Как и обещал ранее, собираюсь пографоманствовать на тему становления отношений. Между мужчиной и женщиной, разумеется. Но при желании можно эти рассуждения применить и намного дальше (и тут я не имею ввиду другие сочетания полов). В общем, надеюсь не только высказаться, но и принести максимум пользы, дав (некоторым) альтернативное понимание сути происходящего.
Говоря проще, многие должны лучше понять, почему их партнер ведет себя так, а не иначе. Начнем.
1. Формирование поведенческих моделей (паттерны)
Многие могут привести пример (особенно из чужих отношений), когда партнер прямо создан для отношений - ведет себя со второй половинкой так, как в Вашем представлении и должен вести себя идеал, ну или близко к этому. Одновременно можно привести ещё больше альтернативных примеров, когда человек в отношениях прямо таки скотина, причем не важно какого пола и в отношениях с кем. Третий вариант, который можно представить, человек отлично ладит с одним партнером и совершенно не ладит с другим, в других отношениях.
Для начала выведем условный термин способность к отношениям - им мы будем обозначать высокий уровень адаптивности индивида к любого рода близким отношениям с партнером/партнершей. Т.е. вот взяли мужчину с хорошей способностью к отношениям, свели его практически с любой женщиной - и получили крепкие и хорошие отношения или, как минимум, хороший шанс на это.
Первое, что надо принять, что способности к отношениям, не даются с рождением.
Они приобретаются в процессе воспитания и социализации.
Причем, основной возраст, детство, которое вначале ещё и бессознательное.
Дальше тоже процесс не останавливается, но "костяк" этих способностей задается рано.
Как это происходит? Ребенок видит, как ведут себя его родители (или другие значимые взрослые) в различных жизненных ситуациях и запоминает, как нужно ему самому поступать в аналогичных ситуациях в будущем. Так формируются поведенческие паттерны поведения. При этом надо учитывать пол ребенка. Ребенок мужского пола перенимает мужскую роль поведения от отца. Это вообще один из ведущих механизмов социализации - принятие роли.
Следовательно, изначальные благоприятные условия в семье и дают большую часть той способности к отношениям. Если семья живет в любви и гармонии, то ребенок с детства учится строить подобные отношения, вернее пока ещё больше не строить, а узнавать о том, какими они могут быть.
Сложнее, когда семья не полная. Этот вариант сейчас подробно рассматривать не буду, может кому-то покажется интересно и проанализируйте дальше. Просто обозначу, что в ситуации "одинокая мать и дочка", матери придется приложить много усилий, чтобы на примере своей неполноценной модели не вырастить из дочери потенциальную мать-одиночку. В ситуации "одинокая мать и сынок" всё ещё сложнее - у сына нет возможности получить представление о модели поведения своего пола, в роли символического отца выступает та же мать и дальнейшие понятия о мужской модели поведения будут черпаться из жизни с некоторым опозданием. К чему это потенциально приводит тоже сейчас разбирать не буду - это тема отдельного разговора.
И ещё поправка, на изначальную модель поведения взятую от родителя своего пола, накладывается отпечаток полученный в ходе дальнейшей социализации и адаптации в обществе, поэтому не всё так однозначно. Чтобы было более понятно, приведу пример.
Семья - отец, мать и сын. Отец ребенка изредка бьет мать.
В бессознательном детстве сын сначала не особо оценивал что происходит, позже он вступался за мать и поведение отца стало для него невыносимо противным. Сын вырос с твердым убеждением, что он-то никогда не поднимет руку на свою любимую женщину. Вот он вступает в отношения с девушкой и они создают семью. С одной стороны - у него есть все предпосылки для того, чтобы причинить боль супруге в моменты конфликта (заложено принятой поведенческой моделью), с другой стороны - его сдерживает неприятие этой возможности. Однозначно предсказать сколько он сможет сопротивляться своим предпосылкам нельзя. Может никогда и не ударит, может это выльется в повышенную агрессивность, но без рукоприкладства, может агрессия будет направлена вне семьи на подчиненных, а может и будет лупасить, как его папа.
2. Взаимодействие поведенческих моделей в отношениях
Перехожу к следующему утверждению: отношения - это взаимодействие поведенческих моделей двух людей.
Получается, что когда мужчина и женщина находятся в отношениях, на любом этапе, то можно учитывать - какая модель поведения досталась каждому их них в "наследство". Давайте, сразу на примере.
Девушка. Воспитывалась в демократичной и благополучной семье, где мать с отцом совместно готовили ужин, делились новостями с работы и вообще, проявляли к друг-другу много заботы.
Парень. Воспитывался в патриархальной семье, где суровый отец, придя с работы требовал от матери подать тапочки и шел читать газету, ежеминутно покрикивая на кухню "Ну скоро ты там, я ведь голодный! И чем весь день занималась?!" - это как бы основной вид общения в семье, который вошел в сформированную модель нашего парня для примера.
Теперь представим, что эти парень и девушка начали строить отношения, пусть они сразу сожительствуют.
С большой долей вероятности можно предположить, что после трудового дня, в период уже не романтических, а бытовых отношений (про это ниже), когда оба под воздействием послетрудового стресса... у них может возникнуть конфликт.
Причем формулировать причину конфликта они будут по-разному. Парень будет жаловаться друзьям, что "она абсолютно избалованная и не хочет заниматься хозяйством, не понимает как он устал на работе, дергает его какими-то непонятными темами для разговоров во время важного футбольного матча..." Девушка подругам расскажет, что "он какой-то неуравновешенный, не хочет помогать ей по хозяйству, замкнутый, необщительный и похоже просто мудак". Ну примерно так. Также рассказывают и психотерапевту, задача которого на первом этапе работы из демонстрируемой причины конфликта увидеть реальную.
Спросите, так что же им, бедолагам делать-то? Ведь модели же разные, это финиш отношениям?
Вовсе нет, вижу один конструктивный путь, а их наверняка много.
Во-первых, надо обоим понять, что за "наследство" каждому досталось, лучше сообща.
Во-вторых, надо учиться жить, продолжать взаимодействовать и строить отношения с учетом полученных знаний.
Адаптация, взаимопонимание, "притирка" моделей - это и является выстраиванием отношений.
Это работа и она требует приложения усилий от каждого из участников.
--------------------------------------------
Надеюсь, что кому-то эти размышления будут интересны и полезны.
Напоследок повторю: не собираюсь никого переубеждать, просто делюсь своими мыслями, имеете право остаться при своем мнении, причем, в таком случае его даже желательно озвучить.
репост UPDATE. ночью немного был утомлен и некоторые вопросы осветил поверхностно.
Зато сегодня получил отличный уточняющий вопрос в комментариях.
andrewshtolz: Скажите, во втором примере парень и девушка по условию начинают сожительствовать сразу же после знакомства? А то кажется, что при такой разнице в паттернах у них бы не дошло совместной жизни.. или я ошибаюсь? Вообще, когда в отношениях, начиная от момента знакомства, начинают явно проявляться паттерны?
Отвечаю:
Пример намеренно раздутый, в действительности паттерны учитываются ещё при выборе партнера. Девушку из примера скорее привлек бы парень, который своей поведенческой моделью похож на её отца. Начать отношения с парнем из примера она могла только под сильным воздействием внешней среды и, скорее, не по своей воле.
Т.е. да, паттерны начинают "работать" ещё от момента знакомства.