В дополнение к
заметке об автобусах Mercedes-Benz на фронтах Второй мировой выкладываю материалы и по некоторым другим интересным аспектам работы немецкого машиностроительного гиганта в интересах нацистского государства. «Лицом» этого сотрудничества был знаменитый грузовик L 4500.
Вот таким был этот красавиц-грузовик на гражданке. Война не пошла ему на пользу.
Завод, на котором выпускались эти грузовики находился в Штутгарте, в северо-восточном его районе - Унтертюркхайме (Daimler-Benz AG, Stuttgart-Untertiirkheim).
В 1926 году "Daimler Motorеn-Gesellschaft" в Унтертюркхайме и "Benz u. Ciе."в Мангейме объединились в "Daimler-Benz AG" со штаб-квартирой в Унтертюркхайме. Вся программа легковых и грузовых автомобилей с тех пор предлагалась под названием "Мерседес-Бенц".
Фирма построила технически продвинутые внедорожники грузоподъемностью от 1,5 до 10 тонн и производила их на четырех заводах - в Унтертюркхайме, Мангейме, Гаггенау и Берлине-Мариенфельде.
Если брать общие цифры построенных компанией грузовиков для Третьего рейха, то выйдет следующая картина:
- тип G3 около 2000 экз.;
- LG 3000 около 7500 экз.;
- "Uniform Diesel" около 500 экз.;
- 4.5-тонный грузовик в версиях А и S - около 9000, в том числе в версии 1500 "Maultier" (полугусеничный);
- и Опель Блиц - около 3500 построенных по лицензии экземпляров.
Итого мы получаем цифру в 24000 экз. грузовиков за весь военный и довоенный период. Мягко говоря, не густо - около 200 единиц техники в месяц. И это на 4-х заводах! Хорошо, что у "фрицев" не было "товарищей Стахановых". При этом далеко не все грузовики производились для военных нужд, часть гражданских машин реквизировали в ходе войны, но Uniform Diesel и Maultier изготавливались целенаправленно для военных.
Эта полноприводная версия не оправдала надежд на восточном фронте. Пришлось прилаживать гусеничное шасси от танка....
На снимке выше заводская фотография 4,5-тонного грузовика Mercedes-Benz Type L 4500 A (4 x 4), который производился с 1941 года и до конца войны. Автомобиль имел 6-цилиндровый дизельный двигатель объемом 7.2 литра и мощностью 122 л. с.
Немецкие войска, отходящие из Брюсселя (2-3 сентября 1944 г.), были скрытно сфотографированы одним бельгийцем из окна. Полный солдатами грузовик буксирует полевую кухню "Große Feldküche Hf. 13", которую обычно запрягали лошадьми (обратите внимание на колёса кухни). Гужевой транспорт вообще был очень распространён в вермахте, а высокая моторизованность его частей - миф. На грузовик нанесена светлая камуфляжная краска. На переднем крыле сидит наблюдающий за воздухом солдат (в 1944 году немцев на западном фронте спасала только нелётная погода). Грузовик - Mercedes-Benz Type L 4500 в версии S, как можно судить по утопленной ступице колеса спереди.
Та же версия А. Стоит в экспозиции музея в городе Зинсхайме. Пожалуй, самый знаменитый сохранившийся экземпляр.
Чешские партизаны на Мерседесе
К концу войны 4,5-тонный грузовик "Мерседес" был сильно "редуцирован" в части экстерьера: отсутствие бампера, примитивные крылья, фары меньшего размера и деревянная кабина прямоугольной формы были его самыми заметными визуальными отличиями от прежнего красавца. То, что отличало советский автопром в самые первые годы войны, пришло к немцам в конце её - материалов катастрофически не хватало. Этот тип L 4500 S (дизельный) на фото выше был реквизирован чешскими партизанами с оружейного завода в Страконице 5 мая 1945 года. Почему именно 5 мая? Вечером 3 мая американцы разбомбили завод, где чехи делали для вермахта пушки и боеприпасы, а пролетарий без дела - бандит. Чехам предстояло проявлять героизм ещё целую неделю до полной капитуляции немецких формирований и расправы над коллаборационистами. Впрочем, это для СССР война закончилась здесь 11 мая, а чешским патриотам еще долгое время предстояло истязать судетских немцев и сводить довоенные счёты с поляками, но это уже другая история...
После войны, кстати, здесь стали производить известные в Союзе мотоциклы ЧЗ.
Но, вернемся к нашим Мерседесам. Ещё раз: вот Mercedes-Benz L 4500 S 1941 года.
А вот это уже 1944 год. Металл древесиной стали замещать с 1942 года.
Прогресс, как говорится, на лицо. Хорошо повоевали.
P.S. А вот ближе к концу войны на ЗИС-5 вернулась вторая фара.
Если Вы нашли концептуальные, технические и прочие неточности в тексте, напишите пожалуйста об этом в комментариях. Я постараюсь проанализировать и исправить их.