Понятие и функции политических норм
В сфере политики (политической активности, деятельности) выступает много субъективных элементов. Помимо описанных выше ценностей мы имеем дело в ней также с политическими нормами. Выделение политических норм обосновано прежде всего необходимостью социального регулирования сферы политической практики. Исключительно большая активность разнородных социальных субъектов и прогрессирующая институционализация политической практики определяет потребность в последовательном регулировании, выявлении зависимостей, внедрении
232
образцов и схем поведения. Данные образцы (схемы), которые устанавливают отношения между средствами и политическими целями и характеризуют взаимоотношения между большими социальными группами, а также между данными группами и другими социальными образованиями, мы предлагаем называть «политическими нормами».
Такое определение политических норм не является общепринятым, поскольку до сих пор продолжается дискуссия о возможности придания конкретным социальным нормам дефиниции «политических». В дискуссии обнаружилось несколько подходов. Кроме исследований, склоняющихся к вычленению политических норм, есть и такие работы, в которых существование данных норм отрицается. Это вытекает из разнородности принятых концепций политики. В зависимости от той или иной дефиниции политики, политических отношений, политической практики либо возникает, либо исчезает возможность определения некоторого множества социальных норм как политических.
В литературе можно отметить несколько стратегий анализа социальных норм в целом. Помимо правового анализа, имеющего наиболее длительную традицию, проблематикой норм все чаще занимаются социологи, психологи и философы. На эти традиции опираются также политические науки. В политологических исследованиях и дискуссиях подходы, отрицающие существование специфических политических норм, обосновываются либо аргументом о том, что данные нормы растворяются (исчерпываются) в других социальных нормах (правовых, моральных, традиционных), либо указанием на трудности выделения специфически политических форм санкционирования норм. В обоих случаях аксиологический анализ политики должен рано или поздно привести к редукции проблем и ограничениям значимости познавательных вопросов. Ибо вместо важнейших проблем, определяющих политическую практику, мы получаем лишь средства, позволяющие распознать намерения участников политики и анализировать внеполитические средства, регламентирующие активность в сфере политики. Согласие с подходом, признающим существование политических норм, порождает потребность их выделения не только среди всех социальных норм, но и среди других аксиологических элементов политики.
Не входя в дальнейший анализ обеих групп подходов,
233
мы считаем, что политические нормы существуют, а также - в соответствии с ранее сформулированным тезисом - что их выделение возможно с точки зрения сферы регламентированных социальных отношений, выполняемых в ходе данной регламентации функций и специфики социальных (политических) санкций.
Специфика политических норм состоит в том, что они регулируют социальные отношения, возникающие в связи с функционированием больших социальных групп, реализацией их потребностей в целом и институционализацией массовой активности. Основными сферами воздействия политических норм оказываются процессы артикуляции потребностей, представления интересов, консолидации и организации различных форм и проявлений активности, институционализации интересов больших социальных групп, направления деятельности, нацеленной на удовлетворение потребностей и интересов. О. Цетвинский, формулируя «субъективный предикат» политичности социальных норм, утверждает, что нормы являются политическими, если регулируют отношения между большими и малыми социальными группами и индивидами. В такой ситуации другие нормы (правовые, моральные или традиционные) могут получать политическое значение [17] . Часть политических норм господствующего класса выделяется и получает государственную санкцию (а до этого в процессе политической борьбы они подлежат согласованию с остальными большими социальными группами), преобразуясь тем самым в конфликтующие политические нормы. Последние определяют легализацию в данной социальной системе способа представления интересов отдельных социальных групп, борьбы за реализацию собственных потребностей и интересов, организованного действия и влияния на государственный аппарат. В виде норм избирательного права, функционирования политической системы и политической борьбы они влияют на протекание и характер общественной политической практики.
Особый подтип политических норм составляют те из них, которые служат регулированию отношений, формирующихся в связи с выделением и формированием политического представительства отдельных классов. Они являются одновременно политическими нормами, определяющими ответственность политического представительства, и нормами, регулирующими его внутреннее функционирование. Примером норм политической
234
ответственности служат те, которые в социалистическом обществе выражаются в стереотипе, называемом «ведущая роль коммунистической партии в отношении рабочего класса». Пример внутриорганизационных норм в коммунистической партии - так называемые «ленинские нормы партийной жизни».
Специфика политических норм обусловлена их связями с политической практикой и сферой осуществляемых функций. Такое определение специфики политических норм вытекает из принятой формулировки онтологического статуса политических ценностей (а также других аксиологических элементов политической практики). Тем самым существование и определение политических норм есть следствие принятия концепции политики А. Боднара [18]. Из такого определения места политических норм в политике вытекает, в свою очередь, специфическая черта (отличающая их от других социальных норм) - выполняемая функция. Кроме функций, идентичных реализуемым с помощью других норм (властной регламентацией отношений, поведения и политических действий в сфере политики), политические нормы имеют также специфические функции:
1. Проявление и внедрение в политическую практику идеологических норм, выражающих социальное положение данного класса. 2. Институционализация (в определенных рамках, выход из которых означает ситуацию политического кризиса) конкуренции и борьбы различных политических сил и ориентации. Политические нормы устанавливают, в каком направлении данная социальная сила должна развивать социальную активность, где находятся границы выбора социальных целей и использования возможных (для нее) средств действия. 3. Определение смысла механизмов соблюдения государственных или внутриорганизационных норм. Вопреки достаточно широко распространенному мнению, не правовые нормы предопределяют, например, возможность призыва к соблюдению данной политической нормы, но политическая норма устанавливает и возможность использования правовой нормы, и сферу ее применения в конкретной социальной ситуации.
Несомненно, последнее утверждение принадлежит к наиболее противоречивым в политологическом анализе проблематики политических норм и ценностей. Однако его можно принять хотя бы в качестве весьма правдоподобной гипотезы, позволяющей понять как ситуацию,
235
в которой происходит, к примеру, отмена реализации различных норм государственного права, так и специфическое учитывание принципа реализма при оценке функционирования всех нормативных систем в сфере социальной практики.
Специфика политических норм зависит также от способа их санкционирования. Именно в процессе санкционирования политических норм особенно интенсивно используются иные социальные нормы (политические, традиционные, моральные). Но независимо от возможности использования неполитических норм надо сказать, что гарантирование подчинения субъектов политическим нормам есть многоуровневый процесс. Из самого характера политической нормы вытекает, что основной санкцией для нее будет факт регулирования отношений между большими социальными группами. Признание указанными группами данного способа регулирования представляет собой - при соответствующей социальной силе (влиянии) - достаточный сигнал полезности соблюдения нормы, отражающей названный способ. По поскольку признание большой социальной группой различных способов регулирования политических отношений многоступенчато, постольку многоступенчато и санкционирование политических норм.
Следствиями неподчинения непосредственных субъектов политики правилам политического действия (логике политической практики) становятся явления и процессы дезинтеграции общества, уменьшение возможности удовлетворения потребностей и интересов больших масс людей, например, появление и углубление разрыва между классом и его политическим представительством и т. п. Данные следствия релятивизированы к характеру социальной системы, в которой протекает политическая практика.
Таким образом, политическая санкция есть ограничение возможности политического действия, которое проходит следующие фазы: 1. Ограничение возможности политического действия (падение поддержки и вследствие этого возможности мобилизации к политической активности и действиям; уменьшение социальной базы). 2. Ограничение политического влияния (что может проявляться в падении политического авторитета, неспособности к рациональному определению направления социально-политических действий, неумении найти послушание у других непосредственных субъектов политики
236
и т. п.). 3. Изменение сферы политического действия (что в наибольшей степени касается политических институтов и политических деятелей). 4. Выход из политической сферы.
В результате появляется проблема ответственности в политике. Она распадается на два подвопроса. Первый из них - так называемая объективная ответственность, т. е. принятие на себя последствий любого социального действия его субъектом. Второй - субъективная ответственность, вытекающая из недостаточного учета всех обстоятельств политического действия, пренебрежения правилами, которые определяют предпочтения целей, средств и методов действия, а также неучет сил, выступающих на политической арене, и т. п. В данном случае политическая ответственность относится к институтам и лицам (ролям), функционирующим в сфере политики.
В новейшее время в подавляющем большинстве политических систем соблюдается принцип: политическую ответственность несут только в политической сфере. Это значит, что неподчинение политическим нормам ведет (за исключением кризисных ситуаций) исключительно к санкциям, ранее охарактеризованным как политические. Однако такое определение политических санкций вызывает много сомнений. Они связаны с многосторонностью негативных последствий политического действия, нарушающего политические нормы, и с необходимостью существования обязательного минимума свободы для политических действий.
Первое сомнение неразрешимо на теоретической почве. Если даже признать правильность выведения неполитических (например, правовых или традиционных) следствий в случае неподчинения политическим нормам, то это еще не решает вопроса о размерах нарушения нормы и о сущности самой политической нормы. Ибо возможны злоупотребления политическими нормами в форме деятельности, не соответствующей ни их духу, ни букве. Несколько проще обстоит дело с установлением сферы ошибок и сферы свободы в политической деятельности. От волюнтаризма в политической деятельности предохраняет не только санкционирование политических норм в негативном смысле (предостережение перед возможными политическими наказаниями), но и их санкционирование в позитивном смысле. Политические нормы всегда предписывают считаться с укладом социальных сил, настроениями и ожиданиями, уровнем
237
неудовлетворенных потребностей и интересов. С этой точки зрения полем свободы выступает точность непосредственного субъекта политики при учете всех указанных объективных и субъективных условий. Кроме того, существуют специальные политические нормы, определяющие данное поле свободы (ошибки). Во всех политических системах названные нормы обусловливают возможность включения или исключения из политической активности, представления политических программ и действий, обретения социального и политического мандата.
В социалистических политических системах, в которых потребность в социально-политических экспериментах, новаторстве и модернизации особенно велика, мы имеем дело со следующими политическими нормами: 1. Необходимость получения социального согласия па деятельность в том или ином направлении. 2. Требование явного действия (передача полной информации об условиях принятия и осуществления отдельных действий или их типов заинтересованным лицам). 3. Потребность постоянного учета политических критериев деятельности. 4. Необходимость учета главной социальной цели при конкретизации политических целей и задач.
Итак, политические нормы - важная составная часть всей политической практики. Они отражают сложный характер политических отношений и степень ангажированности в данные отношения отдельных субъектов (больших социальных групп, политических представителей, индивидов и политических ролей). Анализ политических норм не только позволяет конкретизировать аксиологический подход, но является также (хотя и не всегда в близком будущем) важным фактором повышения эффективности политических действий.
Конкретно-историческое содержание системы политических ценностей
Прежде чем приступить к изучению структуры функционирования и детерминирующей роли систем политических ценностей (СПЦ) в политической практике различных субъектов, следует принять принцип историзма. В понимании исторического материализма он означает требование учитывать конкретный социально-исторический контекст системы политических ценностей и рассматривать его всегда как продукт и составную часть данной системы общественных отношений на определенной стадии обще-
238
ственного развития. Поэтому марксистский анализ систем политических ценностей связан с их восприятием в социально-исторической ситуации, исторической тождественности и индивидуальности. Марксистский анализ исключает интерпретацию систем политических ценностей, ограниченную абстрактным содержанием политических идей. Он равнозначен обнаружению связи идеологического содержания систем политических ценностей с конкретной материальной социально-исторической почвой. Тождественность системы установлена в совокупности ее генетических, структурных и функциональных отнесений. Совокупность отмеченных измерений тождественности укладывается в четкую сетку координат и образует систему, которую можно назвать «сеть идентификации СПЦ» и применение которой к конкретно-историческому материалу облегчает установление сущности и специфики этой СПЦ на определенной стадии развития (данной системы и социальной системы как целого), а также четкое фиксирование качественного отличия от других СПЦ. Это позволяет также выявить размеры, в которых СПЦ определяется различными объективными факторами, и размеры, в которых она сама субъективно обусловливает политическую практику.
Объективное положение группы в социальной структуре
Мы осуществляем классовую идентификацию конкретного субъекта (группы, института, органа), изучая социальный состав группы с точки зрения классовой принадлежности и чувства этой принадлежности, объективную связь интересов указанной группы с интересами основных классов общества. Классовая идентификация важна, если субъектом системы политических ценностей является не социальная группа, тождественная с социальным классом, особенно когда она сознательно не отождествляет себя с определенным классом. Это свойство образует исходный пункт анализа систем политических ценностей, выраженных в доктринах и программах политических движений с неоднородным социальным составом (например, национально-освободительные движения, движения ветеранов, женские и молодежные движения, движение защитников мира) и неоднозначной классово-партийной ориентацией. Методологический принцип партийности обязывает нас установить классовую объективную иден-
239
тификацию и классовую тождественность движения как субъекта СПЦ, независимо от его внеклассовых или «надклассовых» деклараций.
1. Абсолютное измерение стадии развития общества
Располагая систему политических ценностей в рамках конкретной социально-экономической формации, мы учитываем ее свойства, вытекающие из принадлежности к какой-либо идеологической надстройке или к формам сознания, альтернативным в отношении данной надстройки.
2. Конкретно-исторические координаты
Они определяют конкретный временной объект, в котором социальная группа находится в определенных отношениях к политическим явлениям и процессам, к другим субъектам политики и к собственным потребностям и интересам (например, эпоха географических открытий, период деятельности Священного союза, период «холодной войны»). Конкретно-исторические координаты располагают политические действия социальных групп в совокупности тех или иных событий, характеризуют состояние развитости политических процессов, а их отношение к стадии социального развития аналогично отношению категории типа «особенное» к категории типа «всеобщее» в марксистской диалектике.
3. Абсолютное измерение стадии развития группы
С точки зрении данной характеристики можно говорить о возникновении, формировании группы (класса, слоя, нации и т. д.); о развитии самореализации группы, выражающейся в достижении высших форм связи и сознания; об организации или групповой связи, особенно в самосознании, в сознании собственных потребностей, к чему относятся, например, марксистские категории класса «в себе» и класса «для себя»; а также об исчезновении, распаде или уничтожении класса, социального слоя, нации. Другими словами, речь идет о мере развития внутри-групповых процессов интеграции и дезинтеграции группы с точки зрения ее потребностей, интересов и ее сознания и скоррелированных с ними процессов изменения социальной структуры, независимых от группы. Ясно, что система политических ценностей групп, находящихся в стадии формирования и развития, и групп, находящихся в стадии разложения и декаданса, будет различной (для примера достаточно сравнить революционную систему
240
ценностей французской буржуазии в период революции 1789 г. и преобразованную систему ценностей этого класса в революции 1848 г., в Парижской Коммуне 1871 г. и т. д.).
4. Относительное измерение стадии развития группы
Оно определяется отношением между стадией развития общества и стадией развития группы (в конкретных исторических обстоятельствах), а на длительных периодах времени - соотношением между направлением макросоциальных процессов и направлением внутригрупповых изменений. В этом случае мы рассматриваем процессы интеграции или дезинтеграции группы с точки зрения их совпадения, соответствия объективным тенденциям развития общества в рамках продолжительности той или иной формации или в период перехода от одной формации к другой. Иначе говоря, мы исследуем связь между вхождением в роль, игрой и потерей группой (прежде всего классом) своей исторической роли, «исторической миссии» и устойчивостью, жизненностью, актуальностью ее исходных идеологических ценностей. Такая характеристика позволяет судить аксиологически нейтральным способом (в прагматически-методологическом смысле), свободным от компаративистского релятивизма, о прогрессивном, консервативном или реакционном содержании систем политических ценностей субъектов, представляющих группу и представленных в ней.
5. Географически-культурное измерение
Оно называется также культурно-цивилизационным и конкретизирует содержание отдельных политических идей и систем политических ценностей в связи с особенными свойствами культуры и цивилизации данного региона. Совершенно иной «родовой груз» и содержательные смыслы понятий «демократия», «свобода», «справедливость», «равенство» мы наблюдаем в кругу европейской цивилизации, чем в культуре Дальнего Востока. Это не отменяет универсальных общечеловеческих свойств политических понятий и ценностей, однако культурно-цивилизационные контакты обусловливают существенные нюансы содержания и иерархии ценностей. При подобном измерении становится очевидным влияние на политические ценности в строгом смысле слова таких традиций и ценностей, которые выходят за рамки отношений между большими группами и институтами (например, национальные, религиозные, моральные, эстетические и иные традиции).
241
Среди них особое значение имеет система моральных ценностей.
К перечисленным выше качествам, образующим в совокупности социально-историческую идентификацию субъектов СПЦ, следует добавить несколько других, непосредственно связанных с политической идентификацией больших социальных групп и групп, непосредственно участвующих в политической практике. К ним принадлежат:
6. Степень и форма организации субъекта
Это вопрос о структуре субъективности большой социальной группы, более или менее непосредственно представленной в системе политических ценностей. В данном случае мы характеризуем окончательный субъект СПЦ с точки зрения его сплоченности и потенциальной способности к действию. На этом этапе исследования мы определяем формы и размеры связей между членами большой группы (идеологических и организационных), размеры и формы артикуляции потребностей и интересов всей группы, прежде всего структуру политического представительства группы. В последнем случае нас интересует характер и число политических организаций, представляющих большую группу или претендующих на такое представительство, взаимоотношения между ними и в конечном счете степень политической консолидации и единства группы. Данное измерение отражает этап и уровень развития социальной группы как субъекта политики, показателем которого служит достигнутый уровень интеграции.
Характеристика такого типа уточняет субъективную идентификацию СПЦ и вызывает несколько связанных между собой вопросов: 1. Кто является непосредственным субъектом СПЦ (какая организация, социальное движение)? 2. Какие существуют конкурирующие СПЦ по сравнению с данной - в рамках спора о политическом представительстве одной и той же группы (например, соперничество буржуазных или мелкобуржуазных партий, ситуация раскола в рабочем движении, конфликт политических группировок в лоне национально-освободительного движения и т. д.)? 3. Какова СПЦ, которую можно (если можно) приписать названной группе как целому и которая была бы главенствующей по отношению к институциональным вариантам данной системы? 4. Какая из систем политических ценностей, непосредственно связанных
242
с определенной политической организацией, наиболее близка этой системе и наиболее для нее репрезентативна и правомочна?
Так мы входим в проблему непосредственной тождественности СПЦ, что находит выражение в очередном измерении идентификации.
7. Степень тождественности между большой социальной группой и политической организацией
Она равнозначна степени тождественности между СПЦ организации и СПЦ группы. В действительности это измерение более широко и при указанном подходе образует следствие проблемы отношения между группой и организацией, определяемого степенью влияния группы на организацию, на возможность контроля и формирования политической линии. В результате можно установить степень суверенности группы как окончательного субъекта политики.
8. Отношение большой социальной группы к обществу, другим группам и к самой себе (собственной политической роли)
Оно равнозначно политическому самоопределению группы (и ее организации) как политической силы. Это отношение выражается в согласии или отрицании существующего социального порядка относительно индифферентизма, релятивизма и амбивалентности. Определенное отношение к социальной системе влечет за собой, более или менее последовательно, конкретное направление политических действий (укрепление, модификацию или борьбу и революционное преобразование господствующих политических отношений и всей совокупности общественных отношений), а вслед за ним - предпочитаемые методы политических действий, объективирующиеся как существенные определители тождественности СПЦ (например, парламентаризм в реформистских движениях, терроризм в экстремистских движениях с нигилистической окраской). Мы учитываем также отношение большой социальной группы и ее организаций к другим социальным силам, принятый уровень политических союзов, политического руководства, политического соперничества и борьбы.
9. Соответствие систем ценностей и интересов
Затем мы проверяем (с учетом пяти первых характе-
243
ристик) соответствие системы политических ценностей с долговременными объективными интересами субъекта политики. Это важный фактор политической и исторической квалификации СПЦ. В данном контексте появляется категория «ложного сознания». Измерение десятой характеристики вместе с предыдущими определяет в совокупности политическую силу окончательного субъекта анализируемой системы ценностей. Внешним и непосредственным проявлением этой силы (и потому субъективности) оказывается роль группы в политической системе общества.
10. Роль группы в политической системе общества
Она выражается в размерах и формах участия в осуществлении политической власти (в первую очередь государственной) или влияния на нее, в совместной формулировке политических решений и обязательных политических норм (в виде «правил игры», признаваемых всеми, а в любом случае - в виде разделяемых и реализуемых целей). Показателем данной роли может быть установление, в какой степени группа приспосабливается к существующим отношениям, а в какой - приспосабливает их к самой себе, т. е. формирует и преобразует. Указанная роль есть следствие объективной сущности и политических целей группы для общества в целом (вытекающая из места группы в общественном процессе производства и распределения), а также степени ее субъективности. Для квалификации системы политических ценностей, безусловно, имеет значение не только «количественный» аспект данной роли (степень социального влияния, ощущаемого в историческом измерении), но и ее социальный характер. Прежде всего то, насколько стремления и последствия действий группы имеют партикулярный, а насколько - общесоциальный характер.
Структура системы политических ценностей
Структуру любой системы политических ценностей можно анализировать, не задаваясь вопросом о типологии, выражающей сущность отдельных ценностей в ходе процесса политической практики, не ставя вопрос о типологии, отражающей характер политических явлений, подлежащих процессу воплощения в идеи. С этой точки зре-
244
ния можно говорить о ценностях, отражающих потребности связи людей, политические отношения, политические институты и политические блага. Опосредованно названное деление ценностей отражает также функции, исполняемые СПЦ.
Идеи потребности связи, политических отношений, политических институтов и политических благ связаны (интегрально) между собой двояко: 1) посредством самой структуры политической системы; 2) посредством зависимостей (закономерностей), связывающих элементы системы политической практики, которые отражаются в отдельных типах ценностей.
Система политических ценностей образует существенный фактор политического сознания социальных групп. Она является таковой лишь в той степени, в какой охватывает все типы политических ценностей в сложной сети взаимосвязей. Вообще никакая политическая ценность не функционирует в сознании социальных групп самостоятельно, в отрыве от других. Это относится и к системам. Указанные типы политических ценностей тесно скоррелированы и синхронизированы и в то же время образуют диахроническую последовательность следствия, следования и определения. Проанализируем их в соответствии с изображенной на рисунке 14 схемой.
Данная схема показывает двойственные диахронические и синхронические связи. Ее интерпретация состоит и следующем:
1. Потребность в групповых связях обусловливает определенные идеи политических отношений, при которых данная потребность может быть удовлетворена. В результате мотивы политических действий субъекта оказываются выраженными в категориях политических целей, а точнее - учитывая директивно-инструментальную релятивизацию - целей и задач.
245
2. Представления о будущих и существующих в настоящее время политических отношениях формируют, в свою очередь, понятия о желательных типах политических институтов, способствующих реализации поставленных целей, а через данные институты - удовлетворению конкретных потребностей связи.
3. Потребности связи определяют идеи политических институтов не только опосредованно, через идею политических отношений, но и непосредственно: функция института - удовлетворение потребностей, поэтому какой-либо потребности (или нескольким потребностям) соответствует всегда один или несколько институтов. Указанные два канала детерминации в принципе действуют параллельно и одновременно. Поэтому между ними не может быть соответствия, аналогично соответствию между мотивами и целями. В цепи опосредования перевод мотивов в категорию целей или целей на язык средств и методов может быть неправильным, тем более что данной потребности обычно не соответствует однозначно данная идея политических отношений. В результате реализация целей необязательно тождественна удовлетворению потребностей.
4. Идеи политических институтов устанавливают каталог политических благ, являющихся предметом желаний субъекта и достижимых благодаря функционированию названных институтов.
5. Однако этот каталог опосредован идеей политических отношений, поскольку они обусловливают определенный тип благ.
6. Каталог политических благ вытекает непосредственно из каталога потребностей связи субъекта, ибо содержанием потребностей всегда оказывается желание тех или иных благ, а их предметом - как раз определенные блага.
По отношению к благам опосредование становится еще более сложным, дифференцированным и тем самым более противоречивым. Например, предполагаемые эффекты деятельности институтов могут не соответствовать потребностям. Подобным образом противоречие между каталогом потребностей и целей влияет на усложнение при формировании каталога благ.
В приведенной на рисунке 14 схеме необходимо обратить внимание на две параллельные связи: потребности с идеями политических благ и идеи политических отношений с идеями политических институтов. Первая харак-
246
теризует зависимость мотивов и результатов, вторая - целей и средств. Связь потребностей связи с идеями политических благ объединяет в единое целое две стороны потребностей: аффективную и теоретическую, содержание и предмет потребностей. В сумме они образуют сознание потребности связи. Аналогичным образом связь идеи политических отношений с идеями политических институтов отражает сознание политических действий.
К ОГЛАВЛЕНИЮ Полезные ссылки:
Для очень ленивых занятых:
квалифицированная помощь с курсовыми и дипломными работами Читай книги вместе с
alpinabook.ru Смотри новинки на сайте
Читай-город Развивайся со
sky.pro, получи любую профессию онлайн
с Нетологией