Дальстрой: мифы и реальность. Часть 2.

May 14, 2019 14:24





Миф №2. Первые десятки тысяч заключенных вместе с охранниками и собаками не пережили суровой колымской зимы.

Этот миф о самых первых заключенных Дальстроя имеет хождение благодаря взрыву интереса к «альтернативной истории», начавшемуся в конце 1980-х и не прекращающемуся по сию пору.

Автор мифа - Л.И. Бунич. Он изложил своё видение «колымского вопроса» в работе «Полигон Сатаны. Оккупация». Далее я приведу цитату из данной работы:



«Еще в начале века геологоразведка обнаружила большие пласты золота в долине реки Колыма, впадающей в Ледовитый океан на крайнем северо-востоке Якутии. Пустынный край вечной мерзлоты, где реки 285 дней в году были скованы льдом, а первобытное местное население - немногочисленное и кочевое - занималось, главным образом, рыболовством, поскольку даже олени не могли выжить в тамошних условиях, не привлек внимания ни русского правительства, ни частных лиц. Эксплуатация недр в таких условиях считалась нерентабельной и просто невозможной. Но большевики именно для того и появились на исторической сцене, чтобы "сказку сделать былью".
     Летом 1932 года 12000 заключенных, бывших зажиточных крестьян с Украины, Дона и центральных областей России, были высажены в Магадане под конвоем 2500 солдат ГПУ при двухстах овчарках. Целью "экспедиции" было немедленное начало эксплуатации золотых россыпей, обнаруженных на Колыме. Неизвестно, кто задумал и планировал эту операцию, но заключенные были доставлены в одних рубахах, конвой - в гимнастерках, и только овчарки имели шубы, но это и их не спасло. Грянувшие в сентябре морозы погубили всех. Вымерли все до единого человека, включая охрану и сторожевых собак. Летом 1933 года в Магадан было доставлено 32 тысячи заключенных, экипированных немного лучше. Зимой удалось выжить одному из пятидесяти. Летом 1934 года прибыло еще 48 тысяч человек. Зимой 1934-1935 годов снова вымерли все заключенные, но уцелела охрана. Летом 1935 года доставлено было 38 тысяч человек. В этом и заключалась основа экономики социализма. Бессчетный расход людей, которые, как считалось, оправдывали свою гибель двухмесячным рабским каторжным трудом, был главным двигателем сталинской экономики и всего, как мы уже говорили, государственного прогресса.
     Золотые прииски работали и давали продукцию. Из Москвы был спущен жесткий план по добыче, невыполнение которого беспощадно каралось. Все руководство системы колымских лагерей держало головы на кону. Уже в 1934 году добыча золота достигла уровня 1913 года. В 1936 году этот уровень был превышен вдвое. К началу войны добыча золота достигала 250 тонн. За это время только на колымских рудниках погибло более 600 тысяч человек. Особенно страшными были четыре предвоенных года, когда на прииски стало массами поступать население крупных городов. Их жизнь на приисках редко продолжалась более пяти недель».

Нелепицы данного текста бросаются в глаза сразу, начиная с того, что на Колыме даже олени не могли выжить, а аборигены жили до сих пор в эпохе неолита. История о замерзших насмерть овчарках во время сентябрьских заморозков и охранниках, доставленных на зимовку в гимнастёрках, выглядит уже совсем по-идиотски, но находится большое количество людей,  готовых в это верить. По версии Бунича около ста тысяч ЗК погибло  в первые три года, а за весь довоенный период длинной в девять лет - 600000 ЗК.

Реальные потери контингента ЗК действительно были немалыми и смертность была высокой, но воображение фанатов альтернативной истории они не вдохновляют. Всего за четверть века Севвостлаг прошли около 800000 человек. Не дожили до освобождения около 125 тыс. человек. Около 10 тыс. человек было расстреляно.

Долгое время указанный эпизод из книги Бунича пребывал даже в статье про Дальстрой в Википедии. Лишь недавно часть его про 12000 голых зажиточных крестьян и замерзших овчарок удалили. Бунич, похоже, даже был не в курсе, что именно описываемый период до 1936 года был самым «либеральным» в истории Дальстроя: высокая смертность среди заключенных приходится как раз на «постберзинский» период.  Самые большие потери ЗК пришлись на 1941 год - свыше 15 тыс. человек. После войны смертность резко пошла на спад.

В сухом остатке: Бунич не приводит ни одного факта, хотя бы немного приближающегося к достоверности. Нет никаких сомнений в том, что Бунич врал о Колыме совершенно сознательно.

Магадан, ГУЛАГ, Колыма

Previous post Next post
Up