываешь сюжет. Чуть отойди все гаснет. Всё это как савн для недоговорившего художника.
Далее экспозиция Ильи Кабакова. У этого автора все те же темы развиваются, но теперь уже без романтизма и чистых надежд. Белые углы в картинах становятся черными. Окружающая сюжеты советской жизни тьма (иногда с цветными всполохами) . Здесь меня проняло окончательно. Когда мне было 5 я спрашивал какой цвет будет перед глазами когда все погаснет, когда я умру?! В семь я думал, а может мир, вся наша бесконечная вселенная это квант другого мира? И вот так пописал смыл и это - перемена для миллиардов миров? Черт подрал того ёжика в тумане которого так часто показывали по телевизору! Травил детям жизнь. Но это была присказка, тропа на религиозный путь.
Один мой друг в семинарии потерял веру (я рассказал ему анекдот, и на следующий день он стал атеистом). Я остался верующим (как ни странно). Но и сейчас он ходит на службу где красиво поют. Посещение гаража для меня стало чем-то подобным (все как в том анекдоте*). Встреча с детской Пустотой.
Выйдя из лабиринта «Альтернативной истории» вышел к «Красному вагону».
С права раскинулась прессконференция с сотней человек. Я встал внимательно вслушиваясь в иностранную речь. Тут же все замолкли и молчали несколько минут. Мне стало неловко от такой паузы, и я дошел до вагона. Минуя кучу строительного мусора (часть инсталляции) попадаешь в вагончик.
С недваних пор сформировался в моей голове образ счастья в старости. В деревнях можно видеть старичков которые сидят у забора целыми днями с самокруткой в зубах. Представьте себе то же самое только на балконе московской высотки с прекрасным видом на высокую жизнь. Зашел в вагон оказался на балконе. Советские песни и панорама вдохновила меня на участие. Вот вашему вниманию презентация моего нового объекта «Сын поступил в институт» (постер 0б`екта можно скачать в исходнике). На свадьбах дарят молодым бутылки с надписью «Сын» или «Дочь» - как родят можно выпить. Вот я и решил сделать серию объектов на тему «серьезный повод».
*Один грузин поясняет другому какой цвет
теперь у его авто: Закат!
Бардово красный, алый закат!
Солнце! Вот у меня то же, только зеленое.