Войцех Костецкий. Политическая идеология как форма общественного сознания

Aug 07, 2024 14:08


Сфера общественного сознания

Идеологические явления общественной жизни принадлежат к сфере общественного сознания. Под общественным сознанием мы понимаем целостность духовной жизни, идей и взглядов, общих для целых групп, классов и обществ, которые определяются их общественным бытием и выполняют конкретные общественные функции. В свою очередь формами общественного сознания мы называем отдельные структуры в данной сфере, которые различаются между собой с точки зрения отражения общественного бытия и - частично - сферой отражаемых явлений. Можно также аналитически выделить сферу политического сознания как такую часть общественного сознания, которая непосредственно относится к политическим явлениям и процессам, и указать в нем два слоя: индивидуальных оценок и взглядов и коллективных представлений. Эта сфера часто определяется как политическая мысль, которая состоит из идей, включающих ее единичное, существенное и ведущее содержание.

Напомним теперь характерный для марксизма тезис о вторичности сознания по отношению к бытию. Он включает три условия: 1. Генетическое - мышление и создание социальных идей требует производства (воспроизводства) материальных условий бытия. 2. Эпистемологическое - человек познает окружающий мир в процессе труда, следовательно, сознание как таковое есть общественная практика. 3. Социологическое - действительность рассматривается через призму места, которое занимает данный субъект в объективной сетке общественных отношений.

205



Наличие отмеченных условий не уменьшает активную роль общественного сознания в отношении практики. Образы действительности, отраженные в человеческом сознании, объективируются и распространяются. Теория становится материальной силой, когда она овладевает массами. Мир не удовлетворяет человека, и человек решает его изменить. Поэтому установление критериев реализма и зрелости форм сознания имеет познавательное и практическое значение. К критериям реализма относятся следующие свойства форм сознания: соответствие и непротиворечивость объективной эволюции явлений и процессов, охватываемых данными формами; способность воздействия на объективные тенденции развития явлений и процессов; способность успешно гарантировать целостность, безопасность и стабильность социальных систем, интересы и цели которых выражают данные формы; способность увеличивать роль данной системы в его среде. К критериям зрелости можно отнести свойства полноты, интенсивности и активности выражения автономности в отношении действительности; способности отражения и всесторонности интерпретации явлений и процессов; значение выполняемой роли по отношению к практике.

Понятие, структура и функция идеологии

Значения термина «идеология» многократно описаны в литературе. Не входя здесь в семантически-дефинитивные рассуждения, сосредоточимся на вопросе вычленения идеологии из форм общественного сознания.

Общественное сознание обогащается и дифференцируется в ходе истории, в нем зарождаются новые формы, изменяется их взаимоотношение, а также роль отдельных форм в общественном сознании в целом. Вместе с образованием государства и развитием политической организации общества возникает и развивается политическое сознание. Выделение идеологии из форм сознания - исторический процесс. Он ведет к появлению взглядов, функционально связанных с интересами и стремлениями социальных групп, существующих в обществе, разделенном на классы. Идеологией становится та часть общественного сознания, которая служит удовлетворению не всеобщих социальных интересов, а частичных и групповых. В соответствии с природой исторического процесса некоторые элементы других форм сознания в конкретный момент

206

могут принадлежать к идеологии определенной группы. С идеологией мы имеем дело и тогда, когда образующие ее взгляды подлежат уточнению, упорядочению и систематизации в результате деятельности «идеологов»- индивидов, способных глубоко проникать в интересы и стремления социальных групп.

Таким образом, идеологии отличаются историческим генезисом и исторической изменчивостью. Отражая содержание определенных исторических эпох, они имеют относительную (релятивизированную) ценность. С одной стороны, они являются «истинами своего времени», группы, класса, движения, с другой стороны, в большей или меньшей степени содержат элементы устойчивых достижений человеческого познания. Идеологии в той степени партикулярны, в какой выражают специфические интересы отдельных социальных групп, и в той степени всеобщи, в какой могут выйти за пределы этих интересов. В зависимости от исторически меняющейся позиции класса, выступающего носителем данной идеологии, они играют ускоряющую или тормозящую роль в прогрессе человечества.

Так понятая идеология состоит из трех частей. Первая из них - образ действительности. В основном он включает социальные проблемы, но может также включать природные аспекты, например, вводя в концепцию общественной жизни биологическую интерпретацию «борьбы за существование» или выдвигая перспективу «правительства электронных мозгов». Такие образы отражают реальную действительность, а указанное выше различие интересов отражается в общественном сознании и служит стимулом для создания образа действительности через призму положения данной социальной группы. Одновременно этот образ творит желаемую действительность, представляя идеальное состояние общественных отношений с точки зрения интересов данной группы.

Второй элемент идеологии - аксиологическая система. Она лежит в основании оценки, структуризации и иерархизации образа существующей действительности и транспозиции его в образ желаемой действительности. Для названного элемента важен историософский аспект, выражающий оценочный взгляд на смысл истории.

Третий элемент идеологии - практические указания. Они приводят в движение и направляют действия, осуществляемые в интересах группы, которая оказывается носителем данной идеологии. Этот элемент выводится из

207

отмеченных выше компонентов и образует необходимое дополнение, конституирующее активизм общественного бытия и дополняющее диалектику бытия и сознания.

Однако недостаточно просто перечислить элементы идеологии, нужно задаться вопросом о ее эпистемологических и аксиологических основаниях.

На чем базируется образ действительности? Таким базисом в первую очередь является мировоззрение - общий философский образ мира, каталог гуманистических (иногда антигуманистических) идеалов, образ, представляющий социальную среду данной группы в целом и одновременно включающий суждения о смысле жизни, значении и предназначении индивида. Следующее основание образа действительности - наука. Мы говорим о научной идеологии, если она содержит взгляды, соответствующие действительности. Совершенно очевидно, что отмеченные два основания взаимоперекрещиваются и взаимодействуют. Степень базирования мировоззрения на достижениях науки предрешает рациональность или иррациональность образа действительности. Тогда как эвристические возможности и теоретические функции науки остаются в рамках, определенных мировоззрением ее творцов.

Оба основания, кроме всего остального, обусловливают успешность человеческого действия. Для того чтобы оно приводило к поставленной цели, необходимо знание соответствующих законов природы и общества. Следует также определить наши идеологические цели в соответствии с данными законами, цели, которые достижимы при знании этих законов в нашем действии, а также при помощи средств, которыми мы располагаем. В немарксистских теориях встречается редукция понятия идеологии к психосоциальным десигнатам. Например, К. Дойч на основе своей теории коммуникации определяет идеологию как представление или совокупность представлений о мире, которые уменьшают беспокоящие и нередко «болезненные» когнитивные диссонансы в сознании людей, которые признают данную идеологию [Deutsch K. The Analysis of International Relations. Englewood Cliffs. 1968. P. 51.].

Вторая группа вопросов относится к связи между аксиологической системой идеологии и социальными нормами и ценностями. Это вопросы о значении и истинности постулатов отдельных социальных групп, об иерархии типов социальных норм и ценностей (правовых, моральных, политических, обыденных), об отношениях между функционирующими и постулированными нормами и ценностями. Идеологические нормы, решающие ука-

208

занные проблемы, имеют совершенно иных субъектов, нежели остальные социальные нормы. Идеологическая норма совершает оценку уже существующих норм и рекомендует норму постулированную, и потому непосредственно регулирует отношение не столько между субъектами норм, сколько между самими нормами. Другими словами, идеологическая норма имеет характер социальной метанормы, а с точки зрения высокой степени общности идеологические нормы значительно чаще говорят о социальных ценностях, чем о нормах. К этому элементу идеология редуцируется еще чаще. Например, Д. Франкел прямо говорит, что ценности, образующие систему, называются идеологиями [Frankel I. The Moking of Foreign Policy. L., 1963. P. 112.].

Третий вопрос относится к функциям практических указаний, содержащихся в идеологии, и функции ее самой в политической жизни. Марксистские авторы обычно выдвигают на первый план мотивационную функцию при осуществлении политических действий. Не менее важна рационализирующая функция, состоящая в обосновании правильности собственных действий, а также в рационализации исторического процесса. Отметим здесь гипотезу Е. Вятра о двухступенчатом действии идеологии - явном (в рамках которого идеологическое содержание выступает эксплицитно) и скрытом (когда идеологические представления бессознательно принимаются как основание действия, что не означает целенаправленного сокрытия идеологического содержания) [Wiatr J. Sociologic stosunkow politycznuch. Warszawa, 1977. S. 410- 410.]. И в этом случае тоже можно встретиться с редукционизмом, например у Р. Цоттама, выделяющего идеологическое мессианство в качестве одного из вариантов мессианского типа мотивов в международной политике [Сottam R. Foreign Policy Motivation. Pittsburg, 1977. P. 39.].

Идеология и действительность: мысль и действие

Еще в течение XIX в. обычно опирались на первичное значение термина, определяя идеологию как науку об «идеях» или продуктах человеческого сознания и относя ее к абстрактному мышлению, противопоставляя эмпирии. В таком контексте «идеология» имела отрицательную окраску, была отрицанием строгого рассуждения, относящегося к конкретным вещам.

В современной немарксистской литературе следует обратить внимание на две тенденции в понимании идеологии. Во-первых, она противопоставляется политике по

209

принципу: «эффективное» представление - «эффективное» действие. Такое противопоставление в некотором смысле отражает сущность тенденции, которая с середины XIX в. отделяет историю «политики» от истории «культуры», а в настоящее время она проявляется, например, в трудах, анализирующих деформации «идеологических» суждений о том, что хорошо, «геополитическими» вещественными давлениями.

Во-вторых, идеология понимается как фактор, «маскирующий» политику и мистифицирующий политическую действительность. К. Мангейм в связи с этим утверждал: «Изучение идеологии имеет своей задачей демаскировать более или менее сознательные жульничества и переодевания» [Manheim K. Ideology and Utopia. N. Y., 1936. P. 238.]. В этой же самой струе оказывается в настоящее время, к примеру, влиятельное направление политической мысли, определяемое как «политический реализм». Он понимает роль идеологии как маскировку интересов, а в отношении к своей центральной категории «власти» - как фактор, гарантирующий психологическое и моральное одобрение «актерами» и «зрителями» политики, основанной на силе. По словам Г. Моргентау, «сама сущность политики требует от актера политической сцены использовать идеологию с намерением замаскировать непосредственную цель своих действий» [Morgenthau H. Op. cit. P. 85.]. В сфере внешней политики получение поддержки со стороны народа требует маскировки политики путем ссылок на биологическую необходимость (например, существование народа) и «моральные» принципы (к примеру, справедливость). Таким образом, по мнению представителей «политического реализма», идеология поднимает мораль нации и становится оружием в борьбе за власть на международной арене.

В своих ранних работах Маркс и Энгельс использовали термин «идеология» главным образом для обозначения светских форм идеализма, социально-исторических взглядов Фейербаха и социальной доктрины так называемого «истинного социализма». В более зрелые годы они применяли термин «идеология» для обозначения любой системы упорядоченных взглядов, которые во имя данных ценностей оправдывали и укрепляли господство эксплуататорских классов или провозглашали различные социальные утопии от имени эксплуатируемых классов. В современных исследованиях показано, что до открытия диалектического и исторического материализма, до формулировки научного социализма и его распространения в массовом рабочем движении все идеологии формулиро-

210

вали свои задачи мистифицированным способом и были донаучным способом рефлексии над стремлениями и мотивами людей, усматривая в идеях, а не в материальных действиях, стержень смены и постоянства структур общественной жизни. Поэтому Маркс и Энгельс трактовали идеологию как «ложное сознание». Иначе говоря, они акцентировали внимание на роли, которую выполняет идеология в поддержании существующего классового порядка. Эта роль вытекает из ложного, не соответствующего действительности понимания предпосылок и средств изменения данного порядка и построения бесклассового общества.

На иную социальную роль идеологии было обращено внимание во времена Ленина (в первую очередь - он сам в работах о революционном сознании пролетариата). Понятием «идеология» стали пользоваться для обозначения совокупности убеждений и идей, образующих ориентиры политического движения. Научный социализм, основанный на диалектическом и историческом материализме и марксистской политической экономии, начали называть - по мере распространения среди масс - идеологией рабочего класса.

Не вникая глубже в сложные взаимосвязи идеологии и политики, можно сказать, что: 1) они одинаково обусловлены социально-экономическими отношениями; 2) политика создает для них материальные предпосылки и организует идеологическое воздействие; 3) на базе идеологии формулируются политические цели и подбираются средства их реализации, формируются политические основания, а политические движения завоевывают сторонников и активных участников. Среди факторов, благоприятствующих влиянию идей на политику, можно отметить конфронтацию идеологий основных классов, преобразование «класса в себе» в «класс для себя», политическую активизацию в массовых размерах больших социальных групп с различными интересами, использование идей руководящими центрами для обоснования своей практической деятельности и подчеркивание роли категории «противоречие» в развитии идеологических явлений.

Все указанные элементы применимы и к отношению между идеологией и внешней политикой. Одни авторы понимают под идеологизацией отход от прагматизма в политическом действии, что делает очевидным экспансионистский характер политики. Другие авторы подчер-

211

кивают, что на самом деле идеологизация есть такой способ международного взаимодействия, который не считается с объективными процессами и пропорциями их развития, а по субъективным соображениям преувеличивает роль идеологических явлений в совокупности международных отношений. Скрытой целью такой процедуры чаще всего бывает поддержка, отрицание или маскировка с помощью идеологического воздействия действительной сущности одновременно осуществляемых политических, экономических и военных воздействий.

В 1950-1960 гг. были «модны», особенно в антикоммунистической политической мысли, представления о том, что роль идеологии неизбежно уменьшается по мере роста благосостояния «индустриальных» обществ. Тогда говорили, что, во-первых, рост благосостояния способствует упадку идеологической заинтересованности и идеологической ангажированности, а политика приобретает характер прагматической игры, свободной от идеологии и связанного с ней фанатизма, во-вторых, что ликвидация идеологии в политике (имея в виду ликвидацию социально-радикальной идеологии) - явление полезное и достойное поддержки. Социальные волнения в капиталистических странах в конце 60-х гг. и идеологическая борьба в международных отношениях в начале 80-х доказали неосновательность таких взглядов.

Одновременно западным авторам присуща специфическая демонизация влияния идеологии на политику. Здесь можно указать на размышления Г. Киссинджера, который утверждал, что сущностью марксизма-ленинизма и причиной, по которой трудна нормальная дипломатия с коммунистическими государствами, является идеологический взгляд, что «объективные» факторы, такие как социальные структуры, экономика и прежде всего классовая борьба,- важнее, чем личные убеждения политиков. Но если личные убеждения «субъективны», то советская безопасность не может основываться на доброй воле политиков, особенно принадлежащих к иной социально-экономической системе,- так истолковывает Киссинджер поведение СССР. Это ведет Советский Союз к поиску абсолютной безопасности - такой, чтобы быть сильным в той степени, которая дает полную независимость от политики других стран. Однако абсолютная безопасность одной страны означает одновременно абсолютную угрозу для всех остальных, поскольку она может быть достигнута только путем сведения других государств к бессилию.

212

Поэтому оборонительная внешняя политика может перерастать в традиционную агрессию [Hanrieder W. (ed.). Comparative Foreign Policy. N. Y., 1971. P. 39.].

Другим примером восхваления идеологических связей социалистических стран является тезис о возрастании роли идеологии как механизма сплочения данных стран пропорционально дифференциации их политики. Утверждают, что в настоящее время идеология есть не только поле рассуждений и источник политических инноваций по причине своего полицентризма, но она необходима и для самоидентификации коммунистической власти в отдельных государствах и ее координации. Что именно идеологическое сплочение образует специфику связей в Восточной Европе, ибо без него были бы только подобия в государственной собственности на средства производства, в формах правления и т. д. [Вirks R. Linkage Politics. N. Y., 1967. P. 175-183.].

Примером оценок капиталистической политики и идеологии может быть высказывание Г. Пахтера об американской внешней политике: «Движение идеологического маятника обычно больше, нежели отклонения в нашей действительной внешней политике. Относительно незначительное изменение в степени ее активности, передвижка географического направления наших интересов, ревизия используемых средств - все модификации такого типа приветствуются или осуждаются как фундаментальные изменения в идеологической ориентации и фундаментальной философии, возбуждая энтузиазм или подавленность» [Pachter H. The New Shape of Foreign Policy. N. Y., 1979. P. 35.].

Проблемы классификации и уровней анализа

Для познавательных целей можно осуществить классификацию идеологий, относя упорядочивающие критерии к их отдельным составным частям или свойствам. Самым существенным критерием является социальная функция идеологии. В этом случае мы классифицируем идеологию с точки зрения того, интересам какого класса или другой большой социальной группы она служит. Могут существовать идеологии пролетариата, мелкой буржуазии, буржуазии, монополистической буржуазии. Можно также анализировать отношение идеологии к общим социальным интересам, вычленяя прогрессивные, консервативные и реакционные идеологии, и использовать критерий классовой сущности идеологии, выделяя идеологии господствующих и подчиненных классов. Это полезно при исследо-

213

вании деформаций, содержащихся в первой группе идеологий, которые абсолютизируют и идеализируют интересы «своего» класса, обычно отождествляя их с общими социальными интересами и даже общечеловеческими путем затушевывания классовых конфликтов и обращая внимание на конфликты национальные или расовые.

Функциональная зависимость идеологии и объективных интересов данного класса необязательно совпадает со сферой влияния определенной идеологии. Поэтому нужно пользоваться также критерием социальной базы идеологии, разделяя их на классовые (т. е. имеющие ясную опору в конкретной части общества), национальные и наднациональные. Полезно также различать центральные и периферийные течения в идеологическом слое общественного сознания.

Критерий внутренней структуры ведет к трем делениям идеологии: на религиозные и светские (по основанию наличия или отсутствия сакральных элементов); рациональные и иррациональные (поддающиеся логическому контролю или, например, интуиции); универсальные и партикулярные (в зависимости от того, кому адресованы идеологические лозунги). При анализе важное значение имеет также критерий устойчивости (выделяются устойчивые и «преходящие» идеологии) и критерий охвата (общечеловеческие, региональные, государственные и локальные идеологии). Можно также пользоваться такими критериями, как степень правильности распознания длительных и кратковременных объективных интересов данной большой социальной группы, адекватность идеологического образа действительности, ориентация непосредственно на государство или на проблемы общесоциальной значимости.

Мотивационная «цепь» политических действий

Понятие мотивационной «цепи». Мы уже отмечали активную роль общественного сознания в отношении практики и функциональную связь идеологии с интересами и стремлениями больших социальных групп. Подчеркивали также мотивационную роль идеологии в общественной жизни. Теперь рассмотрим, каким способом эта роль выполняется. Согласно всеобщему убеждению, общее (глобальное, универсальное, абстрактное) идеологическое содержание, чтобы стать «мотивом» (побужде-

214

нием, стимулом) политического действия, должно быть приспособлено к особенным условиям действия - места, времени, специфики, конкретизации. В результате возникает аналитическая проблема перехода от так называемых высших форм сознания к низшим: указания опосредствующих форм, отношения между ними и установления их взаимодействия.

В связи с этим сделаем три оговорки. 1. Мы представляем здесь идеализацию, некоторую модель, основанием которой будут явления действительности, обладающие в каждом конкретно-историческом случае своими особыми и специфическими свойствами. 2. Мы занимаемся структурой онтического порядка (интересующих нас форм сознания), а не направлением объяснения (политических действий). 3. Мы будем вводить понятия для существующих явлений, не занимаясь проблемами дефиниции (почти каждый автор пользуется собственной терминологической сеткой в интересующей нас сфере).

Идеология обосновывает политические действия и объясняет смысл политики в целом. Но ее необходимо перевести на язык действия. Поэтому должны быть сформулированы стратегические цели субъектов действия во времени и пространстве. Систематизированную совокупность таких целей назовем «политической доктриной». Реализация доктрины в данной социально-политической ситуации требует формулировки целей тактического характера. Их совокупность назовем «политической программой».

Преобразование идеологического содержания базируется на отношении конкретизации. Эта конкретизация является: 1) оперативной, поскольку «высшая» форма сознания предопределяет сферу возможностей (является потенцией) «низшей» формы. Выбор одного из возможных действий обусловлен социальной практикой (в первую очередь так называемой расстановкой сил); 2) аксиологической, ибо цели доктрины и программы укреплены теоретическими, деонтологическими, этическими, моральными и тому подобными рассуждениями, квалификациями, оценкой способов достижения данных целей; наконец, «низшие» цели есть одновременно средства реализации «высших» целей; 3) инструментальной, так как политическая доктрина выступает инструментализацией идеологии, средством преобразования функционирующих норм в нормы постулированные, заключенные в идеологии.

215

Идеология и доктрина преобразуются в программу тогда, когда они будут опробованы и приняты к реализации социальной силой, образующей политическое движение.

Сложность современной общественной жизни приводит к тому, что отмеченные формы сознания не охватывают всех мотивов, содержащихся между идеологией и действием. В литературе уже показано - на основе анализа капиталистических обществ - что внутри государства данные формы имеют абсолютно декларативный (с целью получить социальное признание и поддержку) и манипулятивный (поскольку направляют мнимые действия) характер. Они обычно неполны, ибо скрывают цели, направленные на защиту и укрепление привилегий господствующего класса, и ложны, так как представляют интересы господствующего класса совпадающими с интересами общества в целом. Следовательно, формы сознания содержат мнимые цели. Поэтому в общественной жизни выступает одна форма сознания, охватывающая действительную форму целей, способов и правил, образующих оперативные принципы деятельности.

Тем более это относится к международным отношениям. Они являются такой социальной системой, в которой отсутствует центр, располагающий монополией на средства принуждения, а большинство интересов (нетождественных, различных, противоположных, антагонистических) артикулируется и реализуется в преобладающей мере правосуверенными государственными организациями. В международных отношениях наблюдается еще одна форма сознания, включающая те политические цели данного субъекта действия, которые не могут быть представлены мировому общественному мнению или общественному мнению внутри государства, поскольку - не получив признания других участников международной жизни - они вызвали бы нежелательное противодействие и внутри государства.

Другими словами, все субъекты политических действий принадлежат к более широким социальным системам и должны считаться с воздействием остальных элементов данных систем, и по этой причине не раскрывать все свои действительные цели. Так появляется и функционирует форма сознания, которую мы предлагаем назвать политической концепцией, предшествующей в онтическом порядке доктрине и программе. Все указанные здесь формы сознания образуют последовательные звенья мотивационной цепи, в которой общее идеологическое содержание

216

преобразуется в особые планы политических действий.

Доктринальное звено. Категория доктрины имеет устойчивое эвристическое положение в научной дисциплине, которая в самом общем виде называется историей общественной мысли. В этой дисциплине доктринам приписывается весьма широкая сфера применения. Например, Я. Башкевич и Ф. Рышка пишут о политико-правовых доктринах или таких, что относятся к государственному строю и в той же степени к самой сущности права. Они обращают внимание на дифференциацию элементов доктрины: «Взгляды на государство и право, с которыми читатель познакомится на страницах нашей книги, содержали практические указания для власти и одновременно апеллировали к основным человеческим ценностям - свободе, справедливости и общему благу» [Baszkiewicz I., Ryszka F. Historia doktryn politycznych i prawnych. Warszawa, 1973. S. 5.]. Подобным образом Г. Ольшевский определяет политико-правовые доктрины как взгляды на политическую структуру общества, в том числе прежде всего на государство как важнейший элемент данной структуры, и на обязательное в обществе право [Olszewski H. Op. cit. S. 6.]. К. Гжибовский подчеркивал необходимость включать в анализ не только великие системы мыслителей, но и произведения религиозных писателей, реликты материальной культуры, символику произведений искусства [Grzybowski К. Z zagednien metodologii historii doktryn politycznych // Czasopismo Prawno-Historyczne. 1956. T. 8. Z. 1. S. 297-310.].

При использовании категории доктрины в политологии ее место обычно располагается в мотивационных цепях политических действий. Не забывая, что, с нашей точки зрения, политическая доктрина доступна общественному мнению и представляет собой наиболее динамичную (в смысле приспособленности к динамике политических отношений) часть политической концепции, рассмотрим теперь ее функции.

Доктрина: 1. Образует совокупность норм, определяющих реализацию идеологических ценностей. 2. Является основанием формулировки программ. 3. Для политического движения выступает средством борьбы за власть. 4. Служит интеграции членов движения и сочувствующих. 5. Ее содержание используется в пропаганде и агитации. 6. В социалистическом обществе выполняет также функцию образования.

Для познавательных целей нередко осуществляется классификация политических доктрин. При этом пользуются критериями: 1) идеологии, из которой вытекает доктрина; 2) адресатов, которым она направляется; 3) классов, интересы которых представляет; 4) типа ин-

217

статутов (государство, политическая партия, массовая организация), которые выражают доктрину; 5) прогрессивности; 6) комплексности проблем, поставленных доктриной.

Программное звено. Программа образует, конечно, и наиболее близкое политическим действиям звено мотивационной цепи. Иногда различают программу в значении материальном - как систему запланированных и взаимообусловленных действий и целей, и программу в значении формальном - как «документ», «источник», содержащий описание данных действий и целей. На наш взгляд, политическая программа есть конкретизация доктрины но уровням, направлениям, принципам, средствам и методам действия. Можно выделить три уровня действия: 1) политико-дипломатический; 2) социально-экономический; 3) военно-стратегический (особенно в отношении внешней политики). Направления действия - понятие, пригодное для анализа внешней политики государства. Речь идет о сферах, охватываемых военными союзами, государствами с одинаковым социально-политическим строем, экономическими организациями или географическими комплексами. Можно говорить также о круге воздействия: мировом (например, в отношениях Восток - Запад), континентальном (пример - разрядка в Европе), региональном (к примеру, сотрудничество прибалтийских государств).

Разнородность применяемых средств, их умелое использование при помощи новаторских методов действия, основанных на взаимно скоррелированных принципах, часто оказывается решающим для достижения содержащихся в доктрине целей. Богатство употребленных способов действия, их форм, точность и взаимосвязь значительно укрепляют ограниченные средства действия данного субъекта политики. Понятые так способы действия образуют метод, который мы определяем как систематический и последовательный способ поведения для достижения конкретных целей. Каждый метод действия базируется на многих принципах, которые образуют его внутреннюю логику.

218

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Полезные ссылки:

Для очень занятых: квалифицированная помощь с курсовыми и дипломными проектами вместе с агрегатором Автор24

Читай книги вместе с alpinabook.ru

Смотри новинки на сайте Читай-город

Развивайся со sky.pro, получи любую профессию онлайн с Нетологией

Спасаем деревья и климат с б/у электронными книгами 

Макаренко, Политология

Previous post Next post
Up