Клапп-клапп... Москва-5!

Apr 21, 2019 17:55







Москва-5



Здесь и далее представлены личные впечатления об использовании данной камеры магаданским фотографом Никитой Барановым, которому я очень признателен за представленный материал и сочные фото.

***************************************************************************

Москва-5 - это советская среднеформатная дальномерная складная камера, она же клапп-камера и вообще вершина советского «клаппостроения» и дальномерного среднего формата. Фотоматериал - пленка 120 мм, формат кадра 6x9 см. (6x6 с рамкой). Больше сухих фактов и истории камеры в целом, читатель может найти в вики. А я же расскажу о своем небольшом опыте использования этого фотоаппарата.

Сразу хочется сказать, что аппарат получился очень компактным, особенно если принять во внимание то, что это все-таки СФ, причем в его чуть ли не самой большой вариации 6x9. В сложенном состоянии «Москва» запросто потеряется в сумке среднестатистического фотографа.





В сложенном состоянии

Однако, если сравнивать её с той же узкоформатной Praktica L, то кажущаяся компактность сходит на нет. Хотя...





Видали средний формат и побольше.

Москва-5 - камера очень красивая, это несомненно. Меха, блестящие зубчатые оправы объектива и дисков механизма фокусировки, изящные направляющие, круглые окошки дальномера. Такой фотоаппарат в руках приковывает внимание. Москва выглядит винтажно и старше, чем она есть.





Ретро как оно есть

Однако красиво - не всегда практично. С чем же придется столкнуться фотографу, решившему острелять ролик-другой пленки на «Москве-5»? Опустим процедуру разрядки/зарядки пленки, архисложного там ничего нет. Поговорим непосредственно об эксплуатации. Первое, с чем приходится мириться, это не сопряженные дальномер и видоискатель. Посмотрел в визир, скомпоновал кадр. Потом нужно заглянуть в окошко дальномера, расположенное по соседству, что бы навести резкость. Но мало того, что оно очень маленькое, так еще и в силу особенностей конструкции, угол обзора дальномера выходит очень узким. Особенно это напрягает при портретной съемке - поймав лицо модели в окошке дальномера и совместив картинки, обязательно нужно заглянуть обратно в видоискатель - скорее всего компоновка кадра нарушилась, придется поправлять.










Окошко очень маленькое

Следующий недостаток - параллакс. Конечно, в той или иной мере он присутствует почти в каждой дальномерной камере в силу конструктива. Ведь, в отличие от зеркальной камеры, где то, что видит фотограф, совпадает с тем, что видит камера, в дальномерках фотограф и объектив смотрят на модель немножко из разных положений, так сказать, отчего и возникает разница в изображении. Нам кажется, что модель стоит по центру кадра, но по факту она будет смещена от него, так же как и объектив смещен от видоискателя. И чем ближе объект съемки, тем сильнее параллакс проявляет себя. Параллакс у «Москвы» внушительный, и это неудобно. Хотя его можно легко нивелировать подвижкой камеры влево или вправо на 1-1.5 см, забывать о нем все равно не стоит.

Ну дальше конечно можно еще отметить мелкие органы управления, возможность заляпать объектив при фокусировке и прочие неприятности, но это все мелочи.






Поговорим о хорошем, ведь его всё-таки больше. На камере установлен объектив И-24 3,5/105 мм, он же Индустар-24, схема Тессар. В перерасчете на 35-мм эквивалент, это получается вполне «нормальный» объектив, с фокусным 42 мм. Имеет однослойное просветление и метки гиперфокального расстояния.

Рисунок объектива мне понравился, посмотрите сами:















MOSKWA-5






Что хорошо, проявить и сделать скан со среднего формата можно теперь и в Магадане, в частной лаборатории ISOmnia film lab.

Вся эта красота собрана в центральном затворе «Момент-24с». В моем экземпляре работает звонко и точно. Мне очень нравится. Диапазон выдержек скудный, но жить можно - 1 - 1/250 сек.






Ну и самое главное, зачем мы тут - конечно средний формат. Действительно, огромные негативы 6x9 см дают куда большую глубину и пластику, чем 35-мм пленка. Из них легко можно вытянуть 30-40 мп. полезной информации при сканировании, а их физический размер уже позволяет применять контактную печать. Кстати, поэтому Москва-5 камера репортажной породы.

Подводя черту, хочу сказать, что камера мне понравилась. Да, неудобная. Да, приходится держать в уме чертов параллакс и прочие мануальные радости. Но все затмевает размер негатива и, в меньшей степени, красота фотоаппарата Москва-5.

***************************************************************************

Связаться с Никитой и посмотреть его творческий профиль можно на  странице социальной сети в vk или в instagram.

Купить такую же фотокамеру достаточно легко и в очень хорошем состоянии  на отечественных барахолках c доставкой. К просмотру камер можно перейти прямо по указанной ссылке.

Если Вы хотите поделиться своим мнением, в моём ЖЖ это можно сделать даже без регистрации.

Другие мои заметки о фото можно посмотреть через Путеводитель по блогу.

обозор, Фото, фототехника

Previous post Next post
Up