Про становление отношений

Mar 16, 2011 04:13

Как и обещал ранее, собираюсь пографоманствовать на тему становления отношений. Между мужчиной и женщиной, разумеется. Но при желании можно эти рассуждения применить и намного дальше (и тут я не имею ввиду другие сочетания полов). В общем, надеюсь не только высказаться, но и принести максимум пользы, дав (некоторым) альтернативное понимание сути происходящего.

Говоря проще, многие должны лучше понять, почему их партнер ведет себя так, а не иначе. Начнем.

1. Формирование поведенческих моделей (паттерны)

Многие могут привести пример (особенно из чужих отношений), когда партнер прямо создан для отношений - ведет себя со второй половинкой так, как в Вашем представлении и должен вести себя идеал, ну или близко к этому. Одновременно можно привести ещё больше альтернативных примеров, когда человек в отношениях прямо таки скотина, причем не важно какого пола и в отношениях с кем. Третий вариант, который можно представить, человек отлично ладит с одним партнером и совершенно не ладит с другим, в других отношениях.

Для начала выведем условный термин способность к отношениям  - им мы будем обозначать высокий уровень адаптивности индивида к любого рода близким отношениям с партнером/партнершей. Т.е. вот взяли мужчину  с хорошей способностью к отношениям, свели его практически с любой женщиной - и получили крепкие и хорошие отношения или, как минимум, хороший шанс на это.

Первое, что надо принять, что способности к отношениям, не даются с рождением.
Они приобретаются в процессе воспитания и социализации.
Причем, основной возраст, детство, которое вначале ещё и бессознательное.
Дальше тоже процесс не останавливается, но "костяк" этих способностей задается рано.

Как это происходит? Ребенок видит, как ведут себя его родители (или другие значимые взрослые) в различных жизненных ситуациях и запоминает, как нужно ему самому поступать в аналогичных ситуациях в будущем. Так формируются поведенческие паттерны поведения. При этом надо учитывать пол ребенка. Ребенок мужского пола перенимает мужскую роль поведения от отца. Это вообще один из ведущих механизмов социализации - принятие роли.

Следовательно, изначальные благоприятные условия в семье и дают большую часть той способности к отношениям. Если семья живет в любви и гармонии, то ребенок с детства учится строить подобные отношения, вернее пока ещё больше не строить, а узнавать о том, какими они могут быть.

Сложнее, когда семья не полная. Этот вариант сейчас подробно рассматривать не буду, может кому-то покажется интересно и проанализируйте дальше. Просто обозначу, что в ситуации "одинокая мать и дочка", матери придется приложить много усилий, чтобы на примере своей неполноценной модели не вырастить из дочери потенциальную мать-одиночку. В ситуации "одинокая мать и сынок" всё ещё сложнее - у сына нет возможности получить представление о модели поведения своего пола, в роли символического отца выступает та же мать и дальнейшие понятия о мужской модели поведения будут черпаться из жизни с некоторым опозданием. К чему это потенциально приводит тоже сейчас разбирать не буду - это тема отдельного разговора.

И ещё поправка, на изначальную модель поведения взятую от родителя своего пола, накладывается отпечаток полученный в ходе дальнейшей социализации и адаптации в обществе, поэтому не всё так однозначно. Чтобы было более понятно, приведу пример.

Семья - отец, мать и сын. Отец ребенка изредка бьет мать.
В бессознательном детстве сын сначала не особо оценивал что происходит, позже он вступался за мать и поведение отца стало для него невыносимо противным. Сын вырос с твердым убеждением, что он-то никогда не поднимет руку на свою любимую женщину. Вот он вступает в отношения с девушкой и они создают семью. С одной стороны - у него есть все предпосылки для того, чтобы причинить боль супруге в моменты конфликта (заложено принятой поведенческой моделью), с другой стороны - его сдерживает неприятие этой возможности. Однозначно предсказать сколько он сможет сопротивляться своим предпосылкам нельзя. Может никогда и не ударит, может это выльется в повышенную агрессивность, но без рукоприкладства, может агрессия будет направлена вне семьи на подчиненных, а может и будет лупасить, как его папа.

2. Взаимодействие поведенческих моделей в отношениях

Перехожу к следующему утверждению: отношения - это взаимодействие поведенческих моделей двух людей.

Получается, что когда мужчина и женщина находятся в отношениях, на любом этапе, то можно учитывать - какая модель поведения досталась каждому их них в "наследство". Давайте, сразу на примере.

Девушка. Воспитывалась в демократичной и благополучной семье, где мать с отцом совместно готовили ужин, делились новостями с работы и вообще, проявляли к друг-другу много заботы.

Парень. Воспитывался в патриархальной семье, где суровый отец, придя с работы требовал от матери подать тапочки и шел читать газету, ежеминутно покрикивая на кухню "Ну скоро ты там, я ведь голодный! И чем весь день занималась?!" - это как бы основной вид общения в семье, который вошел в сформированную модель нашего парня для примера.

Теперь представим, что эти парень и девушка начали строить отношения, пусть они сразу сожительствуют.
С большой долей вероятности можно предположить, что после трудового дня, в период уже не романтических, а бытовых отношений (про это ниже), когда оба под воздействием послетрудового стресса... у них может возникнуть конфликт.

Причем формулировать причину конфликта они будут по-разному. Парень будет жаловаться друзьям, что "она абсолютно избалованная и не хочет заниматься хозяйством, не понимает как он устал на работе, дергает его какими-то непонятными темами для разговоров во время важного футбольного матча..." Девушка подругам расскажет, что "он какой-то неуравновешенный, не хочет помогать ей по хозяйству, замкнутый, необщительный и похоже просто мудак". Ну примерно так. Также рассказывают и психотерапевту, задача которого на первом этапе работы из демонстрируемой причины конфликта увидеть реальную.

Спросите, так что же им, бедолагам делать-то? Ведь модели же разные, это финиш отношениям?
Вовсе нет, вижу один конструктивный путь, а их наверняка много.

Во-первых, надо обоим понять, что за "наследство" каждому досталось, лучше сообща.
Во-вторых, надо учиться жить, продолжать взаимодействовать и строить отношения с учетом полученных знаний.
Адаптация, взаимопонимание, "притирка" моделей - это и является выстраиванием отношений.
Это работа и она требует приложения усилий от каждого из участников.

--------------------------------------------

Надеюсь, что кому-то эти размышления будут интересны и полезны.

Напоследок повторю: не собираюсь никого переубеждать, просто делюсь своими мыслями, имеете право остаться при своем мнении, причем, в таком случае его даже желательно озвучить.

репост

UPDATE. ночью немного был утомлен и некоторые вопросы осветил поверхностно.
Зато сегодня получил отличный уточняющий вопрос в комментариях.

andrewshtolz: Скажите, во втором примере парень и девушка по условию начинают сожительствовать сразу же после знакомства? А то кажется, что при такой разнице в паттернах у них бы не дошло совместной жизни.. или я ошибаюсь? Вообще, когда в отношениях, начиная от момента знакомства, начинают явно проявляться паттерны?

Отвечаю: Пример намеренно раздутый, в действительности паттерны учитываются ещё при выборе партнера. Девушку из примера скорее привлек бы парень, который своей поведенческой моделью похож на её отца. Начать отношения с парнем из примера она могла только под сильным воздействием внешней среды и, скорее, не по своей воле.

Т.е. да, паттерны начинают "работать" ещё от момента знакомства.

графоманство, психология

Previous post Next post
Up