Мирослав Карват, Влодзимеж Милановский. Политические ценности (часть третья)

Dec 25, 2024 16:07


Конкретно-историческое содержание системы политических ценностей

Прежде чем приступить к изучению структуры функционирования и детерминирующей роли систем политических ценностей (СПЦ) в политической практике различных субъектов, следует принять принцип историзма. В понимании исторического материализма он означает требование учитывать конкретный социально-исторический контекст системы политических ценностей и рассматривать его всегда как продукт и составную часть данной системы общественных отношений на определенной стадии обще-

238



ственного развития. Поэтому марксистский анализ систем политических ценностей связан с их восприятием в социально-исторической ситуации, исторической тождественности и индивидуальности. Марксистский анализ исключает интерпретацию систем политических ценностей, ограниченную абстрактным содержанием политических идей. Он равнозначен обнаружению связи идеологического содержания систем политических ценностей с конкретной материальной социально-исторической почвой. Тождественность системы установлена в совокупности ее генетических, структурных и функциональных отнесений. Совокупность отмеченных измерений тождественности укладывается в четкую сетку координат и образует систему, которую можно назвать «сеть идентификации СПЦ» и применение которой к конкретно-историческому материалу облегчает установление сущности и специфики этой СПЦ на определенной стадии развития (данной системы и социальной системы как целого), а также четкое фиксирование качественного отличия от других СПЦ. Это позволяет также выявить размеры, в которых СПЦ определяется различными объективными факторами, и размеры, в которых она сама субъективно обусловливает политическую практику.

Объективное положение группы в социальной структуре

Мы осуществляем классовую идентификацию конкретного субъекта (группы, института, органа), изучая социальный состав группы с точки зрения классовой принадлежности и чувства этой принадлежности, объективную связь интересов указанной группы с интересами основных классов общества. Классовая идентификация важна, если субъектом системы политических ценностей является не социальная группа, тождественная с социальным классом, особенно когда она сознательно не отождествляет себя с определенным классом. Это свойство образует исходный пункт анализа систем политических ценностей, выраженных в доктринах и программах политических движений с неоднородным социальным составом (например, национально-освободительные движения, движения ветеранов, женские и молодежные движения, движение защитников мира) и неоднозначной классово-партийной ориентацией. Методологический принцип партийности обязывает нас установить классовую объективную иден-

239

тификацию и классовую тождественность движения как субъекта СПЦ, независимо от его внеклассовых или «надклассовых» деклараций.

1. Абсолютное измерение стадии развития общества

Располагая систему политических ценностей в рамках конкретной социально-экономической формации, мы учитываем ее свойства, вытекающие из принадлежности к какой-либо идеологической надстройке или к формам сознания, альтернативным в отношении данной надстройки.

2. Конкретно-исторические координаты

Они определяют конкретный временной объект, в котором социальная группа находится в определенных отношениях к политическим явлениям и процессам, к другим субъектам политики и к собственным потребностям и интересам (например, эпоха географических открытий, период деятельности Священного союза, период «холодной войны»). Конкретно-исторические координаты располагают политические действия социальных групп в совокупности тех или иных событий, характеризуют состояние развитости политических процессов, а их отношение к стадии социального развития аналогично отношению категории типа «особенное» к категории типа «всеобщее» в марксистской диалектике.

3. Абсолютное измерение стадии развития группы

С точки зрении данной характеристики можно говорить о возникновении, формировании группы (класса, слоя, нации и т. д.); о развитии самореализации группы, выражающейся в достижении высших форм связи и сознания; об организации или групповой связи, особенно в самосознании, в сознании собственных потребностей, к чему относятся, например, марксистские категории класса «в себе» и класса «для себя»; а также об исчезновении, распаде или уничтожении класса, социального слоя, нации. Другими словами, речь идет о мере развития внутри-групповых процессов интеграции и дезинтеграции группы с точки зрения ее потребностей, интересов и ее сознания и скоррелированных с ними процессов изменения социальной структуры, независимых от группы. Ясно, что система политических ценностей групп, находящихся в стадии формирования и развития, и групп, находящихся в стадии разложения и декаданса, будет различной (для примера достаточно сравнить революционную систему

240

ценностей французской буржуазии в период революции 1789 г. и преобразованную систему ценностей этого класса в революции 1848 г., в Парижской Коммуне 1871 г. и т. д.).

4. Относительное измерение стадии развития группы

Оно определяется отношением между стадией развития общества и стадией развития группы (в конкретных исторических обстоятельствах), а на длительных периодах времени - соотношением между направлением макросоциальных процессов и направлением внутригрупповых изменений. В этом случае мы рассматриваем процессы интеграции или дезинтеграции группы с точки зрения их совпадения, соответствия объективным тенденциям развития общества в рамках продолжительности той или иной формации или в период перехода от одной формации к другой. Иначе говоря, мы исследуем связь между вхождением в роль, игрой и потерей группой (прежде всего классом) своей исторической роли, «исторической миссии» и устойчивостью, жизненностью, актуальностью ее исходных идеологических ценностей. Такая характеристика позволяет судить аксиологически нейтральным способом (в прагматически-методологическом смысле), свободным от компаративистского релятивизма, о прогрессивном, консервативном или реакционном содержании систем политических ценностей субъектов, представляющих группу и представленных в ней.

5. Географически-культурное измерение

Оно называется также культурно-цивилизационным и конкретизирует содержание отдельных политических идей и систем политических ценностей в связи с особенными свойствами культуры и цивилизации данного региона. Совершенно иной «родовой груз» и содержательные смыслы понятий «демократия», «свобода», «справедливость», «равенство» мы наблюдаем в кругу европейской цивилизации, чем в культуре Дальнего Востока. Это не отменяет универсальных общечеловеческих свойств политических понятий и ценностей, однако культурно-цивилизационные контакты обусловливают существенные нюансы содержания и иерархии ценностей. При подобном измерении становится очевидным влияние на политические ценности в строгом смысле слова таких традиций и ценностей, которые выходят за рамки отношений между большими группами и институтами (например, национальные, религиозные, моральные, эстетические и иные традиции).

241

Среди них особое значение имеет система моральных ценностей.

К перечисленным выше качествам, образующим в совокупности социально-историческую идентификацию субъектов СПЦ, следует добавить несколько других, непосредственно связанных с политической идентификацией больших социальных групп и групп, непосредственно участвующих в политической практике. К ним принадлежат:

6. Степень и форма организации субъекта

Это вопрос о структуре субъективности большой социальной группы, более или менее непосредственно представленной в системе политических ценностей. В данном случае мы характеризуем окончательный субъект СПЦ с точки зрения его сплоченности и потенциальной способности к действию. На этом этапе исследования мы определяем формы и размеры связей между членами большой группы (идеологических и организационных), размеры и формы артикуляции потребностей и интересов всей группы, прежде всего структуру политического представительства группы. В последнем случае нас интересует характер и число политических организаций, представляющих большую группу или претендующих на такое представительство, взаимоотношения между ними и в конечном счете степень политической консолидации и единства группы. Данное измерение отражает этап и уровень развития социальной группы как субъекта политики, показателем которого служит достигнутый уровень интеграции.

Характеристика такого типа уточняет субъективную идентификацию СПЦ и вызывает несколько связанных между собой вопросов: 1. Кто является непосредственным субъектом СПЦ (какая организация, социальное движение)? 2. Какие существуют конкурирующие СПЦ по сравнению с данной - в рамках спора о политическом представительстве одной и той же группы (например, соперничество буржуазных или мелкобуржуазных партий, ситуация раскола в рабочем движении, конфликт политических группировок в лоне национально-освободительного движения и т. д.)? 3. Какова СПЦ, которую можно (если можно) приписать названной группе как целому и которая была бы главенствующей по отношению к институциональным вариантам данной системы? 4. Какая из систем политических ценностей, непосредственно связанных

242

с определенной политической организацией, наиболее близка этой системе и наиболее для нее репрезентативна и правомочна?

Так мы входим в проблему непосредственной тождественности СПЦ, что находит выражение в очередном измерении идентификации.

7. Степень тождественности между большой социальной группой и политической организацией

Она равнозначна степени тождественности между СПЦ организации и СПЦ группы. В действительности это измерение более широко и при указанном подходе образует следствие проблемы отношения между группой и организацией, определяемого степенью влияния группы на организацию, на возможность контроля и формирования политической линии. В результате можно установить степень суверенности группы как окончательного субъекта политики.

8. Отношение большой социальной группы к обществу, другим группам и к самой себе (собственной политической роли)

Оно равнозначно политическому самоопределению группы (и ее организации) как политической силы. Это отношение выражается в согласии или отрицании существующего социального порядка относительно индифферентизма, релятивизма и амбивалентности. Определенное отношение к социальной системе влечет за собой, более или менее последовательно, конкретное направление политических действий (укрепление, модификацию или борьбу и революционное преобразование господствующих политических отношений и всей совокупности общественных отношений), а вслед за ним - предпочитаемые методы политических действий, объективирующиеся как существенные определители тождественности СПЦ (например, парламентаризм в реформистских движениях, терроризм в экстремистских движениях с нигилистической окраской). Мы учитываем также отношение большой социальной группы и ее организаций к другим социальным силам, принятый уровень политических союзов, политического руководства, политического соперничества и борьбы.

9. Соответствие систем ценностей и интересов

Затем мы проверяем (с учетом пяти первых характе-

243

ристик) соответствие системы политических ценностей с долговременными объективными интересами субъекта политики. Это важный фактор политической и исторической квалификации СПЦ. В данном контексте появляется категория «ложного сознания». Измерение десятой характеристики вместе с предыдущими определяет в совокупности политическую силу окончательного субъекта анализируемой системы ценностей. Внешним и непосредственным проявлением этой силы (и потому субъективности) оказывается роль группы в политической системе общества.

10. Роль группы в политической системе общества

Она выражается в размерах и формах участия в осуществлении политической власти (в первую очередь государственной) или влияния на нее, в совместной формулировке политических решений и обязательных политических норм (в виде «правил игры», признаваемых всеми, а в любом случае - в виде разделяемых и реализуемых целей). Показателем данной роли может быть установление, в какой степени группа приспосабливается к существующим отношениям, а в какой - приспосабливает их к самой себе, т. е. формирует и преобразует. Указанная роль есть следствие объективной сущности и политических целей группы для общества в целом (вытекающая из места группы в общественном процессе производства и распределения), а также степени ее субъективности. Для квалификации системы политических ценностей, безусловно, имеет значение не только «количественный» аспект данной роли (степень социального влияния, ощущаемого в историческом измерении), но и ее социальный характер. Прежде всего то, насколько стремления и последствия действий группы имеют партикулярный, а насколько - общесоциальный характер.

Структура системы политических ценностей

Структуру любой системы политических ценностей можно анализировать, не задаваясь вопросом о типологии, выражающей сущность отдельных ценностей в ходе процесса политической практики, не ставя вопрос о типологии, отражающей характер политических явлений, подлежащих процессу воплощения в идеи. С этой точки зре-

244

ния можно говорить о ценностях, отражающих потребности связи людей, политические отношения, политические институты и политические блага. Опосредованно названное деление ценностей отражает также функции, исполняемые СПЦ.

Идеи потребности связи, политических отношений, политических институтов и политических благ связаны (интегрально) между собой двояко: 1) посредством самой структуры политической системы; 2) посредством зависимостей (закономерностей), связывающих элементы системы политической практики, которые отражаются в отдельных типах ценностей.

Система политических ценностей образует существенный фактор политического сознания социальных групп. Она является таковой лишь в той степени, в какой охватывает все типы политических ценностей в сложной сети взаимосвязей. Вообще никакая политическая ценность не функционирует в сознании социальных групп самостоятельно, в отрыве от других. Это относится и к системам. Указанные типы политических ценностей тесно скоррелированы и синхронизированы и в то же время образуют диахроническую последовательность следствия, следования и определения. Проанализируем их в соответствии с изображенной на рисунке 14 схемой.

Без имени



Введите описание картинки

Данная схема показывает двойственные диахронические и синхронические связи. Ее интерпретация состоит и следующем:

1. Потребность в групповых связях обусловливает определенные идеи политических отношений, при которых данная потребность может быть удовлетворена. В результате мотивы политических действий субъекта оказываются выраженными в категориях политических целей, а точнее - учитывая директивно-инструментальную релятивизацию - целей и задач.

245

2. Представления о будущих и существующих в настоящее время политических отношениях формируют, в свою очередь, понятия о желательных типах политических институтов, способствующих реализации поставленных целей, а через данные институты - удовлетворению конкретных потребностей связи.

3. Потребности связи определяют идеи политических институтов не только опосредованно, через идею политических отношений, но и непосредственно: функция института - удовлетворение потребностей, поэтому какой-либо потребности (или нескольким потребностям) соответствует всегда один или несколько институтов. Указанные два канала детерминации в принципе действуют параллельно и одновременно. Поэтому между ними не может быть соответствия, аналогично соответствию между мотивами и целями. В цепи опосредования перевод мотивов в категорию целей или целей на язык средств и методов может быть неправильным, тем более что данной потребности обычно не соответствует однозначно данная идея политических отношений. В результате реализация целей необязательно тождественна удовлетворению потребностей.

4. Идеи политических институтов устанавливают каталог политических благ, являющихся предметом желаний субъекта и достижимых благодаря функционированию названных институтов.

5. Однако этот каталог опосредован идеей политических отношений, поскольку они обусловливают определенный тип благ.

6. Каталог политических благ вытекает непосредственно из каталога потребностей связи субъекта, ибо содержанием потребностей всегда оказывается желание тех или иных благ, а их предметом - как раз определенные блага.

По отношению к благам опосредование становится еще более сложным, дифференцированным и тем самым более противоречивым. Например, предполагаемые эффекты деятельности институтов могут не соответствовать потребностям. Подобным образом противоречие между каталогом потребностей и целей влияет на усложнение при формировании каталога благ.

В приведенной на рисунке 14 схеме необходимо обратить внимание на две параллельные связи: потребности с идеями политических благ и идеи политических отношений с идеями политических институтов. Первая харак-

246

теризует зависимость мотивов и результатов, вторая - целей и средств. Связь потребностей связи с идеями политических благ объединяет в единое целое две стороны потребностей: аффективную и теоретическую, содержание и предмет потребностей. В сумме они образуют сознание потребности связи. Аналогичным образом связь идеи политических отношений с идеями политических институтов отражает сознание политических действий.

Двойственный характер политических благ как средств удовлетворения потребностей связи - эффектов действия и как средств политических действий отражено в специфическом «треугольнике». Так, связь потребностей связи, идеи институтов и идей благ образует сознание эффектов (результатов), тогда как связь идеи отношений, идеи институтов и идеи благ образует сознание целей (цель - исполнитель - средства). Для полного выражения определенности (однозначности) целей и результатов и каталогов благ двойственной природы следовало бы в схеме (см. рис. 14) отделить блага-результаты от благ-средств. Но в действительности это противоречие имеет относительный характер и является противоречием в единстве: любые политические блага (в реальности и в политическом сознании) выполняют одновременно обе роли. В данном пункте мы касаемся взаимозависимости диахронических и синхронических связей. Интерпретация схемы в основном относилась к диахроническим связям, показывая, как формируется единая система политических ценностей. На самом деле эта система постоянно находится в одном состоянии.

В схеме проясняется направленный «кругооборот» от потребностей связи опосредованно и непосредственно к политическим благам, связывающий в одно целое четыре типа политических ценностей независимо от относительных противоречий. Данная цепь направленной зависимости выражает сознание политических интересов (см. также раздел о потребностях и интересах).

При тщательном анализе взаимозависимости четырех типов политических ценностей легко заметить, что отмеченные связи не есть и не могут быть односторонними. По сути дела на всех стадиях реализации потребностей происходит обратная связь, что иллюстрирует схема на рисунке 15.

Здесь нужно сделать три существенных уточнения: 1. Обратная связь является асимметричной. Вторичное воздействие намного слабее первичного (первичное вы-

247

ступает определяющим). Это настолько понятно и очевидно, что в противном случае трудно было бы говорить о постоянстве и направленности связей. 2. Вторичное воздействие слабее, поскольку происходит менее регулярно. Обратное влияние возможно, но не необходимо. Кроме того, оно редко бывает совершенной противоположностью простой связи и, как правило, имеет фрагментарный и разнонаправленный характер. 3. Оно реализуется чаще всего посредством внеаксиологических факторов. Например, как влияние результатов политической деятельности на систему политических отношений, слоев политической субъективности различных больших социальных групп, на эффективность процессов артикуляции интересов и политического представительства, на протекание политической борьбы.

default



Введите описание картинки

Идеи политических благ, сформированные в достаточном соответствии под влиянием идей политических отношений и непосредственно через идеи политических институтов, могут модифицировать каталог потребностей связи субъекта путем редукции, замены потребностей или расширения каталога (6). Но может быть и наоборот: вытекающий из каталога потребности связи каталог благ существенно преобразует идеи институтов (4) либо идеи политических отношений - целей (5), или даже осуществляет директивно-инструментальную релятивизацию целей и задач,- либо то и другое одновременно. Аналогичным образом идеи политических институтов, служебные по отношению к потребностям связи, могут повлиять на изменение каталога целей (2), преобразуя его качественно и количественно (изменение, редукция, обогащение целей). Однако, с другой стороны, идеи институтов также могут воздействовать на каталог потребностей связи, приводя к редукции или ревизии потребностей (3). Наконец, идеи политических отношений могут - по образцу идеи институтов - стать самостоятельными

248

и отношении потребностей связи и воздействовать на их каталог, иерархию и взаимные отношения (1).

Мы представили в упрощении, не учитывая все возможные принципы вариантов зависимости, обратную связь в четырех типах политических ценностей. Вторичное воздействие - один из немаловажных факторов динамики систем политических ценностей, но не единственный и не самый существенный. Мы рассматривали зависимости четырех типов политических ценностей в отрыве от социальной действительности, объективных потребностей групп, реально существующих политических отношений, политических институтов и политических благ, которые наиболее глубоко и наиболее значительно модифицируют указанные связи. Если остановиться на схематической иллюстрации, то нужно было бы применить в данном случае трехмерный образец в виде куба, в котором противоположные стороны образовали бы политические ценности четырех типов с одной стороны и их предметы в социальной действительности с другой стороны, а взаимодействия пришлось бы показать в пространстве между этими сторонами. Во-вторых, мы рассматривали также политические ценности в изоляции от других видов ценностей и других составных частей политической аксиологической системы.

Все вышеперечисленные возможные воздействия - первичные и вторичные, сильные и слабые, регулярные и спорадические, одно- и разнонаправленные - выступают одновременно в системе политических ценностей субъекта. Описывая основную тенденцию данных воздействий, можно говорить о направленном кругообороте, о пути от потребности связи к политическим благам. Учитывая цикл обратных связей независимо от их асимметрии, можно сказать о двух направленной схеме зависимостей четырех типов политических ценностей. Принимая во внимание неодинаковую частоту и изменчивость воздействий в зависимости от изменений среды, можно наиболее близко приблизиться к действительному состоянию и говорить о целом комплексе сложных и многосторонних воздействий.

Функции системы политических ценностей

СПЦ выполняет многообразные функции (и по-разному) . Причем не только в отношении собственного субъ-

249

екта (будучи для него механизмом интеграции или субъективации, определяя факторы, мотивирующие его практическую деятельность, указывая критерии самооценки и оценки явлений окружающей действительности, придавая смысл осуществляемым им социальным действиям, кристаллизуя одновременно характерный и адекватный для данной большой социальной группы образ жизни), но и в отношении всего общества и отдельных индивидов - его носителей.

Основная, решающая функция системы политических ценностей - интеграция социальной группы (или более широко любой социальной целостности, ибо индивид как специфическая социальная целостность также проходит сложный процесс формирования и интеграции разнородных структур сознании путем аксиологических воздействий в ходе социализации). Немного изменяя терминологию (и указывая на несколько новый аспект вопроса), мы можем сказать, что это функция сохранения и развития тождественности социального субъекта (функция идентификации). Группа (любая социальная целостность) может функционировать только тогда, когда она осознает свои цели и возможности, знает условия и необходимости, в которых ей приходится удовлетворять свои потребности. Сознание и знание - это и есть тождественность, самоощущение собственных ценностей, существа собственного положения и собственных предложений социального порядка. Все это группа обретает в процессе социальной практики, но не непосредственно, а всегда через аксиологическую практику. Поскольку система данной практики скоординирована (кристаллизована и упорядочена) с соответствующей СПЦ, постольку социальный субъект (любая социальная общность) может правильно отражать свою практику как для себя и через себя управляемую.

Интеграция субъекта политики (получение, развитие и защита его тождественности), несомненно, есть не только основная функция, но также «функциеобразующая». Реализация функции тождественности ведет к специализации действия системы политических ценностей, формирования ее остальных функций и кристаллизации места каждой из них во всей системе аксиологической практики. Не бывает так, чтобы СПЦ реализовала свои функции всегда идентично, с одной и той же интенсивностью и в одном и том же порядке. О том, какая из функций доминирует в данный период (на данном этапе политической

250

практики) а какая перестает быть «наличной» - всегда решает собственно функция тождественности. Несколько упрощая проблему, можно сказать, что СПЦ не будет действовать если не будет такой потребности и если действовать, если не будет такой потребности и если появляющаяся потребность не будет иметь влияния на реализацию функции тождественности.

К примеру, если реализация функции тождественности в рассматриваемый период не связана с «чувством» потребности активизировать политические институты, то отсутствие деятельности данных институтов, безусловно, не повлияет на тождественность субъекта. Это можно показать на примерах классов, выброшенных «за борт» исторического процесса. Их тождественность настолько автономизирована, что они не видят в сфере аксиологической практики никаких симптомов необходимости пользоваться политическими средствами (например, создание новых политических институтов, выдвижение собственного политического представительства и т. п.). В результате их политическое небытие оказывается для подавляющего большинства членов «громом среди ясного неба», чем-то настолько удивительным, что совершенно нельзя воспринять, несмотря на всю очевидность новой ситуации. Так вели себя французская аристократия после буржуазной революции и имущественные классы России после социалистической революции.

Остальные функции СПЦ состоят в следующем:

1. Политическое мотивирование и создание условий, при которых политические цели (и социальные, если их нельзя реализовать вне политического действия) преобразуются в непосредственные мотивы поведения, установок и действий отдельных членов данной большой социальной группы, в первую очередь ее «функционеров» (политиков, организаторов, идеологов, пропагандистов и т. п.).

2. С мотивированием связана контрольная функция. (Система политических ценностей есть основание (как уже говорилось) выработки стандартов оценки действия и его результатов. Она также формирует сознание необходимых изменений уже начатых действий, если они перестают быть рациональными.

3. СПЦ определяет главные политические цели. Конечно, не непосредственно, так как она не является компьютером, уточняющим направления деятельности. Однако именно функционирование СПЦ в политическом сознании ведет к конкретной оценке происходящих собы-

251

тий, к структурным установлениям необходимости и к выдвижению целей (задач), которые нельзя обойти в данной ситуации.

4. СПЦ позволяет определить не только главные политические цели и способствует не только их оценке именно как целей самих по себе. Функционирование СПЦ способствует формированию целой системы целей, уточнению главных целей посредством опосредующих и частных (специфических задач или политических директив). Поэтому функцию, связанную с установлением целей, мы называем «директивной».

5. Функция СПЦ состоит также в определении политических благ и указании сопутствующего фактора политичности социальных благ. Эту функцию СПЦ можно назвать также инструментальной, ибо в ее реализации участвуют именно инструментальные политические ценности и нормы.

6. СПЦ выполняет также регулятивную функцию, обусловливая отношение большой социальной группы или другой социальной целостности к разнородным политическим (или социальным) институтам.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Полезные ссылки:

Для очень занятых: квалифицированная помощь с курсовыми и дипломными проектами вместе с агрегатором Автор24

Читай книги вместе с alpinabook.ru

Смотри новинки на сайте Читай-город

Развивайся со sky.pro, получи любую профессию онлайн с Нетологией

Спасаем деревья и климат с б/у электронными книгами 

Макаренко, Политология

Previous post Next post
Up