Оригинал взят у
nick13_spb в
Объявление о создании всероссийского объединения "КУЛЬТУРНОГО ФРОНТА"Оригинал взят у
fedotov1384 в
Объявление о создании всероссийского объединения "КУЛЬТУРНОГО ФРОНТА"Оригинал взят у
kulturniyfront в
Объявление о создании всероссийского объединения "КУЛЬТУРНОГО ФРОНТА" «Культурный фронт» создается для противодействия той культурной политике, которая реализуется в рамках проекта «Культурный альянс» и деятельности его идейного вдохновителя Марата Гельмана - известного галериста и талантливого политтехнолога. Новая культурная политика предполагает переформатирование культурного пространства ряда крупных провинциальных городов, превращение их в центры современной культуры (в «культурные столицы Европы»). Эта политика впервые была запущена в Перми и в настоящий момент в той или иной степени захватила Ульяновск, Тверь, Краснодар, в альянс вступили Санкт-Петрбург, Ижевск и др. Открываются музеи современного искусства (преимущественно так называемого contemporary art), проводятся фестивали, запускаются издательские проекты, подвергается преобразованию городское пространство.
В чем наши претензии к «Культурному альянсу»? Конечно, не в том, что горожане знакомятся с современным искусством, что у художников появляются площадки для творческой самореализации, что организуются новые виды досуга. Так в чем же?
Во-первых, мы недовольны использованием финансовых и символических капиталов, говоря метафорически - «культурной коррупцией». Речь идет, прежде всего, о странном расходовании регионального бюджета. Даже если все обвинения чиновникам от культуры в нецелевом расходовании средств не имеют под собой оснований, остается вопрос о целевом расходовании: почему горожане не могут влиять на решения администрации? Почему нужно поддержать не библиотеки и маленькие театры, а музей современного искусства и Эдуарда Боякова с его «новой драмой»? Почему огромные средства тратятся на неоднозначные арт-объекты и оплату фестивальных тусовок? Почему все это осуществляется за наш счет?
Речь идет также о превращении культурного пространства в приватизированную зону пиара самого политтехнолога и его клиентов-губернаторов. Пермская культурная революция «прозвучала» на всю Россию, на центральных каналах произносятся имена Гельмана и Чиркунова, но ничего не слышно о творческих деятелях Прикамья. Такой пиар отчасти делает Чиркунову и Ткачеву честь, как бы ставит их в один ряд с Медичи и Папой Римским. Только сравните амбициозность арт-проектов, поддержанных некогда Ватиканом и флорентийской аристократией, с картонными, кирпичными, пластиковыми и бревенчатыми «приколами», которые расставляет по Перми Гельман как отметины присутствия в городе просвещенной элиты. На создаваемых площадках доминирует весьма специфическая (преимущественно столичная) публика, в то время как для популяризации региональных культурных достижений не делается почти ничего.
Во-вторых, мы встревожены содержанием культурной политики, осуществляемой новыми культуртрегерами - политикой «культурной деструкции».
Культурный альянс намерен создать на территории России 20-40 новых культурных столиц, жители которых примут полисную идентичность взамен национальной. Апеллируя к мировым культурным трендам, агенты новой культурной политики не только работают на идею конфедерации (что угрожает территориальной целостности России), но создают цепочку городов, входящих в зону влияния глобальной культуры. Из граждан России провинциалы, интегрированные в сеть «культурных столиц Европы», превращаются в подданных глобального мира. Перед нами не только ослабление централизма, но и наступление глобализма. В этих полисных нишах распространяется «новая культура», содержание которой еще предстоит обсудить детально. Эти полисы станут,
согласно гельмановскому проекту, экспериментальными зонами чистой демократии, овладеть которыми «галерист» уже призвал ту «партию будущего», которая заявила о себе на Болотной и Сахарова (вряд ли речь идет о КПРФ или Удальцове - в период митинговой активности в Перми побывали Собчак, Парфенов, Шендерович, Рыжков).
Сама «культура», задающая символическое пространство для нового политического проекта, также не вызывает доверия. В городах Культурного альянса укрепляет свои позиции искусство, основывающееся на авангардной и поставангардной эстетической платформе. Это искусство осознает себя как сферу высказываний, свободную от доминирующих коммуникативных правил и социальных конвенций: действуя в особом арт-пространстве, оно взламывает рамки эстетики, знаковые системы, стереотипы мышления и общения. Искусство предстает как «иное культуры», как условная резервация коммуникативной свободы в океане обыденных коммуникаций. Такого рода поиски могут иметь два направления - к открытию новых культурных языков и к созданию антикультуры (слом запретов, обессмысливание символов, профанация сакрального). Существуя на базе авангардного опыта, contemporary art идет либо по пути лаборатории новых форм, либо по пути парка «антиструктур». Большинство проектов Гельмана, по нашей оценке, тяготеют к именно к последней стратегии - конструированию антикультурного зоосада. Мы даже не выступаем против таких практик самих по себе, однако они уже вышли из галерей на улицы города, переходя местами в агрессивные провокации. В несколько утрированной и художественно заостренной форме рассказывает об этой экспансии монстров антикультуры Александр Проханов, посетивший Пермь в 2011 году:
«Тонкий лукавец, мастер непрерывных блефов, Марат Гельман сумел обольстить местную знать, и та отвалила ему огромные деньги, которые должны были пойти на исцеление слабомощных, на устроение детских приютов и школ, на зарплаты нищим учителям, хранителям библиотек и музеев. На эти деньги по всему городу были воздвигнуты странные сооружения: деревянные шалаши, матерчатые чумы, ловушки для диких животных. Пугающие, стоящие на площадях поленницы дров. Триумфальная арка из колючек и щепок. Рыхлый шар, один из тех, что толкают перед собой скарабеи. Загадочные знаки, символы, покрывшие стены домов, изгороди и брандмауэры.
Всевозможные уроды, задумчивые олигофрены, злобные горбуны… Среди этих наводнивших живой русский город символов и деревянные, выкрашенные в красный цвет человечки. Их грубо сколотили из тупых деревянных брусков. Безголовые, примитивные, ярко-красные, они поместились на кровлях домов. Сели, свесив ноги, на крышах административных зданий, расположились на городских газонах. … Город оказался захваченным этими существами, производящими психоделическое воздействие.
От вида этих примитивных существ холодеет душа, мутится разум, цепенеет взгляд. Тихое безумие овладевает жителями города» (
«Подвиг пермских богов», Завтра, №26(919) от 29 июня 2011 года).
Итак, Культурный альянс распоряжается региональными бюджетами, ведет при этом политическую игру, создавая сеть полисов, где на почву «культурной революции» (публичные пространства захватываются символами антикультуры, покинувшей галерейную резервацию) должна прибыть «партия будущего» с Болотной площади. «Культурную коррупцию» альянс инвестирует в «культурную деструкцию», и наоборот.
И еще один важный момент. Политика Культурного альянса превращает культуру, призванную быть силой примирения и интеграции, в настоящий культурный фронт (и названием нашего движения мы отвечаем на этот вызов): нескончаемая череда скандалов, провокаций, публичных конфликтов - вот во что превратил Гельман культуру тихой Перми. Сам Марат Александрович (читайте его записи в ЖЖ, Твиттере, комментарии в блогах) нередко напрямую оскорбляет оппонентов, опускается до насмешек и площадной брани. Это делает, напомним, человек, курирующий и направляющий культурную политику в регионах.
Что мы предлагаем? Мы будем отслеживать всю бюджетную историю Культурного альянса, требовать прозрачности этой политики и учета мнения горожан (хотя наши опросы господин галерист и не признает, мы надеемся на политическую мудрость провинциальной «просвещенной бюрократии»). Мы хотим подчинить общественному мнению не волю художников - для них мы хотим только высшей свободы и соразмерной ей ответственности, - а решения чиновников.
Мы будем требовать подлинного культурного многообразия, будем отстаивать альтернативные тенденции отечественной и мировой культуры (как консервативные, так и неоавангардные). Нам нужна не только «Новая драма», но и психологический театр Сергея Жановача и Петра Фоменко; мы хотим познакомить горожан не только с «Синими носами», но и с творениями Гелия Коржева и его школы. Но главное, мы хотели бы перенаправить бюджетные средства на сохранение культурного наследия, а не на поддержку текущей конъюнктуры, выработанной современными галеристами. В связи с этим мы призываем всех художников, галеристов, реставраторов, которые не видят своего места в Культурном альянсе, объединятся и вырабатывать другие культурные парадигмы, которые мы будем отстаивать. Со своей стороны, мы попытаемся искать и популяризировать ту культуру, которая находится в напряженных духовных поисках, в зоне смысла и ответственности. Их антикультуре мы противопоставим нашу контркультуру.
Мы будем вести мониторинг продвижения Культурным альянсом своей идеологии, будем собирать на эти темы круглые столы, организуем интеллектуальный фронт, на монополию которого претендуют наши оппоненты. В связи с этим мы призываем к координации усилий всех честных интеллектуалов, не желающих пользоваться этими нечистыми финансовыми и символическими капиталами. Мы сделаем все, чтобы создать для вас возможности продвижения ваших экспертных идей.
Главное, что мы намерены делать, - это пробуждать общественное сознание, вскрывать технические и идеологические аспекты культурной политики альянса. Вместе с народом мы вернем «антикультуру» в пространство лабораторий, сформулируем свои культурные ожидания, защитим наследие и укрепим национальное единство.
Это они, назвавшие себя Культурным альянсом, создали ситуацию культурного фронта. И мы явимся!
http://vk.com/kulturfront - "Культурный фронт" в VK
http://www.facebook.com/groups/236172113148310/ - "Культурный фронт" в Facebook
http://kulturniyfront.livejournal.com/ - "Культурный фронт" в ЖЖ
http://kulturniyfront@gmail.com