Click to view
Небольшой документальный фильм в двух частях, выполненный при поддержке Гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, а также международного грантового конкурса Православная инициатива-2022 посвящен проблеме массовых репрессий в СССР и конкретно пострадавшим православным в Дальстрое, преимущественно на территории нынешней Магаданской области и части нынешней республики Саха, бывшей под юрисдикцией Дальстроя.
Сюжет фильма построен на том, что его создатели едут по местам, в которых трудились заключенные православные христиане в поисках ранее малоизвестных или неизвестных страстотерпцев. Однако нашли ли их и сколько нашли понять из содержания фильма невозможно. К сожалению, фильм выполнен не столько в просветительском ключе, сколько в идеологическом. Идеологический дискурс давно известен, он целиком построен на противопоставлении православного христианства «безбожной» советской власти.
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим.13:1-2)
При этом в фильме никак не рассмотрен вопрос о предпосылках репрессий против священнослужителей, не поднимался также вопрос о том, что с 1939 года (то есть большую часть истории Дальстроя) в СССР произошли существенные послабления в отношении религии и деятелей культа. Дальстрой был не только репрессивным, но в первую очередь хозяйствующим субъектом с очень высокой степенью централизации, очень многое зависело от руководства Дальстроя или отдельных его подразделений. Поэтому принято выделять более «либеральные» ранний и поздний периоды его функционирования от суровых и жестоких лет под руководством Павлова и Никишова, пришедшиеся на войну и тяжелые голодные послевоенные годы. Все эти нюансы в фильме не поднимаются. Количественные оценки репрессий даются очень приблизительно и вырваны из контекста, что должно создать у зрителя ощущение невероятно высокой смертности (как в процентном, так и в абсолютном значениях) заключенных в Дальстрое. Первая часть фильма кончается аллюзией старой ржавой мясорубки, издающей душераздирающий звук, на репрессивную машину Дальстроя. То, что во времена Дальстроя она ржавой не была и, наверное, использовалась по прямому назначению, создателей фильма не обеспокоило. Такие приемы перемежаются комментариями обычных прихожан церкви когда-то что-то слышавших о погибших заключенных или которым чудятся души умерших на строительных работах (а в других местах им они не чудятся). При этом акценты расставлены так, что любой репрессированный христианин рассматривается пострадавшим за веру. Так, например, рассматриваются судьбы репрессированных после немецкого плена православных красноармейцев. Не трудно допустить при такой логике, что в фильме должны были фигурировать и полторы сотни тысяч власовцев, красновцев, шкуровцев, деятелей Псковской православной миссии. Все они боролись против «безбожной» власти. А последние весьма активно и эффективно возрождали православие на оккупированных территориях. За веру они пострадавшие? Думаю, что многие из них да. Нужно ли о них помнить только в том разрезе, что они пострадали от советской власти? А как это соотносится с развитием гражданского общества, ведь под это были получены деньги на фильм? Это крайне сложные вопросы.
Весьма слабым кажется и довод, приводимый во второй части фильма о том, что работники Дальстроя стремились специальным или особым способом уничтожать останки пострадавших за веру. Причем делали они это по лекалам римских гонителей христиан, т.е. изучали данный опыт.
В конце фильма перечисляется обширный перечень уже известных колымских страстотерпцев, что, очевидно, должно укрепить авторитет Якутской и Ленской, а также Магаданской и Синегорской епархий. Судя по всему, это и есть ключевая задача проекта. В христианстве существует обширная экономика мученичества и святых мощей. Так 11 из 12 апостолов закончили свою жизнь мученическим подвигом, что стало одним из ключевых элементов успеха вероучения в период его становления. Авторитет и экономическое благополучие структурных единиц любой христианской церкви (кроме протестантских деноминаций) существенно зависит от пантеона таких мучеников (новомучеников в данном случае) и наличия их останков. Поэтому поиск РПЦ страстотерпцев и их останков в некотором роде напоминает деятельность Дальстроя по изысканию металла. Собственно, именно деятельность Дальстроя и создала все предпосылки нынешнего положения РПЦ на Северо-Востоке России.
Кровь мучеников - семя Церкви. (Тертуллиан)
В то же время, необходимо отметить, что деятельность по поиску массовых захоронений заключенных эпохи Дальстроя, затронутая в фильме, верная и правильная. Однако осуществляется она энтузиастами, работающими вне данного проекта.
Через Дальстрой за четверть века его существования прошло около 800 тыс. заключенных. Каждый четвертый нашел свою смерть здесь. К ним относятся не только расстрелянные, в т.ч. при попытках к бегству, замученные по прихоти лагерного начальства и конвоиров, затравленные уголовниками, но и погибшие от голодовок, в войнах «воров» и «сук», «технически уработанные» вследствие межличностных конфликтов, от несоблюдения техники безопасности на производстве и неоказания квалифицированной медицинской помощи, а также умершие своей смертью. Это было жесткое время с соответствующими нравами. И рассматривать его нужно комплексно, в контексте всего происходившего в стране и в мире. Подвиг трудившихся в заключении на Колыме поистине велик и он стоит в одном ряду с другими событиями, пришедшимися на тот период. Память о Дальстрое и его узниках необходимо хранить, а не создавать мифологию и сеять раздор по поводу массовых репрессий между гражданами нашей страны в узкокорпоративных целях. К столь сложным темам нельзя подходить со столь простыми лекалами.